Педагогическая действительность и ее изучение. Отражение педагогической действительности в науке, обыденном сознании, в художественно-образной форме

Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализи­рует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Поэтому так сильна зависимость темпов и уровня развития науки от применяемых в ней методов иссле­дования. Объективность и надежность научных выводов зависят так­же от общего подхода к пониманию сущности изучаемых явле­ний и процессов. Методологическая платформа исследования педагогической действительности — теория познания (гносео­логия). Общий метод научного познания, требования которого имеют универсальный характер, выполняет направляющую функцию.
Методы научного исследования всегда тесно связаны с объ­ектами познания. Средства извлечения информации должны соответствовать специфике изучаемого предмета. Это означает, •но каждая наука должна разрабатывать и использовать свои собственные методы, отражающие особенности изучаемых явлений.

Характерная черта педагогических процессов — неоднознач­ность их протекания. Результаты обучения, образования, вос­питания, развития зависят от одновременного воздействия очень многих причин. Достаточно изменить влияние даже од­ного-двух факторов, чтобы эти результаты существенно отли­чились между собой. Стохастический (неопределенный, неоднозначный) характер педагогических процессов ограничивает возможности применения известных в науке методов исследования, вынуждает педагогов прибегать к различным ухищрени­ям для извлечения правдивой информации.
Педагогические процессы характерны своей неповторимо­стью. В области естественных наук (физики, скажем, или хи­мии) исследователь может многократно повторять экспери­мент, используя одни и те же материалы и создавая неизмен­ные условия. В результате он приходит к однозначному заклю­чению — связь между исследуемыми факторами существует пни же ее нет. Педагог-исследователь такой возможности ли­шен. При повторном исследовании он уже имеет дело факти­чески с другим «материалом», да и условия почти никогда не удастся соблюсти прежними. В результате проведенной ранее работы характеристики используемых данных изменяются необратимо. Вот почему «чистый» эксперимент в педагогике ничтожен, как бы тщательно он ни был подготовлен и про исследован. Учитывая это обстоятельство, педагоги формулируют свои выводы корректно и осторожно, понимая относительность условий, в которых они были получены.
Подчеркнем еще одну важную особенность педагогических процессов. В них участвуют люди всех возрастов, начиная с | рудных младенцев. Педагогические исследования должны ныть спланированы, организованы и проведены так, чтобы не нанести ни малейшего вреда здоровью и развитию испытуе­мых. Желательно, чтобы они давали положительный учебно-I юс питательный эффект. Эксперименты, противоречащие нрав­ственным и этическим нормам, запрещены.

• Конечная цель любого педагогического исследования — выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закономерности Иногда говорят, что закономер­ность — это не до конца познанный закон или что это закон, пределы действия которого и форма еще не установлены. Час­то понятие закономерности употребляют для обозначения та­кой связи между явлениями, особенностью которой является массовость.Наука в педагогической действительности систематизирует и целенаправленно изучает объекты, и формирует знания о них. Результаты научных исследований фиксируются на основе определенных критериев.

• В научной деятельности ученый исходит из информации, уже накопленной в данной науке, из общечеловеческого опыта.

Научные законы классифицируются по критерию общности и зависимости от того, на какой круг явлений распространяет их действие. К первой группе относятся законы, сфера действия которых сравнительно узка, это так называемые конкретные, специфические законы. Вторую группу оставляют общие законы, сфера действия которых достаточно широка и не ограничивается одним или несколькими видами тлений. Третью группу составляют всеобщие законы термального мира, действие которых проявляется во всех властях.
В области педагогики обыденное (стихийно-эмпирическое) знание живет в народной педагогике. Народная мудрость хранит множество педагогических советов ( в виде поговорок и пословиц) выдерживающих проверку временем. Знания такого рода получает сам учитель в процессе практической работы с детьми. Он узнает, как лучше поступить в ситуации определенного рода, какие результаты то или иное конкретное педагогическое воздействие на конкретных учащихся.

• В художественном освоении действительности и в содержании искусства субъективное, оценочное, идейно-выразительное начало играет существенную роль. Сливаясь в одно нераздельное целое с познавательным началом, оно образует специфическое художественное содержание. В художественном творчестве большое значение имеет личный опыт. Основная форма художественного обобщения- типизация (наиболее вероятное для данной конкретной системы объективного мира)

• И. П. Подласый Педагогика новый курс

• П. И. Пидкасистый. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений

• В. А. Сластенин, И. Исаев, Е. Шиянов- педагогика

Наши рекомендации