Становление методологии научного познания в гуманитарных науках

Проведение научных исследований в специальной педагогике предполагает подготовленность исследователя, что требует не только высокого уровня компетентности в исследуемой области, но и вла­дения историей развития специальной педагогики; знания фило­софии науки, которая изучает общие философские аспекты разви­тия науки — понятие «наука», критерии научности знаний, струк­туру научного знания, его виды, методологию научного познания и методы научного исследования; а также понимание закономер­ностей функционирования науки как особого социального инсти­тута, ясное представление об особенностях взаимодействия науки и общества и многое другое. Процессы, происходящие в предмет­ном поле специальной педагогики как отрасли научно-педагоги­ческого знания, исследуются с позиций современной методологии научного познания и с учетом истории развития этой научной от­расли.

Специальная педагогика, как мы уже говорили, является со­ставной частью общей педагогики, вместе с которой относится к сфере гуманитарного научного знания. Она исследует научно-тео­ретические вопросы и проблемы педагогики и образования людей с особыми образовательными потребностями. Успешность таких исследований зависит от обоснованной методологической пози­ции и верно избранных методов исследования.

Методологию науки определяют как учение об исходных положе­ниях, принципах, способах познания, объяснительных схемах пре­образования действительности, а методологию педагогики — как учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, спосо­бах объяснения (создание концепции) и практического применения или способах преобразования самой системы обучения и воспита­ния (Загвязинский В. И., Атаханов Р., 2001; Краевский В. В., 2003).

Философия науки рассматривает современный уровень раз­вития научного знания как начало этапа развития постнекласси-ческой (неонеклассической, или постмодернистской) науки1.

1 См.: Философия науки / под ред. С.А.Лебедева. — М., 2005; Назарова Н.М., Пенин Г.Н. История специальной педагогики // Специальная педагогика: в 3 т. — М, 2007. - Т. 1. -ГА: 7.



Познавательные модели, реализуемые на этом этапе, опираются на ряд фундаментальных научных концепций, приложимых ко многим отраслям научного познания, в том числе и к специ­альной педагогике. К их числу можно отнести теорию систем, теорию информации, теорию самоорганизации и теорию управле­ния.

Важнейшей тенденцией современной науки, значимой для спе­циальной педагогики, для формирования современной методо­логии и методов научного исследования, являются преодоление разобщенности и сближение двух культур — культуры естествен­но-научного знания и культуры гуманитарного знания — и разви­тие диалога между ними.

Разрыв двух названных культур начался еще в процессе формирования европейской науки Нового времени. В этот период в структуре естественно-научного знания изучались и объясня­лись различные явления и закономерности мира природы, создавались и использовались соответствующие методы научного познания. Широко проводились как фундаментальные, так и при­кладные исследования в названной области. Возникающие потреб­ности в изучении мира человека — самого человека и продуктов его деятельности — пытались удовлетворять, применяя те же под­ходы и методы, что и при изучении природы. Уже в первой поло­вине XIX в. появилось предположение, а затем и уверенность в том, что гуманитарную сферу также можно изучать на основе есте­ственно-научной методологии (становление такого направления философии, как позитивизм).

Дальнейшее развитие этих взглядов происходило во второй половине XIX в. в связи с созданием и широким распространени­ем эволюционной теории Ч.Дарвина и попытками на ее основе исследовать человека как социальное существо с присущими ему социальными и психологическими характеристиками (эволюци­онный натурализм Г. Спенсера). Постепенно формировалась тен­денция превращения социальных и гуманитарных наук в один из разделов естествознания.

Вместе с тем в этот же период мысли ученых сферы гумани­тарного знания — В.Дильтея (1833—1911), Г.Риккерта (1863 — 1936), Э. Гуссерля (1859- 1938), Э.Кассирера (1874-1945) - были направлены на поиск качественных отличий гуманитарных наук от наук естественных. Было установлено, что у естественных и у гуманитарных наук предмет исследования разный. Если для пер­вых объектом познания выступает природа, независимая от по­знающего ее субъекта, то в области гуманитарных исследований субъект и сам становится объектом познания.

В отличие от внеисторичности природы, культура (гумани­тарное знание) представляет собой исторический процесс «со­зидания все новых и все более совершенных значимостей и смыс-

лов»1. Природу характеризую! причинные отношения и взаимо­действия; культура же, гуманитарное знание, — продукт дея­тельности человека, руководствующегося определенными нор­мами и ценностями и ориентирующегося на достижение совер­шенно конкретных целей. Сфера культуры, гуманитарного зна­ния, — это, в отличие от природы, сфера ценностно детерми­нированная. Научный поиск в естественных науках направлен на открытие общих законов природы, а в гуманитарных — на по­знание неповторимых, единственных в своем роде проявлений человеческой культуры. В методологическом плане естественные науки стремятся к доказательному объяснению законов природы. Для гуманитарного знания главное познавательное действие — понимание смысла изучаемых социальных, культурных, исто­рических явлений при помощи таких гуманитарных методов ис­следования, как герменевтика (интерпретация), феноменология (постижение смысла через эмпатию, диалог, интуицию).

С конца XIX в. и далее заметно развивается теоретико-методо­логическая база гуманитарных исследований. Как мы уже отмеча­ли ранее (см.: 2.1. Философские основы специальной педагоги­ки), одним из важнейших философских направлений прошедше­го столетия становится философская антропология (А. Шелер, Г.Плеснер, А. Гелен, М.Хайдеггер и др.), ведущие концепции ко­торой способствовали становлению педагогической антропологии.

В 60-х гг. XX в. одни ученые рассматривали педагогическую ан­тропологию как системным образом построенную теорию педаго­гики (Й. Плейнес), в то время как другие исследователи (напри­мер, О.Больнов) признавали ее методологией педагогики, подхо­дом, пронизывающим все ее области.

Вэто же время было продолжено изучение возможностей гер­меневтики как метода исследования в гуманитарных науках (Г. Г. Га-дамер).

В 70 —80-х гг. XX в. ученые увидели в новейших разделах есте­ственных и математических наук (кибернетика, теория информа­ции, синергетика, социобиология, этология и др.) большие воз­можности для обогащения методологии и методов исследования в гуманитарных науках, в первую очередь при изучении проблем общества, человека, культуры в целом. Философия науки конста­тирует, что «...процесс развития наук в XX в. приобрел... слож­ный, неожиданный и интересный характер. Вскрытие причинных механизмов и формулировка законов функционирования обще­ственных явлений и артефактов культуры вовсе не потребовали отказа от понимания их как продуктов свободной творческой че­ловеческой деятельности, наполненной глубоким смыслом и зна-

1 Борзенков В. Г. Будущее науки: интеграция естествознания и гуманитарных исследований // Философия науки / иод ред. С.А.Лебедева. — М., 2005. — С. 697.






чимостью. Более того, сами естественные науки по мере вовлече­ния в орбиту своих научных интересов... более сложных и более системно организованных объектов все чаще стали допускать в состав своих фундаментальных теорий и объяснительных схем та­кие понятия, которые, как думалось раньше, являются исключи­тельной прерогативой наук о человеке и гуманитарных наук, в том числе и понятия истории, цели, смысла, значимости, цен­ности и др. А это означает, что природа в естествознании конца XX — начала XXI в. вдруг обнаруживает черты, близкие человеку, человеческому миру, а научная картина мира, которая складыва­ется на наших глазах, включает в себя и природу, и человека, и культуру как органически взаимосвязанные части единого в своей основе целостного Универсума. Представляется, что развитие на­уки XX в. (и здесь особое место принадлежит биологии) дает вес­кие основания считать, что раскол между естествознанием и гу­манитарной сферой если не преодолен, то во всяком случае ре­шительно и неумолимо начинает преодолеваться»'. Процесс сбли­жения культур, отмечает В. Г. Борзенков, идет на различных уров­нях общности и в разных формах: и на логическом уровне, и на уровне более общих моделей возникновения, функционирования и эволюции сложных систем любой природы в рамках кибернети­ки, теории информации, синергетики и других междисциплинар­ных подходов, а также на уровне разработки моделей, теорий и концепций в частных науках, таких, как, например, гуманисти­ческая психология и многие другие.

В настоящее время педагогика находится в процессе поиска спо­собов взвешенного, оптимального сочетания естественно-научных и гуманитарных подходов в методологии педагогических исследо­ваний. А.Ф. Закирова (2001) указывает на сосуществование двух противоположных тенденций. Первая связана с абсолютизацией гносеологизма, проявляющегося в избыточном наукообразии и ве­дущего к отрыву от реальной жизни и образовательной практики. Для второй характерно не всегда оправданное привлечение мето­дов смежных с педагогикой отраслей человековедения — теологи­ческого, эзотерического, оккультного знания, искусства, что ве­дет кразмыванию собственного предмета педагогики. Поэтому край­не необходимо специальное методологическое обоснование соче­тания собственно педагогических подходов с общегуманистическими. Возникает потребность в определении механизмов взаимодопол­няемости научного и вненаучного знания, в раздвижении рамок естествен но-научной парадигмы до масштабов культуры, необхо­димость в разработке основ педагогической герменевтики2.

1 Борзенков В. Г. Будущее науки: интеграция естествознания и гуманитарных
исследований // Философия науки / под ред. С.А.Лебедева. — С. 699 — 700.

2 См.: Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. —
Тюмень, 2001. -С. 73.

Наши рекомендации