Трудные случаи написания частиц не и ни
1. В придаточных предложениях | |
Не выражает отрицание Когда брат не приходил, все чувствовали скуку. Не бывает войн, где солдаты не погибают. | Ни выражает утверждение с оттенком обобщенности Когда бы брат не приходил, он всегда вносил оживление и радость. Где бы солдаты ни погибали, их следует помнить и чтить. |
2. В оборотах не один и ни один; не раз и ни разу | |
Не выражает отрицание | Ни выражает усиление отрицания |
Не один из нас (т.е. многие) готов был к восхождению. Не раз (т.е. много раз) приходилось мне встречаться с диким зверем. | Ни один из нас (т.е. никто) не был готов к восхождению. Ни одного раза (т.е. никогда) не приходилось мне встретиться с диким зверем. |
3. В местоименных оборотах | |
не кто иной, как; не что иное, как | никто иной; ничто иное |
Выделительные обороты с не содержат значение скрытого противопоставления и употребляются в утвердительных предложениях (ср.: не кто иной…, а…): Не кто иной, как дятел, глухо стучал в лесу. Перед нами было не что иное, как древняя пещера. | Эти обороты употребляются в отрицательных предложениях и служат для усиления отрицания: (никто… не..; ничто…не…) Никто иной не вывел бы нас на верную тропу. Ничто иное, кроме музыки, меня не увлекало так сильно. |
!!! Запомните! Составные усилительные устойчивые обороты с частицей ни: во что бы то ни стало, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чем не бывало и др.
Частица не пишется раздельно
1. Если есть или подразумевается противопоставление. | Это не счастье, а горе. Река не мелкая (глубокая). |
2. С прилагательными, наречиями на -о и причастиями, если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается отрицательными местоимениями и наречиями (отнюдь не, вовсе не, далеко не, ничуть не и др.) | Приняли отнюдь не верное решение. Вести были нисколько не радостные. Это был ничем не мотивированный поступок. |
3. С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме. | не рад, не должен, не прав, не виден, не намерен, не расположен, не готов, не обязан, не нужен, не согласен |
4. С глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, с числительными, союзами, частицами, предлогами. | не был, не мог, не узнавши, не велено, не убран, не один, не пять, не то … не то, не только, не над (нами). |
5. С полными причастиями при наличии зависимых слов или противопоставления. | Виднелись еще не убранные поля ржи. Нашли не разрушенный, а совершенно целый шалаш. |
6. С наречиями а) сравнительной степени; б) в роли сказуемого в безличных предложениях. | двигался не быстрее, говорил не громче не надо, не нужно, не жаль, не страшно |
7. В отрицательных местоимениях с предлогом | не с кем, не в чем, не о ком |
Частица не пишется слитно
1. Со словами, которые без не не употребляются. | невежа, неприступный, небрежно, невзлюбить, негодующий, негодуя |
2. С существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е, когда с не образуется новое слово (новое понятие, часто с отрицательными качеством). | несчастье (беда), нелегкий (трудный), нелегок, некрасив, недалеко (близко), неподалеку (близко), неспроста, недаром, нередко |
3. С прилагательными и наречиями при наличии слов, обозначающих степень качества: очень, весьма, крайне, совершенно. | Весьма неприятное происшествие. Была придумана совсем неинтересная игра. Он говорит совершенно непонятно. |
4. В отглагольных прилагательных, образованных от непереходных глаголов или переходных глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -ем, -им-. | неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодолимый, неукротимый, неисчерпаемый, несокрушимый |
5. С полными причастиями при отсутствии зависимых слов или когда зависимыми словами являются наречия меры, степени | Мы шли по неосвещенным улицам городка. Принял совсем необдуманное решение. |
6. В отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях. | некого, нечего, некем, нечем, негде, неоткуда, незачем, некогда, нехотя; |
7. В некоторых глаголах с приставкой недо-, обозначающей, что действие совершено ниже положенной нормы или некачественно | недовыполнить план, недосмотреть за ребенком, но не досмотреть кинокартину |
Упражнение 1.Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Определите часть речи выделенных слов.
Из(за) пазухи, в(виду) большой загруженности, беспокоиться на(счет) квартиры. (В)течени... реки произошли большие перемены. (В)течени... всего года о нем не было вестей. Ему предложили бросить работу и идти домой, (от)чего он отказался. (От)чего люди не летают? (При)том же и жара немного спала Она любила Ричардсона не (по)тому, что(бы) прочла, не (по)тому, что(б) Грандисона она Ловласу предпочла. (При)том(же) доме находился небольшой сад. О судьбе героя автор обещал рассказать (в)продолжени… романа. Барыня платила ему пятак (за)то, что он (в)продолжени… часа таскал за ней по базару корзину. (В)следстви… по делу арестованного вмешались представители общественных организаций. (В)последстви… я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки.
Упражнение 2.Перепишите предложения, раскрывая скобки
1. Мне(бы) снова мой черный платок, мне(бы) невской воды глоток. 2. Голова ее как(будто) склонилась под его (блаженства) бременем.. . 3. А если спросит кто(нибудь)… ну, кто(бы) (ни)спросил, скажи им, что (на)вылет в грудь я пулей ранен был. 4. Я же чувствовал себя очень хорошо и легко после двенадцатичасового сна и сейчас (бы)вскочил с постели, еже(ли)(бы) мне (не)неприятно было расстроить их уверенность в моей болезни. 5. Не (за)то волка бьют, что сер, а (за)то, что овцу съел. 6. Непригож лицом, (за)то хорош умом. 7. (От)чего пальба, и клики, И эскадра на реке? 8. (От)чего ушел, к тому и пришел.
Упражнение 3.Перепишите, раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы (не или ни?).
1. (…) сладость розовых лучей, предтечи утреннего Феба, (…) кроткий блеск лазури неба, (…) запах, веющий с полей, (…) быстрый лет коня ретива… - (…) что души (…) веселит. 2. В глуши (…) слышно было (…) души. 3. Но Кочубей богат и горд (…) долгогривыми конями, (…) златом, данью крымских орд, (…) родовыми хуторами. 4. Унынья моего (…) что (…) мучит, (…) тревожит, и сердце вновь горит и любит - оттого, что (…) любить оно (…) может. 5. Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь – (…) истребят (…) годы их, (…) моды, (…) пожары. 6. (…) было лица, на котором бы (…) выразилось удовольствия. 7. (…) ветер бушует над бором, (…) с гор побежали ручьи – Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. 8. Олег как (…) в чем (…) бывало остался помогать Володе и Толе. 9. Для него (…) было (…) каких – (…) физических, (…) моральных оков: он все мог сделать, и (…) нужно было его уговаривать, и (…) что его (…) связывало… Он (…) во что (…) верил и (…) чего (…) признавал. Но, (…) признавая (…) чего, он (…) только (…) был мрачным, скучающим и резонирующим юношей, а, напротив, увлекался постоянно. 10. У ней (…) было (…) подруг, (…) наставниц.
Упражнение 4. Объясните слитное и раздельное написание частиц не и ни.
1. Настала ночь, никто во граде очей бессонных не смыкал. (П.) 2. В тишину, еще никем не потревоженную, врывается шорох камней. (Федос.) 3. Ничего подобного мне не приходилось видеть ни до, ни после. (Федос.) 4. Крылов действовал, как птенец кукушки: он выталкивал из гнезда все, что ему мешало, он ни с кем не стал уживаться, он поглотил одну за другой старые теории грозы, и ни о каком притоке не могло быть и речи. (Гран.) 5. Невероятно: никогда и ни перед кем Сеня не оправдывался. (Залыг.) 6. Солдат медлил, неловко переступая с ноги на ногу. Никак не мог он представить, что после такого шума вдруг может начаться мирный разговор. (Рыб.) 7. Где бы человек ни потерялся, в горах или в тайге, одинаково плохо. (Федос.) 8. Скользнув под проволоку, Мельников так плотно прижался к земле, что ни одна металлическая иголка не коснулась шинели. (Рыб.) 9. Слова Томского были не что иное, как мазурочная болтовня. (П.) 10. Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть никто другой. (Л. Т.) 11. Как вдруг, откуда ни возьмись, в окно влетает змий крылатый. (П.) 12. Митька как ни в чем не бывало подошел к Илье. (Иван.)
Упражнение 5. Вставьте пропущенные буквы в устойчивых словосочетаниях, выберете слитное или раздельное написание. Дополните список своими примерами (не менее пяти) фразеологизмов, пословиц, поговорок с частицами не и ни.
(Н…)рыба (н…) мясо, (н…) жив (н…)мертв, (н…)дать (н…)взять, шила в мешке (н…)утаишь, слезою моря (н…)наполнишь, (н…)боги горшки обжигают, один в поле (н…)воин.
Упражнение 6. Объясните слитное и раздельное написание частиц.
А. Он был н…вежда; это была н…правда; он был н… враг; н…брежный человек; река была н…глубокая, но красивая; он н…специалист; н…высокая, молодая трава; это был весьма н…красивый поступок; они были отнюдь н… виновные; это была вовсе н… сложная задача; это пример вовсе н…дурного поступка; это было н…естественным; он н… согласен со мной; н… важно это; это н…трудно; это было н… возможно; она н…аккуратная, н…воспитанная; отнюдь н… высокая гора; н…известный мне человек; это было н…корректно и н…этично; дом н… каменный; н… европейские народы; н…стандартная продукция; на площади были военные и н…военные; бумага н… белая; краска н… чёрная; н…гибкий подход; н…полный перечень статей; лекарство уже н… к чему; на небе н… месяца, н… звёзд; он н… к кому н… обращался; я н… знаю н… кто он, н… кто вы; н… один из нас н… испугался; н… зги н… видно.
Б. Мужчина н… полный; н…согласный с требованиями учителя; семья была н… богатая, а бедная; путь был н…лёгкий, но прямой; день н… пасмурный и н… ясный; н…сколько н… интересное задание; человек он н…приветливый; он н… рад этому; он н… должен делать это; я чувствую себя н…дурно; я читаю н…много; совершенно н…радостный день; мне н…легко; он поступает н… по-дружески; он поступил н… красиво; он был отнюдь н… дурак; это был далеко н… успех; н…пригодный н… для чего; во что бы то н… стало; она н… могла …е увидеть это; это была н…лепость; н… то н… сё; он был н… в силах это сделать; н… в чём н… повинный юноша; н…льзя не… восхищаться; н… тихо, н… громко течёт рассказ; н… подходит н… то н… другое; как н… в чём н… бывало; он н… жив н… мёртв; н… больше н… меньше; н… много н… мало; н…тронутые морозом деревья; н… в коем случае; они н…примиримы.
Упражнение 7.Перепишите, раскрывая скобки.
1. Один только месяц все так(же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так(же)прекрасна была земля в дивном серебряном блеске (Г.). 2. На то вам и красное лето дано, что(б)вечно любить это скудное поле, что(б)вечно вам милым казалось оно(Н.).3. Что(бы)он ни говорил, что(бы)ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно(Л. Т.).4.Теплая небесная вода для растений — то(же)самое, что для нас любовь(Пришв.).5. Надо было дождаться мулов во что(бы) то ни стало(Арс.).6. Снегу было мало, снежных буранов то(же)(Арс.).7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так(же)закрываются к вечеру(Пауст.).8. Я решил пойти один на болото караулить — пошел на то(же)место и все так(же)сделал, как тогда(В. Б.).9. У нас с вами замечательный начальник штаба, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что(бы)такое особенное придумать, что(бы)стать настоящим героем(Сим.).
Упражнение 8.Перепишите, раскрывая скобки.
1. Парень-то, кажется, гол, с него взять (не)чего. (П.) 2. (Не)где в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон. (П.) 3. В деревне скучно, грязь, (не)настье, осенний ветер, мелкий снег. (П.) 4. Письмо, которое он послал вчера вечером, вероятно, (не)дошло еще. (Л. Т.) 5. Андрей (не)вольно остановился при виде католического монаха, возбуждавшего такое (не)навистное презрение в казаках. (Г.) 6. Ефимкин, уже привыкнувший к тому, что его (не)долюбливают на МТС, подошел к ним с таким видом, словно и в самом деле был в чем-то виновен. (Ник.) 7. Вдоль поезда мечутся шпики и жандармы, (не)взирая на проливной дождь. (Павл.) 8. (Не)ужели выродки, которые взорвали это здание, тоже когда-то в школу ходили? (Стельм.) 9. Какой-то (не)молодой, ТОЛСТЫЙ человек, стоя на коленях, старательно лепил из песка огромный женский профиль. (Чак.) 10. Стояла (не)тронутая тишина, которая предшествует первым птичьим голосам. (Фед.) 11. В общем, оправдывалось привычное рагозинское правило – решать все (не)медленно, но (не)торопиться. (Фед.) 12. Справа от перевала, куда тащит меня собака, виден большой цирк, окантованный высокими и уже развалившимися скалами. На подступах к нему место (не)крутое, бугристое, все в рытвинах. (Федос.) 13. Филька притворно кривится, точно от ушиба, прячет (не)прикуренную папиросу обратно в коробку. (Федос.) 14. Здесь ведь длительные пурги бывают. Ветер – это наше (не)счастье. (Федос.)
Упражнение 9. Перепишите, расставляя пропущенные буквы и вставляя недостающие знаки препинания.
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями что(бы) поймать ту (н…)заметную долю секунды когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю но это мне долго (н…)давалось. Я читал в старых книгах о том как шуршат падающие листья но я (н…)когда (не)слышал этого звука. Если листья и шуршали то только на земле под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким(же) (н…)правдоподобным как рассказы о том что весной слышно как прорастает трава.
Я был конечно (не)прав. Нужно было время что(бы) слух отупевший от скрежета городских улиц мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
Как(то) поздним вечером я вышел в сад к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол на койку на пол на книги а по дорожкам сала было трудно холить приходилось идти по листьям как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей в кепках в волосах всюду. Мы спали на них и (на)сквозь пропитались их запахом.
Бывают осенние ночи оглохшие и немые когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
Была такая ночь. Фонарь освещал колодец старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
Я посмотрел на клен и увидел как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист вздрогнул на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам чуть шелестя и качаясь. (В)первые услыхал шелест падающего листа неясный звук похожий на детский шепот (К.Г. Паустовский. Словарь родной природы).