I.1 Оздоровительное значение плавания и его влияние на состояние здоровья и физическое развитие детей

Курсовая работа

На тему: «Технология обучения детей 9-10 лет плаванию в условиях оздоровительной группы»

Выполнил студент

2 курса 22 учебной группы

Кузьмин

Павел Алексеевич

Оценка: ________________

Преподаватель: __________________ Воропаев А.А.

Москва

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ГЛАВА I.
I.1 Оздоровительное значение плавания и его влияние на состояние здоровья и физического развития детей
I.2 Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
I.3 Характеристика современных методик обучения плаванию детей младшегошкольного возраста

3. ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ
II.1 Цель и задачи исследования
II.2 Методы исследования
II.3 Организация исследования

4. ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

6. Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы в современных социально-экономических условиях нашего общества состояние здоровья и уровень двигательной подготовки детей остается актуальной проблемой.

Малоподвижный образ жизни, постоянные стрессы, не правильное питание, низкий уровень физической активности способствуют развитию различных заболеваний у детей. Учащаются случаи болезни пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем, нарушение иммунной системы и обмена веществ.

Физкультура и спорт эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, поэтому важно приучать ребенка к правильному распорядку дня, рациональному питанию, выполнению правил личной с детства и своевременно начинать физическое воспитание ребенка.

В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры и умственной деятельности человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. В данном возрастном периоде дети легко усваивают новый материал, важно давать школьникам наборы упражнений, всесторонне и гармонично развивающие их физические качества. В освоении упражнений, в первую очередь, внимание уделяется технике выполнения различных физических упражнений.

В возрасте 9-10 лет у детей уровень двигательной активности достаточно высокий. Но в период школьных занятий движений выполняется мало, и с каждым годом взросления ребенка, двигательная активность только снижается. К занятиям физической культурой рекомендуется прибавлять занятия плаванием.

Особенно важно углубленно изучить раздел плавания, который в современных условиях природных и экономических катаклизмов, наряду с ходьбой и бегом, является жизненно необходимым двигательным навыком.

В настоящее время уровень плавательной подготовленности детей остается на низком уровне. Традиционная школьная программа по плаванию не полностью решает задачу всестороннего и гармоничного развития, а личности младших школьников. Внедрение экспериментальной педагогической технологии обучения плаванию детей 9-10 лет поможет увеличить эффективность занятий плаванием на уроках физической культуры.

Объект исследования: обучение и совершенствование плавательной подготовленности детей 9-10 лет.

Предмет исследования: физическое воспитание детей 9-10 лет на занятиях по плаванию.

Гипотеза: повышение эффективности процесса физического воспитания младших школьников на занятиях по плаванию, повышение уровня двигательной подготовленности с прикладной направленностью за счет использования педагогических методов.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать технологию обучения плаванию детей 9-10 лет, позволяющую повысить эффективность учебного процесса.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- разработана программа обучения плаванию детей младшего школьного возраста, занимающихся в оздоровительных группах;

- экспериментально обоснована эффективность технологии обучения плаванию детей младшего школьного возраста, позволяющая обеспечить формирование, основных элементов техники плавания способами кроль на груди и кроль на спине у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при обучении плаванию детей младшего школьного возраста в общеобразовательных школах и в детских оздоровительных группах.

ГЛАВА I

I.1 Оздоровительное значение плавания и его влияние на состояние здоровья и физическое развитие детей

Плавание – широко распространенный, популярный, полезный вид спорта. Если рассматривать плавание как физическое воздействие, то под ним можно понимать плавание как умение человека держаться на поверхности воды и передвигаться в заданном направлении без посторонней помощи и дополнительных приспособлений. В воде человек находится и выполняет движения в горизонтальном положении, что отличает плавание своими особенностями от других видов спорта.

На сегодняшний день состояние здоровья детей и подростков вызывает тревогу. Их численность в общей массе населения уменьшилась на 4,2 млн. и составляет в настоящее время 35 млн. человек. Около 75% детей младшего школьного возраста имеют серьезные отклонения в здоровье. Здоровых детей среди младших школьников - 10-12%, а среди старших - всего 5%. Более чем у 50% детей разного возраста диагностируются хронические заболевания.

Общая заболеваемость среди 7-10-летних детей за последние 3 года увеличилась на 14,7%.

Плавание представляет собой циклические движения руками и ногами с четко согласованным ритмом дыхания и равномерным участием больших групп мышц. Занятия плаванием способствуют развитию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.

Для понимания воздействия физических упражнений в воде на человеческий организм и правильного их применения необходимо знать специфические особенности плавания. На поверхность тела, погруженного в воду, действует гидростатическое давление.

У человека, находящегося в воде, учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов. Вследствие повышенной теплоотдачи в воде активизируется обмен веществ в организме, поэтому при плавании расходуется больше энергии (в зависимости от температуры воды и скорости плавания), чем в других циклических видах спорта.

Человеческий организм состоит из воды на 80%, вода играет значительную роль в жизни людей. Жизненно важные процессы организма происходят в водной среде организма, с самого зарождения жизни наш организм развивается в водной среде. Плавание является уникальным видом физической деятельности. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. Человек подвергается двойному воздействию: с одной стороны – физических упражнений, с другой – уникальных свойств водной среды, в которой выполняются эти упражнения.

Дыхательная и сердечно-сосудистая системы наиболее выраженно изменяются в процессе обучения плаванию. Грамотное использование методики обучения плаванию способствует развитию дыхательной системы (увеличивается ЖЕЛ, укрепляется дыхательная мускулатура, растет объем грудной клетки). Вода имеет свойство успокаивать человека, оказывает релаксирующий эффект. Исходя их данного факта, плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы.

Раннее обучение плаванию способствует гармоничному развитию детей и положительно влияет на развитие всех систем организма: центральной нервной системы, костной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, укрепляет опорно-двигательный аппарат, способствует улучшению кровообращения.

Для полноценного развития детей следует следить не только за распорядком дня, соблюдением правил личной гигиены, питанием, достаточным количеством сна для полного восстановления, но и за физическим развитием.

Применение игрового метода – неотъемлемая часть педагогического процесса в любом виде спорта. На воде используются игры, развивающие различные физические качества детей – координацию, силовые и скоростные способности, так же ныряния являются полезными упражнениями, способствующие развитию дыхательной системы и ориентации в воде. Чем раньше ребенка приучить к водной среде и начать обучение плаванию, тем ярче будет выражено его оздоровительное воздействие на организм.

Движения в воде стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают деятельность желудка и кишечника, совершенствуют терморегуляцию, организм становится менее восприимчивым к простудным заболеваниям, нормализуется психоэмоциональное состояние.

Занятия плаванием развивают и укрепляют костно-мышечную систему, в результате улучшается питание суставов и периартикулярных тканей позвоночника, конечностей, а это является эффективным профилактическим средством остеохондроза и суставной патологии.

Движения в плавании характеризуются кратковременными напряжениями мышц, расслабление и напряжение мышечных групп чередуется, что позволяет детям долго не утомляться. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, следовательно, и мышцы ребенка находятся в благоприятных условиях. Динамичность и простота движений позволяет ребенку выполнять заданную нагрузку длительное время.

При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности, благодаря горизонтальному положению тела пловца, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы. Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания можно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.

Наши рекомендации