Использование разнообразных методов и приемов по развитию навыков метания у детей 5 лет в процессе организации подвижных игр
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать.
Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.
В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.
Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.
Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.
В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.
Подчеркивая важность игр для всестороннего развития дошкольников, Н. К. Крупская отмечала, что для ребенка игра — это учение, труд и одновременно серьезная форма воспитания. Не случайно дошкольный возраст называют «игровым возрастом».
Для всестороннего развития дошкольников очень важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами: бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем.
Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Действия с мячом занимают большое место в работе по физической культуре, используются всеми детьми в самостоятельных играх и упражнениях. Бросание и ловля, метание укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. Они требуют также хорошей координации движений. Игры с мячом развивают ловкость, ритмичность и точность движений.
У детей дошкольного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для ребенка. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.
В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку.
В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий.
В процессе обучения детей средней возрастной группы метанию педагогу следует:
— постоянно напоминать детям, что это очень нужное и важное для человека двигательное умение, что, упражняясь в метании мячей, колец, мешочков с песком и других предметов, человек проявляет силу, быстроту, сноровку, уверенность в себе и способность быть полезным для окружающих;
— помнить, что перед началом обучения использование подготовительных упражнений является обязательным;
— в целях гармоничного развития мышц верхнего плечевого пояса учить детей метать и правой и левой рукой (при этом, закономерные движения по принципу перекрестной координации обуславливают соответствующие действия левой руки и левой ноги);
— при обучении детей метанию мяча (предмета) в цель и на дальность особое внимание обращать на то, чтобы они не задерживали в руках мяч (предмет) в фазе финального усилия, а выпускали его в момент прохождения рукой вертикальной точки;
— помнить, что содержание упражнений должно быть нацелено на побуждение детей к хорошим поступкам: «Бросайте мячи, но старайтесь не задевать товарищей и предметы», «Пожалуйста, бросайте мячи друг другу аккуратно»;
— помнить, что игровые задания типа «Катание мяча», «Бросание малого мяча в цель» и др. рождают у ребенка необходимые личностные качества, которые формируются в процессе выполнения подобных упражнений: точность и плавность движений, столь необходимых в некоторых видах деятельности; терпеливость и психическая устойчивость, способность к волевым усилиям и многие другие черты характера.
— особое внимание уделять индивидуальной работе с детьми, поскольку метание относится к наиболее сложным координационным двигательным действием, а способности детей, как, впрочем, и двигательный опыт, разные;
— помнить, что в упражнениях с участием взрослых двигательные умения бросания, ловли и метания мяча (предмета) формируются гораздо быстрее и успешнее;
— в процессе выполнения этих упражнений организовать коллективную деятельность детей, направленную на формирование у них организаторских способностей (уметь раздать и собрать мячи); самостоятельности («Покажите, какие вы знаете, упражнения с мячами»); инициативности («А кто нам покажет совсем, совсем незнакомое упражнение с мячом?»);
— создавать условия для самостоятельных попыток детей овладевать данным двигательным действием во время занятий, предлагая им различные игровые приемы:
Пример. Игровой прием: «Кто дальше бросит?» Педагог находится на площадке и на расстоянии 2,5-5 м от линии метания ставит условные мишени (флажки). Дети стараются добросить до флажков свои мячи, предметы или мешочки. При этом педагог постоянно меняет расстояние до мишеней, перенося флажки то дальше, то ближе, в зависимости от силы броска конкретного ребенка.
Пример. Игровой прием: «Салют». Педагог берет разные по цвету мяча среднего размера и раздает их детям. После чего рассказывает им о праздниках, о любимом мероприятии на этих праздниках — салюте. Затем педагог просит детей бросить мячи вверх одновременно, подражая салюту, громко крикнув «Ура:». Но по условию игры детям надо обязательно постараться поймать свои мячи.