Понятие семей, находящихся в социально – опасном положении

Глава 1. Теоретические основы социального сопровождения семей, находящейся в социально – опасном положении

Понятие семей, находящихся в социально – опасном положении

Роль семьи для человека любого возраста имеет огромное значение: в семье формируется и развивается личность человека, происходит его первичная социализация, овладение различными социальными ролями, закладываются основы духовно-нравственного воспитания, формируется характер, стереотипы поведения в семье и обществе, развивается умение общения с другими людьми.

То есть, человек учится быть человеком и становится личностью благодаря семье или вопреки тем отношениям и жизненным правилам, которые характеризуют самые различные семьи, находящиеся в социально – опасном положении.

Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. ([ Васильева Л.Л., Кащеева А.В., Петрова Л.Ю., Преображенская Е.В., Черняева Т.Н. Понятийный аппарат социальной педагогики. - С.: Научная книга, 2009. 5, с.92])

Семья, находящаяся в социально – опасном положении это – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. [Воронцова М. В. Дубровская Т. А., Пискарева Н. В. Семьи «группы риска»: проблемы, пути решения. Монография. – Таганрог, 2009.].

Термин «семья, находящаяся в социально – опасном положении» появляется относительно недавно, поэтому многие ученые вместо него употребляется термин «неблагополучная семья».

К семьям, находящимся в социально – опасном положении принято относить семьи, где родители страдают алкогольной зависимостью; семьи, где родители являются безработными; семьи, которые распадаются; неполные семьи; семьи, где родители – инвалиды. (автор)

Для своевременного учета и организации работы с данной категорией семей в Кировской области создан единый областной банк данных семей, находящихся в социально – опасном положении – совокупность информационных ресурсов, сформированных на муниципальном и областном уровнях и содержащих документированную информацию о семьях, находящихся в социально – опасном положении, проживающих на территории Кировской области.

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении осуществляется на основе следующих критериев:

1. Неисполнение родителями обязанностей по воспитанию и жизнеобеспечению несовершеннолетних:

− отсутствие у несовершеннолетнего необходимой одежды;

− отсутствие регулярного питания;

− несоблюдение санитарно-гигиенических требований и норм по уходу за несовершеннолетним;

− принуждение ребенка выполнять работу, не соответствующую его возможностям;

− отказ от необходимого медицинского обслуживания и лечения несовершеннолетних, отказ беременной женщины от постановки на учет в женскую консультацию.

2. Отсутствие контроля, за обучением ребенка:

− систематические пропуски школьных занятий без уважительной причины;

− прекращение обучения детей в школе;

− отсутствие связи родителей со школой;

− отсутствие контроля поведения, местонахождения детей.

3. Жестокое обращение с детьми со стороны членов семьи:

− причинение физического, психического, морального вреда (в том числе – применение способов воспитания, основанных на пренебрежительном, жестоком, грубом, унижающем человеческое достоинство обращении);

− применение различных форм насилия.

4. Вовлечение детей в противоправные действия.

4.1. Вовлечение детей в совершение антиобщественных действий:

− употребление спиртных напитков;

− употребление психоактивных веществ;

− занятие бродяжничеством;

− занятие попрошайничеством;

− занятие проституцией;

− другие правонарушения.

5. Отрицательное влияние родителей на поведение и развитие детей:

− алкоголизм, наркомания, токсикомания одного (обоих) родителей;

− асоциальный образ жизни одного (обоих) родителей;

− деструктивные эмоционально-конфликтные отношения супругов, родителей и детей;

− антиобщественные установки и ориентации;

− психологическая неустойчивость родителей, склонность к суицидам, депрессиям [ ]

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относит понятие «социально – опасное положение» к несовершеннолетним и семьям.

Статья 1 данного закона определяет несовершеннолетнего, находящегося в социально – опасном положении, как «лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия».( ].( 2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 130 мая 1999г.: по состоянию на 29 дек. 2004г.] / Законодательство Российской Федерации. М .: Фирма ИСТ, 2005)

В таких семьях ослаблен контроль поведения ребенка, что обусловливает высокую степень его подверженности негативным влияниям извне. Дети из семей, находящихся в социально – опасном положении, могут быть склонны к нарушению общественного порядка, совершению правонарушений. [2].( 2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 130 мая 1999г.: по состоянию на 29 дек. 2004г.] / Законодательство Российской Федерации. М .: Фирма ИСТ, 2005)

Основными особенностями семьи, находящейся в социально – опасном положении, являются: низкий уровень педагогической культуры, деструктивные эмоционально – конфликтные отношения между супругами, возможное наличие таких факторов (в единственном или совокупном их проявлении), как социально – экономическое неблагополучие, аморальный образ жизни, зависимость от алкоголя и психоактивных веществ, деформированность общечеловеческих ценностных ориентации, неразборчивость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей; жестокое отношение к детям и насилие над ними; пренебрежение к санитарно – гигиеническим нормам и т. п.[ Демина, О.Ю. Социальный патронат семей, находящихся в социально опасном положении // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. - 2012. - № 4. - С. 164-171.].

Асоциальная семья, (к такой семье можно отнести асоциальную семью) в отличие от благополучной семьи, находящейся в зоне риска, представляет серьезную угрозу для ребенка, принося ему немало моральных переживаний, подвергая его опасности получить психические заболевания, в том числе задержку в психофизическом развитии. В неблагополучных семьях ослаблен или отсутствует контроль за детьми, возникает детская безнадзорность и беспризорность, практикуются побеги из дома, бродяжничество, половая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, алкоголизм, наркомания и токсикомания подростков [Маздогова, З.З основные стадии проведения профилактической работы в отношении родителей и детей из семей находящихся в социально опасном положении // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 10-2. - С. 167-170.].

Данные явления результат попустительского, бесконтрольного отношения государственных и общественных структур к неблагополучным семьям.

Можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально – опасном положении, исходя из оснований, отрицательно характеризующих семью [Макаренко, А.С. Книга для родителей. - М.: Книга по требованию, 2011]:

Группы социально-экономического и психолого-педагогического риска - это, в первую очередь, малообеспеченные семьи, с низким материальным уровнем жизни, нерегулярными доходами родителей (и нежеланием родителей увеличивать свои доходы), плохими жилищными условиями, эмоционально и физиологически страдающими от бедности и лишений детьми. Существенной характеристикой данной категории семей является потребительское отношение к ребенку, зачастую как к единственному источнику материального дохода (денежное пособие, дополнительное питание, социальный пакет и т. п.)

Как следствие, в таких семьях имеют место грубые нарушения законных прав и интересов детей. Не обеспечивается полноценное воспитание, обучение и развитие, не осуществляется необходимый контроль за поведением и жизнью ребенка. Общая негативно – эмоциональная атмосфера в семье отрицательно влияет на психологическое состояние ребенка и результаты его обучения. Имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые специально или непроизвольно втягивается ребенок [Медведева, Н.В. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика.- 1999.- № 4.- С. 27-39.].

Семьи группы морально-нравственного риска с криминальными характеристиками – это семьи с родителями – алкоголиками, наркоманами, агрессивными к детям и другим членам семьи, с аморальным или паразитическим образом жизни, разделяющие традиции преступной субкультуры, имеющие судимость, допускающие инцест, имеющие склонность к садизму, страдающие психическими заболеваниями.

Ситуативно, семьей морально – нравственного риска для ребенка может стать семья, где происходит развод родителей или смерть одного или обоих родителей [Социально-педагогическая деятельность с семьей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=605274].

Семьи, практикующие жестокое обращение с детьми. Стиль семейных отношений в таких семьях проявляется в физических наказаниях и лишении ребенка пищи, одежды, прогулок на свежем воздухе с целью «эффективного воспитания». Одним из основных факторов, провоцирующих жестокое отношение к детям, может являться пьянство одного или обоих родителей. Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, препятствует его полноценному развитию. В таких асоциальных, дезорганизованных семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью родителей имеют место случаи особой семейной жестокости.

Семьи, находящиеся в социально – опасном положении, с психически неустойчивыми родителями или другими членами семьи, с деструктивными эмоционально – конфликтными отношениями между супругами, с деформированными ценностными ориентациями транслируют детям двойную мораль, лицемерие и другие отрицательные человеческие черты [Разварина, И.Н. Основные направления работы с детьми и их семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении // Проблемы развития территории. – 2016. - №12. – С.81-99].

Часто эти явления имеют место по причине педагогической несостоятельности родителей: воспитанием занимаются малообразованные, малокультурные люди, унижающие личное достоинство ребенка и других членов семьи, транслирующие уничижительное отношение к людям, не принимающие иную точку зрения и настаивающие на собственном негативном отношении к жизни [Работа с семьей, находящейся в социально опасном положении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://centrs.ucoz.ru/load/internet_konferencija/rabota_s_semej_nakhodjashhejsja_v_socialno_opasnom_polozhenii/3-1-0-37].

Семьи, пренебрегающие санитарно - гигиеническими требованиями, здоровым образом жизни, - не прививают детям навыков гигиены, не следят за здоровьем своего ребенка, его физиологическим, познавательным, психологическим развитием. В семьях с нарушенными представлениями о здоровом образе жизни, аккуратности, гигиене и т. и. наличествует фон повышенной конфликтности между членами семьи. Дети из таких семей не обретают общепринятых в обществе навыков ухода за своим телом, одеждой, чем вызывают отвращение у сверстников, становятся изгоями, не могут построить долговременных взаимоотношений с представителями другого пола, не умеют позитивно решать свои возрастные задачи. В связи с этим конфликтность и драматизм отношений в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и юношеском возрасте [Галиева, С.Ю. Развитие воспитательного потенциала семьи, находящейся в социально опасном положении, как условие профилактики социального сиротства: структурно-функциональная модель / Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 358].

Асоциальные семьи могут возникать также в результате брака несовершеннолетних родителей, а также повторных, многократных браков, в которых есть сводные дети, вызывающие различное отношение родителей. В таких семьях дети остро ощущают либо свою ненужность, либо гиперопеку и подчеркнутую ненависть одного из родителей к себе или сводному брату (сестре). Дети страдают от того, что взрослые напрямую заявляют о их ненужности, воспринимают детей как тяжелую ношу, обузу, досадную помеху для своей свободной и счастливой жизни. Угрызения совести и морально – нравственные страдания ребенка приводят к нервно –психическим срывам, деструктивным или зависимым формам поведения, внутренним протестам в виде отказа от семьи, ухода из дома, бродяжничества, личностной деградации [Гончарова, Т.Н. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. - 2002. - № 6 - С.98].

Как правило, семья, находящаяся в социально – опасном положении, характеризуется глубокой педагогической несостоятельностью и уклонением родителей от своих обязанностей [Социально опасное положение семей и детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/147052524].

Весь диапазон рисков в целом можно свести к тому, что в таких семьях складывается отрицательное восприятие ребенка другими членами семьи.

Основной особенностью всех неблагополучных семей является отсутствие надзора за несовершеннолетними. В таких семьях калечатся судьбы детей, которые не нужны своей семье, и поэтому они находят себя вне дома, в компаниях сверстников, в неформальных асоциальных объединениях молодежи [3. Алексеева, Л. С., Плотник, М. М., Спиваковская, А. С., Ширинский, В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. - М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. – С. 40.].

Изучив и проанализировав собранную информацию о семьях, находящихся в социально – опасном положении, можно прийти к выводу, что можно выделить общее для всех семей, находящихся в социально – опасном положении:

1) отказ родителей от сотрудничества со школой по вопросам воспитания и образования ребенка;

2) уклонение от исполнения родительских обязанностей;

3) конфликтность всех членов семьи, их агрессивное отношение к окружающим;

4) отсутствие надзора за несовершеннолетними;

5) злоупотребление родительскими правами (жестокое обращение с детьми, пренебрежение их нуждами, и т.д.)[ Галиева, С.Ю., Коробкова, В.В. Сущностная характеристика семей, находящихся в социально опасном положении,в современной России: социально-педагогический подход // Глобальный научный потенциал. - 2012. - № 21. - С. 20-22.].

Таким образом получается, что в семьях, находящихся в социально – опасном положении, нарушены процессы воспитания и социализации, следовательно, социальная адаптация детей не происходит и наблюдается обратное явление — дезадаптация, тогда возникает необходимость в социальной реабилитации ребенка.

Детям из таких семей не обойтись без помощи специалистов. Одним из таких специалистов является социальный работник. Чтобы не произошло нарушений в процессах воспитания и социализации, социальный педагог должен вести постоянную последовательную работу с такими семьями.

Наши рекомендации