Интерактивные площадки как средство повышения педагогической культуры родителей.
Интерактивная площадка–форма совместной деятельности родителей, детей и педагога, основанная на свободном выборе и сотрудничестве, в процессе которой происходит передача родителям практических приѐмов работы с детьми.
Основная цель организации работы интерактивных площадок -создание условий по овладению родителями практическими умениями и навыками развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста для дальнейшего их применения в совместной деятельности с детьми в условиях семьи.
Деятельность интерактивных площадок организуется по определѐнномуалгоритму.
На подготовительном этапепроисходит изучение запроса родителей методом анкетирования, в результате чего определяются основные направления деятельности работы площадок: изобразительная, исследовательская, конструктивная и т.д.
Следующий этап –практический:непосредственная работа площадок. Он начинается с торжественного открытия интерактивных площадок, где оглашается регламент их работы: время, свободный выбор площадки и деятельности на ней, переход с одной площадки на другую по желанию и интересу, размещение готовых работ на выставке.
Следует этап рефлексии. Для педагогов этап рефлексии заключается в подведении рейтинга площадок с помощью пересчѐта фишек в рейтинговых коробочках, которые
заполняются родителями и детьми во время работы на каждой из площадок, что позволяет выявить самую востребованную на данный момент, площадку и деятельность на ней.
Преимущества интерактивных площадок:
•приобретение новых знаний и опыта в воспитании собственных детей;
•родитель вместе с ребенком - активные участники процесса,
•родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми и в результате этого –протягиваются невидимые нити дружбы и сотрудничества,
•возможность осуществлять выбор деятельности, исходя из собственных потребностей, интересов и участвовать в различных видах деятельности;
•возможность создания положительного общественного мнения родителей о воспитании дошкольников в детском саду.
Интерактивные игры –как средство по взаимодействию с родителями.
Интерактивная игра - это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.
Термин «интерактивные игры», подчеркивает два основных признака:игровой характер ивозможность взаимодействия.
Интерактивные игры могут быть классифицированыпо разным основаниям:
- в зависимости от целей
-от количества участников.
Некоторые игры предполагают индивидуальную работу участников, другие —работу в парах, в тройках, в четверках, в малых группах.
Существуют «вербальные» игры, в которых участники разговаривают друг с другом, есть «невербальные», в которых они взаимодействуют друг с другом с помощью «языка тела». Существуют и другие средства самовыражения —рисунки, шумы и звуки, изготовление трехмерных объектов, письмо и т. п.
Четыре шага в работе с интерактивными играми:
Шаг 1.Анализ групповой ситуации
Педагог должен оценить ситуацию в группе в целом и потребности каждого участника, чтобы понять, какой должна быть активность родителей.
Шаг 2.Инструктирование участников
После того как воспитатель решил предложить родителям интерактивную игру, он должен объяснить, что именно следует делать. Этап инструктирования содержит в себе следующее:
• Информацию о целях проведения игры. После этого он так же коротко информирует родителей, чему они могут научиться с помощью интерактивной игры.
• Четкие инструкции о процессе. Чем более наглядны, лаконичны и убедительны объяснения педагога, тем скорее родители будут готовы к сотрудничеству.
• Уверенное поведение педагога.
• Акцент на добровольности. Ни у кого из родителей не должно возникнуть впечатления, что он обязан принимать участие в интерактивной игре.
Шаг З.
Проведение игрыНа этой стадии педагог контролирует осуществление запланированной деятельности и дает дальнейшие инструкции, разъясняет неправильно понятые указания и следит за соблюдением временных рамок и правил. И наконец, он внимательно наблюдает за тем, что делают участники.
Шаг 4.
Подведение итогов
Педагог должен помочь участникам проанализировать свой опыт: поощрение обмена опытом, помощь в осознании особенностей рассматриваемого вопроса, помощь в нахождении связи между полученным в игре опытом и поведением в повседневной жизни.
Специфические аспекты интерактивных игр, мотивирующие родителей:
- активное участие - участники могут наблюдать собственные сложные внутренние процессы, общаться с другими вербально и не вербально, играть различные роли, спорить друг с другом, принимать решения
- обратная связь- участники не только экспериментируют с собственным и чужим поведением, но и проясняют для себя, что и как они сделали. Они ведут себя определенным образом и получают обратную связь, как через собственное осознание, так и принимая информацию от других
открытые результаты - никто не знает, что получит он сам и группа в
интерактивной игре, какие будут результаты, как будут реагировать другие
участники
- учет естественных потребностей - во время игры родители могут перемещаться в пространстве, устанавливать вербальный и невербальный контакт друг с другом и высвобождать при этом физическую энергию.
- соревнование и сотрудничество. Ряд интерактивных игр содержат элементы соревнования. Большинство интерактивных игр укрепляют дух сотрудничества. Многие виды деятельности требуют совместных действий двух людей или целой группы.
Преимущества интерактивных игр:
• Интерактивные игры могут создать мотивацию. Они пробуждают любопытство участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми.
• Интерактивные игры могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и в раскрытии своего человеческого и родительского потенциала.
• Они облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.
•Интерактивные игры помогают человеку увидеть особенности воспитательно –образовательного процесса в ДОО, почувствовать всю сложность психических, социальных и организационных процессов, понять их взаимосвязь и научиться их использовать в воспитании детей.
• Интерактивные игры могут способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентации, основанных на полученном опыте.
• Интерактивные игры могут сбалансировать активность участников.
• Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу, работающему с их детьми и способствовать конструктивной полемике с ним.
• Интерактивные игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста.
Тематические акции–это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственностьродителей в деле гражданского образования и воспитания ребѐнка. Данные акции могут быть как общесадовскими, так и групповыми. Основными целями проводимых акций являются:формирование системы педагогического взаимодействия ДООи семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям
Алгоритм подготовки, создания и проведения тематических акций:
- определение целей и задач,
- составление плана акции,
- интерактивные формы взаимодействия с родителями дошкольников (консультации, интерактивные игры, беседы, анкетирование, нетрадиционные родительские собрания, домашние задания, конкурсы),
- различные формы работы с детьми;
- совместные мероприятия с родителями и детьподведение итогов по поощрению детей и родителей в результате проведѐнных акций.
Примерные темы акций:
·Люблю тебя, мой край родной;
·Дворик моей мечты;
·Бабушкин сундук;
·Книжкины именины;
·Аллея выпускника;
·Читающая семьяи др
В результате проведения акций создаѐтсяблагоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируютсяположительные отношения родителей к учреждению, потребность в организации семейного досуга.
Данные тематические акции могут использоваться в работе с родителями воспитанников разного дошкольного возраста, но особенно актуальными они становятся при организации интерактивного взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста.