Аналитико-синтетические упражнения
Практические методы обучения русскому языку. Виды упражнений
Практические методы обучения русскому языку (упражнения) — методы (способы взаимодействия учителя и учащихся), с помощью которых обеспечивается формирование умений и навыков, необходимых для практического владения языком как средством общения. Основу учебной деятельности при использовании практических методов обучения составляет выполнение упражнений, поэтому термины «практические методы обучения» и «упражнения» в методике часто используются как синонимы.
М.Т.Баранов классифицирует практические методы обучения (упражнения) по типам формируемых умений. В зависимости от типа умения он выделяет три группы практических методов обучения (упражнений): методы формирования языковых, правописных и речевых умений (см. табл. Методы обучения). Обратите внимание на тот факт, что последовательность приведения методов в таблице не случайна, а определяется методической целесообразностью выбора способа взаимодействия с учениками. Так, первыми всегда используются опознавательные методы, далее – классификационные, затем аналитические, синтетические и аналитико-синтетические.
Аналитические упражнения по русскому языку
— упражнения, при выполнении которых преобладает аналитическая деятельность учащихся: наблюдения над языком, виды языкового анализа (грамматический разбор в разных вариантах, орфографическое комментирование и пр.)
Разбор— анализ языкового явления по определенному плану. Практикуется фонетический разбор, орфографический разбор, разбор слова по составу (морфемный), словообразовательный анализ слова, лексический разбор, морфологический, синтаксический, пунктуационный, стилистический.
Комментированное письмо — вид орфографического упражнения, разновидность орфографического разбора, состоит в том, что учащийся в процессе и в темпе письма кратко комментирует все орфограммы: указывает тип орфограммы, называет правило проверки, воспроизводит шаги алгоритма орфографического действия, приводит проверочные слова, делает вывод. По мере овладения комментированием школьник «свертывает» объяснения, переводя их во внутренний план. Комментирование может быть устным или письменным, полным или выборочным, развернутым или свернутым. Важно, чтобы в нем постоянно участвовали все учащиеся.
Конструирование грамматическое— синтетическое упражнение, состоящее в самостоятельном составлении учащимися словосочетаний и предложений заданных типов. Близким к конструированию является задание на преобразование языкового явления, предполагает образование определенной формы слова (например, сравнительной степени прилагательного).
См.: Назаров А.Н. Грамматический разбор и грамматическое конструирование. Пенза, 1961.
Синтетические упражнения по русскому языку
— такие упражнения, при выполнении которых в деятельности учащихся преобладает синтез: образование новых слов с помощью аффиксов в соответствии со словообразовательными моделями, образование форм слов (склонение, спряжение), построение словосочетаний и предложений разных типов, введение в предложение осложняющих конструкций, построение текста и отдельных его компонентов, построение обобщающих схем и таблиц и пр.
Аналитико-синтетические упражнения
— диктант, осложненное списывание, изложение, сочинение (в творческих работах преобладает синтез).
Диктант— одно из наиболее употребительных письменных грамматико-орфографических аналитико-синтетических упражнений, состоящее в воспроизведении текста или отдельных его элементов на слух (слуховой Д.) или по памяти (зрительный Д.).
Существует множество типов диктантов, выделенных по разным основаниям классификации.
По способу восприятия материаларазличаются слуховой и зрительный диктанты.
Самодиктант, или Д. по памяти — вид зрительного Д. Текст воспринимается зрительно, запоминается, иногда подвергается анализу и комментированию, затем записывается по памяти и проверяется самими учащимися по книге, с выделением орфограмм.
Слуховой Д. — вид Д., грамматико-орфографическое упражнение, опирающееся на слуховое восприятие предназначенного для записи текста, на соотнесение звукового состава слова с графическим составом и состоящее в правильной записи текста. Вырабатывает умение и навык постоянного звуко-буквенного анализа при письме, соотношения орфоэпии и орфографии, восприятия интонации для соблюдения пунктуации. В процессе слухового Д. учащиеся пользуются правилами орфографии и пунктуации, а для правильного их применения прибегают к морфологическому и синтаксическому разбору.
Среди слуховых Д., нацеленных на формирование и развитие навыков правописания, в зависимости от времени осуществления объяснения выбора орфограммы / пунктограммы выделяются предупредительный, объяснительный, комментированный диктанты.
Предупредительный Д. — вид слухового Д., цель которого — предупреждение ошибок путем объяснения орфограмм до записи текста, слова (рекомендуется проводить на ранних стадиях изучения орфографического материала). Объяснительный Д. — вид слухового Д., состоит в записи текста под диктовку с последующим объяснением орфограмм (проводится при закреплении темы). Комментированный Д. — вид слухового Д., состоит в записи текста под диктовку с одновременным комментированием сложных, вызывающих сомнение учеников, случаев правописания.
По цели проведения— контрольный, обучающий и контрольно-обучающий диктанты. Контрольный (проверочный) Д. — вид слухового Д. Проводится в конце изучения темы, четверти, полугодия. Размеры связного текста для контрольного Д. определяются «Нормами оценки...» (1984): 90 — 100 слов в 5 кл., 100 — 110 слов в 6 кл., 110 — 120 в 7 кл., 120 — 140 в 8 кл., 150 — 170 в 8 кл.
По характеру используемого материала— текстовые Д., состоящие из отдельных предложений, и словарные Д., состоящие из отдельных слов. Словарный Д, используется в тех случаях, когда орфограммы могут быть проверены без опоры на контекст. Позволяет экономить время, концентрировать внимание учеников на нужных орфограммах. Может использоваться как контрольный: в 5 кл. 15 — 20 слов, в 6 кл. 20 — 25 слов, в 7 кл.25 — 30 слов, в 8 кл. 30 — 35 слов, в 9 кл. 35 — 40 слов. Недостатком С.Д. является искусственный характер языкового материала. Чаще используется в составе комбинированного Д.
По способу воспроизведения материала— выборочный, распределительный, выборочно-распределительный Д., Д. с заменами, Д. с перестановками, восстановленный Д., свободный Д., творческий Д., графический Д., цифровой Д. Д. на расширение и на сужение текста, немой Д., семантический Д.
Выборочный Д. — вид слухового или зрительного Д., предполагает запись не всего диктуемого текста, а лишь тех слов, словосочетаний, в которых есть орфограммы (или грамматические формы) на изучаемое правило. Проводится с целью развития внимания, умения обнаруживать изучаемые или повторяемые явления, позволяет экономить время на уроке. Допускает дополнительные задания в виде подчеркиваний, кратких примечаний. Могут быть обзорные выборочные Д., например, выпишите все случаи употребления Ь после шипящих, а также его отсутствия.
Распределительный Д. — вид слухового словарного Д., предполагает распределение материала в соответствии с предложенными критериями, например, выпишите слова с непроизносимым согласным в правый столбик, а слова без такового — в левый.
Выборочно-распределительный Д. — вид слухового словарного Д., предполагает выбор и распределение указанного материала в соответствии с предложенными критериями.
Диктант с заменами предполагает запись языковых единиц с заменой компонентов единицы, например: замените причастия причастными оборотами.
Диктант с перестановками предполагает перестановку членов предложения, например: поменяйте местами причастный оборот и определяемое слово. Как изменилось пунктуационное оформление фразы?
Восстановленный Д. — вид Д., предполагает восстановление текста по выбранным или данным ключевым словам.
Свободный Д. — вид Д., близкий к изложению, «диктовка мыслей, а не слов» (В.А. Флеров). Интересный и доступный учащимся текст прочитывается учителем или учениками, может быть проведена небольшая беседа; затем текст читается учителем по абзацам (относительно небольшим кускам текста), учащиеся записывают, что запомнили; затем прочитывается следующий отрывок и т.д.
В.А. Флеров, создатель свободного диктанта, ценил в нем самостоятельность учащихся, их творческий вклад в создание нового текста.
Более поздние авторы в нем ценят близость к образцу и использование лексики и синтаксиса образца. См.: Ладыженская Т.А. и др. Свободные диктанты. М, 1967.
Меня привлекает в свободном диктанте именно его «переходность» от репродуктивной к творческой деятельности. Свободный диктант тренирует учеников в адекватном восприятии чужого текста (необходимо понять и передать чужую мысль своими словами) и в то же время приближает к условиям реальной коммуникации: ученик сосредоточен на передаче содержания текста и попутно с этой сложной задачей должен выдержать стиль и не нарушить правила правописания. Согласитесь, передавать заданное извне содержание все же легче, чем порождать свое.
Творческий Д. имеет много общего со свободным диктантом и с изложением по опорным словам. Вид упражнения в развитии самостоятельной связной речи учащихся, позволяет активизировать лексику, развивать орфографические умения. В исходном тексте выделяются обязательные для использования слова, затем текст записывается учениками свободно, творчески, но указанные слова должны быть употреблены. См.: Ульченко З.Ф. Диктанты с изменением текста. М., 1982.
Графический Д. вид слухового Д., предполагает запись схемы языковой единицы, например: изобразите графически морфемный состав слов, составьте схемы предложений.
Цифровой Д. предполагает нахождение в тексте определенной языковой единицы и запись номера предложения, в котором она использована. Например: Найдите в тексте предложения с однородными членами и укажите их номер.
Д. на расширение и на сужение текста.
Немой Д. — ученики записывают глаголы (и деепричастия и др. предварительно указанные педагогом языковые средства), раскрывающие действия учителя во время диктанта.
Семантический Д. — учитель зачитывает лексическое толкование слова, учащиеся записывают слова, опознанные по их лексическому значению.
По форме контролявыделяются Д. с самопроверкой, Д. с взаимопроверкой, Д. «Проверяю себя». Диктант «Проверяю себя» — вид слухового контрольно-обучающего диктанта, в процессе записи которого разрешаются пропуск орфограммы, вызывающей сомнение учащегося, и последующая самопроверка по словарю. Отличается высоким уровнем самоконтроля учащихся: разрешается пользоваться словарем, справочниками, обращаться за помощью к учителю. Вопросы и другие способы самопроверки поощряются (если вопросы задаются не ради показной активности), исправления тоже.
По наличию дополнительных заданий— Д. с дополнительными заданиями и без таковых.
Списывание — один из наиболее употребительных видов письменных упражнений. В неосложненном виде используется в начальной школе при обучении технике письма и каллиграфии, а также при проверке орфографической зоркости учащихся. При обучении правописанию и грамматике, как правило, осложняется дополнительными заданиями — осложненное списывание. Например, списать и подчеркнуть изучаемые формы; вставить пропущенные буквы, объяснив орфограммы или введя проверочные слова; вставить пропущенные знаки препинания, графически прокомментировать их; раскрыть скобки (решение вопроса “слитно — через дефис — раздельно”); изменить время и лицо глаголов и т. п.
Виды осложненного списывания — см. виды диктанта по способу воспроизведения материала. Например, выборочное списывание —выписать отдельные слова и словосочетания.
Сочинение-миниатюра— небольшое по размерам сочинение, которое пишется обычно на уроке грамматики в связи с изучаемой темой. Чаще всего это пейзажная зарисовка, эпизод, юмореска. Малые размеры такого сочинения позволяют проводить его часто, 2 — 3 раза в неделю.
Нет плохих методов обучения, есть методы, которые используются уместно или неуместно. Выбор упражнения зависит многих объективных и субъективных факторов, прежде всего от типа и этапа формирования умения. При правильно организованном обучении упражнения должны образовывать систему.
Система упражнений по русскому языку— совокупность и последовательность практических работ учащихся, выполняемых самостоятельно, которые обеспечивают закрепление теоретических знаний по языку и выработку умений и навыков. Система упражнений предполагает постепенное нарастание сложности и степени самостоятельности выполнения, разнообразие видов и отбор упражнений в соответствии с темами, этапами и задачами их усвоения. Система упражнений может быть разработана ко всему курсу русского языка, к отдельному разделу курса, к каждой отдельной теме.