Сравнительный анализ индивидуальной, групповой, фронтальной формы организации обучения
При фронтальной форме обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса. Он организует и определяет единый для всех темп работы. Фронтальная работа обеспечивает восприятие сразу всеми учащимися, мотивацию, актуализацию опорных знаний, активизацию всех учащихся. Экономит время и усилия обучающих, развивает коллективизм, влияет на формирование мировоззрения и поведения. Не позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, их потребности и интересы, работа рассчитана на «среднего» ученика, большая опасность возникновения трудностей в управлении, в обеспечении активности и самостоятельности всех учащихся, часто приводит к расслоению класса.
При групповой форме обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса (звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые).
Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. Бригадная форма организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся.
Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания.
Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков.
Групповая работа способствует реализации общественно значимых и познавательных целей, формирования партнерства и пр., развивает активность и самостоятельность в учении. Расширяет границы межличностного общения, способствует объективному процессу самооценки и оценки деятельности других. Дает возможность учитывать особенности работы групп и членов группы при ее подборе. Но учитель может не знать психологию формирования группы и управления ее работой (деятельностью) и это может привести к неэффективной работе, сложно оценить индивидуальный вклад каждого в результат группы.
Индивидуальная форма обучения учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. При индивидуальной работе возможна максимальная диффиринциация учебных заданий, но вместе с тем требует больших затрат сил и времени и мало способствует развитию коллективных начал обучения и воспитания.
Характеристика Классно-урочной системы
Урок (У) - организационная форма взаимодействия учителя и учащегося, систематически применяющаяся
для решения задач развития, ОиВ.
Характеристика У
1. У должен иметь цель3 (четкую, диагностируемую)
2. Четкость структуры4 У
3. Законченность содержания У
Приемущества У
1. Наиболее оптимальная форма организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы
2. Облегчает изложение материала
3. Обеспечивает непрерывность процесса обучения
4. Позволяет обучать учебной деятельности
Недостатки У
1. Сложность организации всеобщего внимания
2. Чрезмерная регламентация деятельности учеников и учителей
3. Сложность организации индивидуального и личного подхода
4. Преимущественное ориентирование У на освоение знаний