Вопрос 9. субъект познания в социально-гуманитарных науках

1) Классическая рациональность – акцент на О-те.

Объект существует реально или объективно, вне зависимости от субъекта. Следовательно, знание, которое получается, истинное именно тогда, когда это знание именно объекта. Истина есть соответствие наших знаний объекту. Чтобы получить истинное знание, надо элиминировать субъекта.

 
 
Внутринаучные ценности, цели

вопрос 9. субъект познания в социально-гуманитарных науках - student2.ru вопрос 9. субъект познания в социально-гуманитарных науках - student2.ru (средства)

С →Ср. → [О] (объект)

Общесоциальн ценности, цели
S-т

познания

(операции)

2) Неклассическая рациональность – учитывает связи между знаниями об О-те и характером средств и операций деят-ти.

 
 
Внутринаучные ценности, цели

вопрос 9. субъект познания в социально-гуманитарных науках - student2.ru вопрос 9. субъект познания в социально-гуманитарных науках - student2.ru (средства)

С →(Ср. → О) (объект)

общесоциальн ценности, цели
S-т

познания

(операции)

3) Постнеклассическая рациональность – учитывает соотнесенность знаний об О-те как с характером средсв и операций деят-ти, так и с ценносно-целевыми структурами.

 
 
Внутринаучные ценности, цели

вопрос 9. субъект познания в социально-гуманитарных науках - student2.ru вопрос 9. субъект познания в социально-гуманитарных науках - student2.ru (средства)

[(С →Ср. → О)] (объект)

общесоциальн ценности, цели
S-т

познания

(операции)

Не только нельзя абстрагироваться от способов познания, но и от субъекта познания, в знании всегда присутствуют те элементы, которые несут на себе субъекты познания, их отличительные черты. Например, обязательно есть внутренние цели и ценности субъекта познания (индивидуального, коллективного). Но у субъекта есть и культурные ценности, присущие его социуму, они существуют в той реальной исторической ситуации, в которой существует субъект познания. Что бы мы ни изучали, объекты ли живой природы, или неживой, мы в конце концов получаем знание о себе. Мы в конце концов изучаем сами себя, в каком-то качестве или роли. Итак, человек – это конечный объект и субъект любого познания.

Миронов приводит несколько другие схемы:

1) классическая O-S

2) неклассическая O/S-S

3) постнеклассическая O/S/P-S, где P – это практика.

Соц-гум познание преимущественно ориентировано на идеалы неклассической и постнеклассической рациональности.

Что понимается под субъектом познания? Для Гегеля субъект трансцендентен. Это абсолютный разум. Для Маркса и социологов он социален. Это общество. Только общество в челом со всеми выработанными им способами познания изучает мир и самого себя. Т.о., под субъектом познания понимается как эмпирический субъект – ученый или научное сообщество, так и общество в качестве конечно субъекта познания.

Главная особенность соврем соц-гум наук – субъект представлен дважды: и как познающий субъект (индивид, научное сообщество или общество), и как часть О-та познания. Соц науки могут познавать объективные закономерности, несмотря на то, что в обществе действуют люди, наделенные волей и сознанием. Здесь истина – отражение этих закономерностей. Но соц-гум познание интересуют также мотивы и ценности субъекта, групп, включенных в общество, здесь объективность – понимание этих мотивов и ценностей. Это усиливает роль культурцентристских исследовательских программ, однако субъект-объектное отношение сохраняет свою регулятивную роль в познании.

Другие особенности: невозможность принимать теоретические конструкты за реальность и жить в соответствии с ними; плюрализм концепций как способ обеспечения разных типов или аспектов деятельности; неприемлемость монополии на истину, достигаемую соц средствами; открытость проф науч поиска и конкурентность науч трактовок.

Наши рекомендации