Развитие познавательных способностей младших школьников

чивают. Необходимо учить младших школьников воспринимать такие промежутки времени, как час, сутки, неделя, месяц.

В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную дея­тельность, в наблюдение.

Наблюдение является осмысливающим и целе­направленным восприятием. У ребенка дошкольного и младшего школьного возраста наблюдение носит схематический, целостный характер. В подростковом возрасте наблюдение за предметами и явлениями начинает строиться на внутренней взаимосвязи ча­стей и сторон, ребенок учится объяснять воспри­нимаемое. •

Упражнения для развития восприятия у детей младшего школьного возраста

1. Для проведения тренировочных занятий по улучшению показателей скорости и точности восп­риятия можно использовать 100-клеточную таблицу с графическими изображениями:

Задания школьнику:

а) Сколько раз встречается знак «плюс» (+)?

б) Сколько раз встречается знак «минус» (—)?

в) Сколько раз встречается такая черта (/)?

г) Сколько раз встречается точка (.)?

д) Сколько раз встречается знак деления (:)? е) Сколько раз встречается знак «равно» (==)? ж) Сколько раз встречается знак умножения (х)? з) Сколько раз встречается такая косая черта (/)?

ВОСПРИЯТИЕ

Развитие познавательных способностей младших школьников - student2.ru

2. Для тренировки скорости и точности восприятия ребенка младшего школьного возраста можно исполь­зовать таблицу с геометрическими фигурами различ­ной формы.

Задания школьнику:

Постарайся как можно быстрее сосчитать:

а) Сколько раз встречается круг?

б) Сколько раз встречается квадрат?

в) Сколько раз встречается треугольник?

г) Сколько раз встречается ромб?

д) Сколько раз встречается прямоугольник?

Развитие познавательных способностей младших школьников - student2.ru

Время выполнения каждого задания можно фик­сировать с помощью секундомера.

3. Для тренировки восприятия можно воспользо­ваться и матрицей, содержащей геометрические фи­гуры не только разной формы, но и белого и черного цвета.

Задания школьнику:

а) Сколько раз встречаются белые квадраты?

б) Сколько раз встречаются черные квадраты?

Развитие познавательных способностей младших школьников - student2.ru

128 Развитие познавательных способностей младших школьников

г) Сколько раз встречаются черные круги?

д) Сколько раз встречаются белые треугольники?

е) Сколько раз встречаются черные треугольники

и т. д.

Время выполнения каждого задания можно фик­сировать с помощью секундомера.

Точность восприятия можно определить по фор­муле:

восприятие

П

N

^ х 100%

исследов^яГ20 фигур данного видарезультатам N - истинное количество фигур данного вида.

Формулу можно использовать и при подсчете результатов заданий № 1 и 2. подсчете

4. Для улучшения скорости и точности восприятия можно также воспользоваться 100-клеточной таблицей с набором букв.

Задания школьнику:

а) Сколько раз встречается буква А?

б) Сколько раз встречается буква 01

в) Сколько раз встречается буква И?

г) Сколько раз встречается буква Н?

д) Сколько раз встречается буква Л? е) Сколько раз встречается буква В?

С ч ф т ч р т х Р Н
м щ л в к Б Н Р
д ч д ф Б р с К Л Ц
г в ж Ж г д М Ж К
в л т л Г Ль в Л К
д к л ф В ч ш Ц Я К
Н э А о я У Б Е ж Ш
У У ш А Н Б Ю Г я т
и с с А П И Л П т х
х д м л Г К Б о

5. Для тренировки восприятия целесообразно так­же использовать матрицу с геометрическими фигу­рами разного размера.

Задания школьнику:

а) Сколько раз встречается маленький квадрат?

б) Сколько раз встречается большой квадрат?

в) Сколько раз встречается большой круг?

г) Сколько раз встречается маленький круг?

Развитие познавательных способностей младших школьников - student2.ru

ВОСПРИЯТИЕ131

6. Упражнение «Треугольники» для развития вос­приятия формы предметов.

На рисунке изображены треугольники:

Развитие познавательных способностей младших школьников - student2.ru

Вопрос к ребятам: Сколько треугольников изобра­жено на рисунке?

Ответ: 22.

7. Упражнение «Круг», для развития восприятия круга у младших школьников.

Как называются окна в самолете? Ответ: иллюминаторы. Какую форму они имеют?

Назовите предметы, имеющие форму круга. Дети должны перечислить известные им предметы:

блюдца, часы, пуговицы, монеты и др.

Какие предметы или фигуры можно получить, если сложить несколько кругов разной или одина­ковой величины?

Попросите детей нарисовать как можно больше предметов, используя в качестве основной фигуры круг.

д) Сколько раз встречается большой треугольник?

е) Сколько раз встречается маленький треуголь­ник?

Эти задания можно предлагать неоднократно через определенный интервал времени. Можно проследить динамику показателей скорости и точности воспри­ятия у ребенка.

132 Развитие познавательных способностей младших школьвиков

8. Упражнение «Прямоугольники» направлено на развитие восприятия формы прямоугольника у млад­ших школьников.

На рисунке изображены прямоугольники.

Развитие познавательных способностей младших школьников - student2.ru

Вопрос к детям: Сколько прямоугольников изо­бражено на чертеже?

Ответ: 12.

.9. Упражнение «Четырехугольники» для разви­тия восприятия геометрических фигур.

На рисунке изображены четырехугольники:

Развитие познавательных способностей младших школьников - student2.ru

Вопрос к детям:

1) Сколько здесь прямгоуольников? (Ответ: 4.)

2) Сколько квадратов? (Ответ: 1.)

ВОСПРИЯТИЕ

133

10. Упражнение на развитие восприятия треуголь­ника.

Задание: изобразите как можно больше предметов, используя в качестве составной фигуры треугольник.

НАПРИМЕР:

Развитие познавательных способностей младших школьников - student2.ru

И^Задание на развитие восприятия треугольника.

Сколько треугольников изображено на каждом из рисунков?

Развитие познавательных способностей младших школьников - student2.ru

А

134 Развитие познавательных способностей младших школьвико*

12. На развитие восприятия формы и мышления направлено следующее упражнение: «Что общее меж­ду геометрическими фигурами?»

Развитие познавательных способностей младших школьников - student2.ru

Б

В

Развитие познавательных способностей младших школьников - student2.ru

Развитие познавательных способностей младших школьников - student2.ru

Ответы:

А, Д, Е — состоят из трех элементов.

В, Б, Г, Е — построены из прямых линий.

А, Б, Е — прямоугольники.

А, Д — пересекающиеся.

В, Г — по одному предмету.

В, Д — округлые.

В, Г, Е — заштрихованные.

ВОСПРИЯТИЕ

13 Упражнение «.геометрические фигуры», на­правленное на развитие восприятия формы предметов у младших школьников.

Развитие познавательных способностей младших школьников - student2.ru

На плакате, на доске при работе в классе или в книге ребенку или детям-школьникам предлагаются карточки с рисунками и геометрическими фигурами.

Задание учащимся:

1) Определите, сколько на карточках треугольни­ков.

2) Определите, сколько на карточках квадратов.

3) Определите, сколько на карточках кружков.

136 Развитие познавательных способностей младших школьников

14. Для развития восприятия геометрических фи­гур можно использовать следующие практические задания:

а) Составьте из 12 палочек 5 квадратов.

Развитие познавательных способностей младших школьников - student2.ru

Далее задание ребенку:

— убери 4 палочки так, чтобы 2 квадрата осталось;

Развитие познавательных способностей младших школьников - student2.ru

— переложи 3 палочки так, чтобы осталось 3 квадрата;

Развитие познавательных способностей младших школьников - student2.ru

ВОСПРИЯТИЕ

— переложи 4 палочки так, что стало 3 квадрата.

Развитие познавательных способностей младших школьников - student2.ru

б) Из 4-х палочек сложить 3 треугольника.

Ответ:

Развитие познавательных способностей младших школьников - student2.ru

в) Из 5 палочек построить два треугольника.

Ответ:

Развитие познавательных способностей младших школьников - student2.ru

138 Развитие познавательных способностей младшихшкольников

Наши рекомендации