Основные требования к магистерской диссертации
1. Магистерская диссертация призвана раскрыть научный потенциал соискателя, обнаружить его способности в организации и проведении самостоятельного научного исследования с использованием современных подходов и методов в данной области научного знания, в постановке исследовательских задач и умении аргументированно и объективно представить результаты проведённого исследования, в формулировке рекомендаций к использованию полученных результатов на практике.
2. Структура, внутреннее единство, этапы подготовки ВКР (магистерской диссертации), правила её оформления и защиты имеют много общего со структурой, методикой подготовки и защиты дипломной работы. Однако магистерская диссертация – это оригинальное самостоятельное научное исследование, и требования в научном отношении к ней значительно выше, чем к дипломной работе. Тематика ВКР (магистерской диссертации), её научный уровень должны отвечать образовательно-профессиональной программе обучения и обнаруживать способность соискателя вести самостоятельный научный поиск, видеть дискуссионные проблемы и вопросы и знать методы и приёмы их успешного решения.
3. Написание выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) предполагает:
· систематизацию и расширение имеющихся и получение новых теоретических и практических знаний по направлению магистерской подготовки;
· совершенствование умения применять теоретические знания на практике при решении конкретных научно-исследовательских задач;
· овладение методикой исследования при решении научных проблем и вопросов;
· развитие и совершенствование навыков самостоятельного научного поиска в движении от формулировки задач исследования к выводам и обобщениям;
· профессиональную подготовку магистранта к самостоятельной работе в учебном или научно-исследовательском учреждении.
4. Магистрант должен:
· обобщать, систематизировать и теоретически осмысливать эмпирический материал;
· формулировать и успешно решать исследовательские задачи, требующие углублённых профессиональных знаний в определённой области научного поиска и определяемые объектом и предметом анализа;
· избирать и комбинировать необходимые методы и приёмы, обусловленные характером исследуемого материала и задачами ВКР;
· работать с объектом исследования – языковым материалом, систематизировать и анализировать его с учётом известного опыта его анализа и частными задачами магистерской диссертации;
· демонстрировать уверенные профессиональные навыки в подготовке текста диссертационного исследования, умение критически оценивать его, опираясь на полученные базовые и профессиональные знания, способность аргументированно защищать полученные результаты;
· вести на высоком научном и техническом уровне библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
· владеть иностранным языком (иностранными языками) с целью самостоятельной работы над научными источниками по теме исследования;
· уметь представить результаты в наиболее оптимальной “упаковке”, в соответствии с современными требованиями, с привлечением новейших средств редактирования и печати.
5. Этапы выполнения магистерской диссертации:
· выбор темы магистерской диссертации и назначение научного руководителя;
· изучение и осмысление требований, предъявляемых к ВКР (магистерской диссертации);
· согласование с научным руководителем плана магистерской диссертации;
· определение предмета, цели, конкретных задач и методов исследования;
· изучение специальной научной литературы по теме исследования;
· сбор языкового материала и составление картотеки языковых примеров;
· непосредственная разработка проблемы (вопроса, темы);
· работа над текстом диссертационного исследования и текстом научных публикаций (статей, тезисов);
· прохождение процедуры рецензирования ВКР (магистерской диссертации);
· публичная защита и оценка выпускной квалификационной работы.
6. Общие требования, предъявляемые к ВКР (магистерской диссертации):
· авторская самостоятельность;
· высокий теоретический уровень;
· полнота и достоверность исследования;
· логическая связь фрагментов и последовательность изложения материала;
· изложение на русском литературном языке с соблюдением правил современной орфографии и пунктуации.
7. Содержание магистерской диссертации предполагает анализ, исследование, описание нового материала, явления, закономерностей, особенностей или обращение к ранее изученным материалу, явлению, закономерностям, особенностям, но с иных научных позиций, или в новом аспекте, или с привлечением новейших методик и методов исследования. Ранее представленные работы должны быть подвергнуты тщательному критическому и объективному анализу; остро дискуссионный материала должен стать неотъемлемой частью магистерского исследования; выбранные объект, предмет и методика исследования должны быть аргументированы.
8. Работа над концепцией магистерской диссертации как квалификационного сочинения предполагает определение таких его важнейших характеристик, как:
· актуальность ВКР,
· цель и частные задачи работы,
· объект и предмет исследования,
· научная новизна ВКР,
· положения, выносимые на защиту, и их достоверность,
· методологическая и теоретическая база, методический аппарат исследования,
· теоретическая и практическая значимость полученных результатов (Приложение 4).
Актуальность– одно из главных требований, предъявляемых к магистерской диссертации. Под актуальностью научного сочинения понимается степень его важности в данный момент и в определённых условиях при решении конкретной проблемы (вопроса). Заключение о недостаточной изученности проблемы (вопроса) и своевременности выполнения исследования, которое позволит ликвидировать пробелы, делается на основании скрупулёзного и объективного анализа известных научных работ и литературных источников. Выполненное соискателем научное исследование позволит решить насущную задачу (проблему); полученные результаты обладают теоретической ценностью и практической значимостью.
Актуальность, предполагающая наличие противоречия между актуальным и необходимым или возможным состоянием исследуемой проблемы (вопроса), соотнесена с основной проблемой, которая требует разрешения, и является основой для формулирования цели и предмета исследования магистерской диссертации.
Цель – это то, к чему стремится соискатель в своём научном исследовании, это результаты магистерской диссертации. Цель созвучна названию темы научной работы. Формулировка цели исследования передаётся формами разработать, выявить, определить, установить, описать и др.
Цель исследования предполагает решение частных задач, которые прописываются в форме перечисления (рассмотреть…, изучить..., исследовать..., проанализировать..., охарактеризовать..., раскрыть…, доказать…, обосновать...и т.д.). Формулировки задач должны отражать названия глав и параграфов; обычно в магистерской диссертации ставится не более 5-7 исследовательских задач.
Объект исследования – это процесс или явление, которое создаёт изучаемую автором проблемную ситуацию и существует независимо от исследователя, процесс или явление, которое выбирают для изучения.
Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта, то, что является частью объекта (проблема, над которой работает исследователь; значимые с теоретической и практической точки зрения особенности, свойства, закономерности функционирования объекта).
Отождествлять объект и предмет исследования нельзя; строгому определению объекта и непротиворечивому формулированию предмета исследования в магистерской диссертации должно быть уделено особое внимание.
Научная новизнапредставляет собой достижения, полученные соискателем лично, не известные в литературе по теме исследования ранее. Все материалы, наблюдения, положения, понятия, представленные соискателем в диссертации, не могут быть новыми, однако соискатель должен строго, последовательно и непротиворечиво отграничить новое в его исследовании от уже исследованного, известного. Всё, что сделал соискатель “впервые”, всё, что составляет “личный вклад” автора диссертации в разработку, решение проблемы (вопроса), составляет научную новизну исследования. Что касается магистерской диссертации, то правомерно говорить об элементах новизны.
Основные положения, отражающие ход научного исследования и новизну магистерской диссертации, основные наблюдения и выводы, сделанные в работе, оформляются в виде положений, выносимых на защиту(в магистерской диссертации количество положений, выносимых на защиту, может быть ограничено 5-7 и соотнесено с частыми задачами исследования).
Методологическаяи теоретическая базаисследования предполагает формулировку историко-философских, социально-экономических и психолого-педагогических законов или научных идей, положенных в основу теоретического осмысления проблемы, а методический аппаратвключает список методов и приёмов исследования.
Магистерское исследование должно отличаться теоретической и практической значимостью. Автор исследования должен конкретизировать, в чём каждая из них заключается.