Система перспективных линий
Специфической особенностью всякой деятельности человека, для которого труд составляет исключительное достояние, является его стремление к определенной цели. «Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю»1. И эта «... целесообразная воля... необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил»2.
1 Маркс К. Капитал//Маркс К. и ■ Энгельс Ф. Соч.— 2-е изд.,—
Т. 23. —С. 189.
2 Там же.
9* 131
(
Таким образом, цели (перспективы) в жизни каждого человека имеют исключительно важное значение: они стимулируют, направляют и характеризуют производственную и всякую иную человеческую деятельность.
«Человек не может жить на свете, — говорит Макаренко,— если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость»1. В полной мере это относится и к детской жизни. Естественное стремление детей к завтрашней радости А. С. Макаренко использовал как средство включения их в. труд и в активное выполнение всех других обязанностей в целях воспитания в детях активности, инициативы и, главное, коммунистической целеустремленности. Этот метод педагогического воздействия Макаренко назвал «системой перспективных линий».
Далеко не все виды детской деятельности могут быть радостны сами по себе, и далеко не всегда деятельность детей может принести непосредственно ощутимые плоды. Значение метода перспективных линий в том и состоит, что он стимулирует деятельность детей более или менее отдаленной целью и через это воспитывает в них целеустремленность, сознание общественного долга, умение бороться с трудностями, преодолевать любые препятствия.
Во всяком детском коллективе, пусть даже самом неорганизованном, детц живут не только сегодняшним днем, но всегда стремятся к чему-то новому, интересному, привлекательному, и каждый ребенок в той или иной мере думает о будущем. Определить, организовать стремления и интересы детей, перспективы детской жизни так, чтобы они соответствовали целям коммунистического воспитания, — в этом и состоит сущность этого метода.
Коммунистическая целеустремленность — это естественное следствие борьбы советского народа за построение коммунизма, движения и развития нашего общества и на-^ ших людей. Не всякие жизненные цели и перспективы являются типичными для нашего общества. «Можно воспитать для счастья, можно воспитать для борьбы, — говорит Макаренко. — Можно воспитать для индивидуального счастья, можно воспитать для индивидуальной борьбы. И можно воспитать для общего счастья и для общей борьбы. Это все очень важные и очень практические во-
1 Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Пед. соч.: ^ 8 т.—М.:< Педагогика, 1984. —Т. 3. — С. 397.
просы»1. «Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше»2. Следовательно, перспективы детской жизни имеют большое общественно-политическое значение, и первоочередная задача педагога — политическая оценка этих перспектив.
Особенно важно подчеркнуть, что Макаренко всегда имеет в виду систему перспективных линий, а не постановку отдельных, не связанных друг с другом целей детской жизни, так как, во-первых, он ставил перед собой задачу организации всей жизни детей, а не отдельных ее элементов, и, во-вторых, только этим можно добиться плановости в развитии коллектива, сознательной организации всей его жизни.
У нас много педагогов, которые, ставя перед детьми близкую и сравнительно легко достижимую цель, отвечающую их интересам, используют стремление детей к этой завтрашней радости, стимулируют таким образом их ту или иную деятельность, добиваются активности в выполнении ими своих обязанностей. Примеров такого рода можно привести сколько угодно, однако это еще не есть макаренковская система перспективных линий.
Система перспективных линий — это метод развития коллектива, и поэтому, вырастая из потребностей жизни коллектива, перспективы в то же время должны несколько опережать его сегодняшний уровень, поднимать коллектив на новую ступень. Именно в этом заключается их организующая и направляющая роль.
Методика этой работы, говорит Макаренко, заключается «в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной подстановке более ценных. Начинать можно и с хорошего обеда, и с похода в цирк, и с очистки пруда, но надо всегда возбуждать к жизни и постепенно расширять перспективы целого коллектива, доводить их до перспектив всего Союза»3. В начальный период организации коллектива важное значение имеют ближайшие перспективы детской жизни — непосредственная радость завтрашнего дня. Но по мере того как расширяется поле деятельности коллектива и крепнет его общественное мнение, наибольшее значение приобретают
1 Макаренко А. С. Что значит воспитать ребенка?//Пед. соч.:
В 8 т. — М.: Педагогика, 1984, —Т.. 4. —С. 364.
2 Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Пед. соч.: В 8 т.—М:
Педагогика, 1984,— Т. 3. —С. 397,
3 Там же. Л
перспективы более отдаленные. В соответствии с этим А. С. Макаренко в системе перспективных линий устанавливает «близкую», «среднюю» и «дальнюю» перспективы.
Именно сочетанием всех этих видов перспектив в жизни коллектива, последовательным их расширением и достигается, с одной стороны, наиболее эффективное, коммунистически воспитывающее стимулирование активной, целеустремленной деятельности детей и, с другой — плановое развитие коллектива.
Рассмотрим этот метод в действии на примерах из опыта Макаренко.
В первый год своего существования колония имени Горького испытывала серьезные материальные трудности. Коллектив колонистов был еще крайне слаб: в колонии были распространены воровство, пьянство и даже имели место случаи бандитизма. И вот однажды, посетив с группой воспитанников заброшенное имение Трепке, Антон Семенович внес в голодную и беспросветную жизнь колонии такую привлекательную перспективу...
— А не устроить ли нам здесь нашу колонию?—задумался я вслух.
— Где «здесь»?
— Да вот в этих домах.
— Так как же? Тут же нельзя жить...
— Отремонтируем.
Задоров залился смехом и пошел штопором по двору.
— У нас вон еще три дома не отремонтированы. Всю зиму не могли собраться.
— Ну, хорошо, а если бы все-таки отремонтировать?
— О, тут была б колония! Речка ж и сад, и мельница.
Мы лазили среди развалин и мечтали: здесь спальня, здесь столовая, тут клуб шикарный, это классы.
Возвратились домой уставшие и энергичные. В спальне шумно обсуждали подробности и детали будущей колонии...
И вот я держу в руках ордер на имение, бывшее Трепке, а к нему шестьдесят десятин пахотной земли и утвержденная смета на вое* становление, Я стою среди спальни, я еще с трудом верю, что это не сон, а вокруг меня взволнованная толпа колонистов, вихрь восторгов и протянутых рук.
— Дайте ж и нам посмотреть!1 /
Эта перспектива удовлетворения «первичных материальных потребностей» как нельзя более соответствовала состоянию горьковцев, и на протяжении двух лет «завое-
1 Макаренко Л. С. Педагогическая поэма//Пед. соч.: В 8 т. — Mj Педагогика, 1984. — Т. 3. — С. 35.
вания Трепке» она выращивала и сплачивала коллектив колонии, вела его по пути повседневных трудовых усилий борьбы со старыми традициями и привычками. Но в ходе этой трудной работы и борьбы Антон Семенович ясно увидел и понял, что одной этой перспективы недостаточно в становлении и развитии настоящего воспитательного коллектива. Ко времени переезда в Трепке в колонию пришло много «новеньких», разлагавших коллектив, и «правонарушительское прошлое» все еще продолжало сильно тяготеть над воспитанниками.
Именно в это время в коллективе назревает новая перспектива— создание в колонии комсомольской организации. Этот момент явился решающим в «перековке» колонистов и в создании здорового коллектива.
«Основным методом перевоспитания правонарушителей, — пишет Макаренко, — я считал такой, который основан на полнейшем игнорировании прошлого и тем более прошлых преступлений.,.
И вдруг по такому замечательному делу, как организация комсомола в колонии, нам пришлось вспомнить как раз наше прошлое и восстановить отвратительные для нас термины: «исправление», «правонарушение», «дело».
Стремление ребят в комсомол делалось благодаря встрегившим-ся сопротивлениям настойчиво боевым — собирались лезть в настоящую драку. Люди, склонные к компромиссам, как Таранец, предлагали обходный способ: выдать для желающих вступить в комсомол удостоверения о том, что они «исправились», а в колонии их, конечно, оставить. Большинство протестовало против такой хитрости. Задоров краснел от негодования и говорил:
— Не нужно этого! Это тебе ке с граками возиться, тут никем о не нужно обдуривать. Нам нужно добиться, чтобы в колонии был комсомол, а комсомол уже сам будет знать, кто достоин, а кто недостоин»1.
Так, новая перспектива, включившись в жизнь горьковцев, явилась предпосылкой для окончательной победы коллектива над беспризорным прошлым. Борьба за создание комсомольской организации внесла в жизнь колонистов много новых связей и отношений, содействовала выявлению здорового и авторитетного актива, включила их ■в общеобразовательную и политическую учебу. Именно благодаря этому выросли и укрепились те «зачатки хорошего коллективного тона», которые начали складываться в борьбе за трепкинское имение. «Завоевание комсомола»— это и был тот шаг в развитии перспектив коллектива, который приблизил воспитанников Макаренко к
1 .Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Пед. соч.: В 8 т.—М.: Педагогика, 1984.—Т. 3.—С. 152.
перспективам «всего Союза» и явился началом их настоящей коммунистически воспитывающей жизни.
Но главное в системе перспективных линий — это непрерывная смена старых перспектив новыми и непрерывное расширение перспектив детской жизни.
Весной 1925 г., когда остались позади основные трудности, когда колония стала слаженным и бодрым коллективом, с определившимися стремлениями и ритмом жизни, так по крайней мере казалось внешне, вдруг случилась беда — повесился воспитанник Чобот.
Этот случай заставил Антона Семеновича серьезно задуматься.
«В полный рост встал перед моими глазами какой-то грозный кризис, и угрожали полететь куда-то в пропасть несомненные для меня ценности, ценности живые, живущие, созданные, как чудо, пятилетней работой коллектива, исключительные достоинства которого я даже из скромности скрывать от себя не хотел»1.
В чем же причины этого кризиса? — настойчиво спрашивал себя Антон Семенович. — Неясность узко личных путей? Но для такого коллектива, каким являлся коллектив горьковцев, такая неясность «не могла определять кризиса. Ведь личные пути всегда неясны. И что такое ясный личный путь? Это отрешение от коллектива, это концентрированное мещанство: такая ранняя, такая скучная забота о будущем куске хлеба, об этой самой хваленой квалификации. И какой квалификации? Столяра, сапожника, мельника. Нет, я крепко верю, что для мальчика в шестнадцать лет нашей советской жизни самой дорогой квалификацией является квалификация борца и человека.
Я представил себе силу коллектива колонистов и вдруг понял, в чем дело: ну конечно, как я мог так долго думать! Все дело в остановке. Не может быть допущена остановка в жизни коллектива.
Я обрадовался по-детски: какая прелесть! Какая чудесная, захватывающая диалектика! Свободный рабочий коллектив не способен стоять на месте...
е..Мы почти два года стоим на месте: те же поля, те же цветники, та же столярная и тот же ежегодный круг»2.
И с этого дня Макаренко все время вносит в жизнь воспитанников что-либо новое, ставит перед ними новые
1 Макаренко А. С. Педагогическая поэма//Пед. соч.: В 8 т. — М.:<
Педагогика, 1984. — Т, 3. —С. 267,
2 Там же.
136 \
цели и перспективы, расширяет запросы детской жизни и горизонты коллективных возможностей и через это проектирование перспективных путей добивается непрерывного движения вперед детского, коллектива, воспитания в детях коммунистической целеустремленности.
Требование, как правило, вызывает или запрещает (тормозит) ту или иную деятельность детского коллектива; детская радость и система перспективных линий, как правило, стимулируют ее. Но для правильного руководства жизнью воспитательного коллектива необходимо еще эту деятельность регулировать и контролировать. Эту задачу, по преимуществу, и выполняют метод общественного мнения коллектива и методика непосредственного воздействия педагога.
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА
Значение метода общественного мнения в воспитательной практике трудно переоценить. В жизни людей, и особенно детей и юношей, одним из важнейших стимулов поведения является общественное мнение. Нередки случаи, когда дети предпочитают отказ от любых личных удовольствий, лишь бы не получить осуждения или, наоборот, получить одобрение своих товарищей. Таких случаев, особенно из жизни детей, очень много отмечено и литературой.
В повести «Былое и думы» Герцен рассказывает о том, как он, будучи студентом, содержался под арестом в гнилом и душном подвале, но отказался выйти на свободу раньше арестованных вместе с ним товарищей, зная, что этим вызовет еще неудовольствие и смятение дома. Одобрение и сочувствие товарищей было сильней, чем тяготы неволи, чем неудовольствие и беспокойство родных, которых он очень любил.
В старой школе сила общественного мнения учащихся была направлена главным образом против интересов школы и педагога. Это естественное следствие воспитательного метода старой школы. В наших условиях нет противоречия между интересами школы и интересами самих детей. Больше того, налицо объективные условия и общественная потребность установления полного единства этих интересов. Поэтому общественное мнение детей превращается в один из главных методов педагогического воздействия.
Но далеко не всегда этот метод понимается правильно и, следовательно, правильно используется.
Общественное мнение детей может стать действенным воспитательным методом только в том случае, если оно правильно организовано и воспитано, когда в школе создан здоровый воспитательный коллектив. «Только создав единый школьный коллектив, — говорит Макаренко, — можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора»1. В противном случае ив наших условиях общественное мнение может превратиться в отрицательное явление. Не секрет, что такого рода случаи имеют место.
Когда в школе есть организованный, здоровый коллектив и его общественное мнение на стороне школы и педагога, оно является действительно могучей силой. Опыт А. С. Макаренко со всей убедительностью об этом свидетельствует.
Общественное мнение в колонии и коммуне у Макаренко было тем негнущимся «волевым каркасом», который охватывал и направлял деятельность коллектива и руководил всем поведением воспитанников.
Воля. Макаренко, его желания, стремления, интересы были влиты в интересы коллектива, и от этого они усиливались во столько же раз, во сколько коллектив сильнее любого самого сильного человека. И как ни трудны были условия переделки характера и йоведения все время прибывавших «новеньких», но для стоящего на активных советских позициях коллектива, в основе жизненных интересов которого лежали коммунистические цели, — перевоспитание «новеньких» не только было возможно и посильно, но и стало со временем относительно несложным делом.
Если кто-либо из новеньких делал попытку внесения в жизнь колонии своих «вольных» привычек, обычаев, то он скоро в этом разочаровывался. Он сразу понимал, что ему придется в этом случае иметь дело не с одним заведующим, а с коллективом в целом; с коллективом же вступать в борьбу было невозможно. И поэтому очень скоро в колонии «наступили годы, когда Захарову уже не нужно было нервничать и € тревогой просыпаться по утрам. Коллектив жил напряженной трудовой жизнью, но
в его жилах пульсировала новая, социалистическая кровь, имеющая способность убивать вредоносные бактерии старого в первые моменты их зарождения»1. Выражением этой способности и было общественное мнение коллектива.
Сила воспитательного воздействия этого метода заключается еще и в том, что общественное мнение коллектива действует постоянно и систематически; вне зависимости от времени и места нахождения воспитанников они всегда в обществе членов своего коллектива, следовательно, всегда под воздействием и контролем общественного мнения. Кроме того, это и самоконтроль.
Следовательно, общественное мнение — это не только средство, ограничивающее возможность плохого поведения того или иного воспитанника, но и регулирующее и организующее начало всего поведения и жизни детей. В тех школах, где нет здорового общественного мнения, нередко тот. или иной ученик, ведя себя более или менее нормально в школе (потому что там есть контроль учителя, директора, пионервожатого), считает себя совершенно свободным в поведении, как только выходит из стен школы. Он не контролируется детским общественным мнением и не чувствует никакой ответственности за свое поведение перед школой. «Не узнают», — вот чем он руководствуется. Более сознательные ученики, при попытке воздействовать в этом случае на товарища, обычно подвергаются оскорблениям, а потом уже не делают и этой попытки. Это значит, что в школе нет воспитательного коллектива и здорового общественного мнения, что общественное мнение детей направлено против интересов школы.
Совершенно иначе обстоит дело, когда создан здоровый общешкольный коллектив, а его общественное мнение активно действует на стороне интересов школы. В этом случае такой «герой» выглядит очень жалко. Его попытки плохо вести себя на улице немедленно пресекаются. Больше того, завтра он предстанет перед «судом народным», и можно быть уверенным, что в следующий раз этот ученик ш сделает что-либо противоречащее воле коллектива.
Так общественное мнение зарождает самоконтроль, развивает выдержку, волю, воспитывает ответственность; оно превращается, таким образом, в могучее средство
1 Макаренко Л. С. Пооблемы воспитания в советской школе//Пед. соч.: В 8 т. —М: Педагогика, 1984. —Т. 4. —С. 205,
1 Макаренко А. С. Флаги на башнях//Пед. соч.: в 8 т. —М.; Педагогика, 1985.—Т. 6.—С. 100.
воспитания характера. «Контроль общественного мнения большого авторитетного и любимого школьного коллектива, — говорит Макаренко, — закаляет характер ученика, воспитывает волю, прививает общественно полезные навыки личного поведения, гордость за школу и за себя как члена этого славного содружества. И тогда ребенок ведет себя не в зависимости от внешней обстановки, — в обществе хороших ребят он хорош, а среди драчунов и сам хулиган,— он знает, как себя вести: за что его одобрит уважаемый им коллектив и за что осудит. Так рождается в ребенке твердость, несгибаемость закаленного характера, так воспитывается чувство гражданской чести, долга, сознание обязанности по отношению к другим людям»1.
Общественное мнение является одним из самых сильных методов педагогического воздействия. Например, в воздействии на провинившегося оно настолько сильно, что, как рассказывает Антон Семенович, в коммуне такой воспитанник больше всего боялся постановки вопроса о его поведении на общем собрании.
Каковы те средства, с помощью которых используется в воспитательной практике общественное мнение?
В опыте Антона Семеновича Макаренко можно установить такие основные средства: руководство, одобрение, контроль, неодобрение, наказание.
Руководство является регулирующим и организующим началом поведения детей. Оно ориентирует детей в окружающей жизни и в своем поведении, позволяет им узнавать, что плохо, что хорошо, и соответственно руководить собой и своими товарищами.
Главными формами руководства в опыте Антона Семеновича являлись, во-первых, традиции коллектива. Все правила и обязанности детей, вытекающие из целей коммунистического воспитания, в колонии и в коммуне "были реализованы в традициях, которые являлись неписаной конструкцией ее жизни и служили каждому воспитаннику руководством в его собственном поведении и в отношениях с товарищами. Во-вторых, руководство выражалось в самоуправлении коллектива, органы которого непосредственно руководили жизнью детей, воспитывали общественное мнение, представляли и выражали его волю везде, всегда в отношении к каждому воспитаннику. Самоуправ-
1 Макаренко А. С. Проблемы воспитания в советской школе//Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1984. —Т. 4. —С. 205,
ление являлось в лице его представителей образцом и примером поведения воспитанников. И, наконец, в-третьих, главный вид руководства осуществляет педагог (педагогический коллектив), он организует и направляет жизнь воспитательного коллектива и показывает пример коммунистического поведения.
N Одобрение служит стимулом активности, инициативы, деятельности, уважения и любви к коллективу, воспитывает гордость за свой коллектив, воспитывает чувство гражданской чести и долга по отношению к коллективу и через него — ко всему обществу. Форм выражения одобрения очень много. Перечислим главные: уважение товарищей, молчаливое признание ценности того или иного поступка, высказывания на собрании о хорошем поступке, решение коллектива о поощрении, доверие коллектива, проявляющееся в избрании того или иного воспитанника в органы управления коллективом, и т. п.
Правильное руководство коллективом немыслимо без налаженной проверки исполнения. Контроль воспитывает волю, выдержку, ответственность, организованность, дисциплину, исполнительность. Контроль в колонии и коммуне осуществляли: педагоги и органы самоуправления, дежурные воспитанники, а формами его являлись утренняя и вечерняя поверки и рапорты, ежедневное обсуждение всех событий дня на общем собрании.
Неодобрение и наказание исправляет ошибки детей, помогает им в формировании правильного поведения в коллективе, защищает коллектив от произвола и своеволия, от капризов отдельных «личностей», очищает коллектив от вредного и нездорового. Главными формами выражения неодобрения и наказания в колонии и коммуне были: замечания товарищей или командира, занесение проступка в рапорт, обсуждение на общем собрании, осуждение общим собранием, вплоть до бойкота и изгнания из коммуны (что бывало очень редко).
Совокупность этих средств и форм общественного мнения коллектива в действии являются исключительно верным и оперативным регулятором детской жизни и в то же время средством воспитания большевистского характера.
Но жизнь постоянно развивающегося детского коллектива очень сложна и многогранна. Поэтому в ряде случаев требуется еще более гибкое, более квалифицированное вмешательство педагога.
Эту функцию в опыте А. С. Макаренко выполняет методика непосредственного воздействия педагога.
МЕТОДИКА НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА
Буржуазная педагогика рассматривает роль и функции педагога только в плане непосредственного, «парного» взаимодействия его с учеником или группой учеников. Это вполне естественно, потому что сам процесс воспитания буржуазной педагогикой рассматривается только как процесс непосредственного «воспитательного» влияния педагога на воспитанников.
С точки зрения советской педагогики педагог — прежде всего организатор. Воспитательная работа, говорит А. С. Макаренко, есть прежде всего работа организатора. Педагог в системе А. С. Макаренко — организующая, руководящая и действительно центральная фигура.
Остановимся на вопросе о непосредственном воздействии педагога.
Непосредственное^ воздействие педагога осуществляется по двум основным каналам: во-первых, специальным воздействием, основу которого составляет педагогическое мастерство; во-вторых, личным примером.
Назначение специального воздействия педагога, как мы уже указывали, заключается прежде всего в том, что он выправляет («корректирует») линию развития коллектива и поведение отдельных воспитанников. Такое специальное воздействие необходимо там, где требуется квалифицированное педагогическое вмешательство, где детский коллектив своими силами разрешить возникшие противоречия и справиться с назревшим конфликтом не может.
Это воздействие основывается на следующем: во-первых, воспитатель вооружен^ педагогической теорией, что позволяет ему научно анализировать те или иные конкретные факты в жизни воспитательного коллектива, делать соответствующие практические выводы. Во-вторых, педагог руководствуется в своих решениях знанием специфики детской жизни, знанием жизни данного коллектива и отдельных воспитанников. И, наконец, воспитатель вооружен не только знанием педагогической теории, в том числе и методов педагогического воздействия, но и владеет искусством их действенного применения в конкретных условиях.
Рассмотрим пример специального педагогического воздействия в опыте A. G. Макаренко.
С первых дней' пребывания в Куряже Антон Семенович внимательно изучал новых воспитанников.
Больше всех мне нравится Перец. Правда, он ходит в нарочитой развалке, и чуб у него до бровей, и кепка на один глаз, и курить он умеет, держа цигарку на одной нижней губе, и плевать может художественно. Но я уже вижу: его испорченное оспой лицо смотрит на меня с любопытством, и это — любопытство умного и живого парня.
Недавно я подошел к их. компании... Перец весело и дружелюбно меня разглядывал и сказал громко:
—- Стараетесь, товарищ заведующий, много, а курите махорку. Неужели Советская власть и для вас папирос не наготовила?
Я подошел к Перецу, наклонился к его руке и прикурил. Потом сказал ему так же громко и весело, с самой микроскопической дозой приказа:
— А ну-ка, сними шапку!
. Перец перевел глаза с улыбки на удивление, а рот еще улыбается.
— А что такое?
— Сними шапку, не понимаешь, что ли?
— Ну, сниму...
Я своей рукой поднял его чуб, внимательно рассмотрел его уже немного испуганную физиономию и сказал:
— Так... Ну, добре.
Перец снизу пристально уставился на меня, но я в несколько вспышек раскурил собачью ножку, быстро повернулся и ущел от них к плотникам
...Меня дернули сзади за рукав. Дернули второй раз. Я оглянулся. Перец смотрел на меня.
...Я заложил руки за спину и стал прямо перед Перецем:
:—■ Так в чем дело?
— Зачем вы на меня смотрели? Скажите.
— Твоя фамилия Перец?
— Ага.
— А зовут Степан?
— А вы откуда знаете? —- Ты .из Свердловска?
— Ну да ж... А откуда вы знаете?
— Я все знаю. Я знаю, что ты и крадешь, и хулиганишь, я только не знал, умный ты или дурак.
— Ну?
— Ты задал мне очень глупый вопрос, вот—о папиросах, очень глупый... прямо такой глупый, черт его знает! Ты „извини, пожалуйста...
Даже в сумерках заметно было, как залился краской Перец, как отяжелели от крови его веки и стало ему жарко. Он неудобно переступил и оглянулся:
— Ну, хорошо, чего там извиняться... Конечно... А только какая ж гам такая глупость?
— Очень простая. Ты знаешь, что у меня много работы и некогда съездить в город купить папирос. Это ты знаешь. Некогда потому, что Советская власть навалила на меня работу: сделать твою жизнь разумной и счастливой, твою, понимаешь?.. Или, может быть, не понимаешь? Тогда пойдем спать.
— Понимаю, — прохрипел Перец, царапая носком землю.
— Понимаешь?
Я презрительно глянул ему в глаза, прямо в самые оси зрачков... Я видел, как штопоры моей мысли и воли ввинчиваются в эти самые зрачки. Перец опустил голову.
-~ Понимаешь, бездельник, а лаешь на Советскую власть. Дурак,настоящий дурак!
Яповернул к пионерской комнате. Перец загородил мне путьвытянутой рукой:
— Ну, хорошо, хорошо, пускай дурак... А дальше?
— А дальше я посмотрел на твое лицо. Хотел проверить, дурак тыили нет?
— И проверили?
— Проверил.
— И что?
— Пойди посмотри на себя в зеркало1.
В этом эпизоде яркое проявление педагогического мастерства; здесь и умение читать мысли, чувства и настроения воспитанника, и умелое построение и требовательный тон беседы, и искусство «подойти к человеку вплотную и без позы», и находчивость и изобретательность педагога.
Макаренко настаивает на том, что педагог должен уметь быстро и безошибочно читать человеческие чувства и настроения. Этому можно и нужно учиться, и без этого не может быть педагогического мастерства.
Специальное педагогическое воздействие у Макаренко «индивидуализировано», как это видно из всех рассмотренных нами примеров. Это значит, что, оставаясь в своем назначении и существе общим методом, оно в то же время получает определенное специфическое выражение в конкретных условиях его применения. В связи с этим встает во весь рост вопрос о средствах педагогического воздействия, о его оформлении в данных конкретных условиях, о педагогической технике.
0 том, какое значение придавал последней А. С. Ма
каренко, можно судить по его отношению к таким дета
лям этой техники, как искусство педагога владеть и уп
равлять своим голосом, движением, выражением лица.
«Я сделался настоящим мастером, — говорит Антон Семе
нович,—только тогда, когда научился говорить «иди сю
да» с 15—20 оттенками, когда научился давать 20 нюан-'
сов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боял
ся, что кто-то ко мне не пойдет или не почувствует того,
что нужно»2.
В овладении педагогической техникой воспитатель должен систематически и настойчиво упражняться. Такие
1 Макаренко Л. С.Педагогическая поэма//Пед. соч.: В 8 т.—
М.:Педагогика, 1984. —Т. 3. — С. 353—354.