Пять компонентов в структуре педагогической деятельности.
1. Гностический (познавательный) включает умения: анализировать педагогическую ситуацию – формулировать стратегические, тактические и оперативные задачи в области воспитания и обучения (стратегические задачи – это сверхзадачи, которые определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности, в реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразовываются в тактические; оперативные задачи – это текущие задачи, возникающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его педагогической деятельности) – вырабатывать стратегии решения педагогических задач – оценивать продуктивные и непродуктивные проекты решения и способы их реализации.
2. Проектировочный включает умения: формулировать систему целей и задач – планировать деятельность учащихся – планировать собственную деятельность.
3. Конструктивный включает умения: отбор и композиционное построение учебно-воспитательного материала для передачи учащимся – проектирование деятельности учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, собственной будущей деятельности и поведения с учетом возможностей учащихся.
4. Организаторский. Как бы хорошо ни был отобран материал, как бы интересно он ни был построен, учитель не достигнет успеха, если не сумеет организовать деятельность учащихся и свою собственную. Организаторский компонент предполагает включение учащихся в различные виды деятельности, формирование и организацию ученического коллектива. Таким образом, организационная деятельность представляет собой практическое решение педагогических задач.
5. Коммуникативный. Это установление педагогически целесообразных взаимоотношений педагога с учащимися, с другими учителями, родителями, представителями общественности.
15. Компетентность педагога
Профессиональная компетентность педагога:
- классификация проффесий
- профессиограмма педагога
- теоретическая и практическая готовность учителя
Профессия – определённый вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к личности. Специальность – вид знаний в рамках одной деятельности. Учитель – должность преподавателя одного или нескольких учебных предметов общеобразовательной школе. Классификация – осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их по каким-то важным признакам. Признаки:
1) Характер труда – умственный или физический
2) Предмет труда – пять предметов или групп профессий:
Человек – техника
Человек - человек
Человек - природа
Человек – знаковая система
Человек – художественный образ
Профессионограмма педагога – идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога. Образец, эталон, в котором представлены: 1) основные качества личности, которыми должен обладать 2) знания, умения, навыки, для выполнения его функций
Теоретическая и практическая готовность учителя. Компетентность – личные возможности должностного лица, его квалификация, знания, опыт, позволяющие ему принимать участие в разработке определённого круга решений или решать вопросы, благодаря наличию у него определённых знаний и навыков.
Компетенция – умение внутри компетентности. Профессиональная компетенция – его теоретическая и практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности, характеризующая его профессионализм.
16. Основные признаки профессиональной педагогической деятельности
- профессиональная педагогическая деятельность носит преднамеренный характер
-она отделена от повседневной деятельности ребёнка
- ею занимается специальный человек, обладающий необходимыми знаниями, умениями, навыками
- для её реализации существуют определённые формы: урок, зачёт, домашнее задание
- она преследует определённую цель: научить, развить, воспитать. Цель во многом определяет содержание воспитания, образования.
Ребёнок обычно тоже понимает особый, серьёзных характер этой деятельности – он включается в особые отношения с педагогом (деловые, официальные, регламентированные).
Результаты педагогической деятельности по обучению могут быть проверены, труднее проверить воспитанность. Настоящий педагог не ограничивается строго регламентированной деятельностью, а проводит неформальные беседы, обсуждения проблем, оказывает помощь ученикам.
Педагог – управленец. Он управляет познавательной деятельностью учащихся. Функции управления:
1) Планирование
2) Организация
3) Координация и управление
4) Контроль
17.Аналитические умения педагога
Сформированность аналитических умений – один из критериев педагогического мастерства, ибо с их помощью извлекаются знания из практики. Именно через аналитические умения проявляется обобщённое умение педагогически мыслить. Такое умение состоит из ряда частных умений:
- анализировать педагогические явления
- осмысливать каждый элемент педагогического явления в связи с целым и во взаимосвязи с другими
- объяснять педагогические явления с точки зрения теории
- диагностировать педагогические явления
- решать педагогические задачи
Теоретический анализ фактов и явлений заключает в себе вычленение факта или явления, его обособление от других фактов и явлений; установление состава элементов данного факта или явления; раскрытие содержания и выделение роли каждого из элементов данной структуры; определение данного явления в образовательном процессе.
Под педагогическим фактом здесь понимается тот или иной тип воспитательного отношения, а под педагогическим явлением – результат взаимодействия таких форм деятельности как событие, произошедшее в жизни ученика, действия педагога на основе анализа этого события в связи с поставленной им задачей, действия учащихся и педагогический результат действия учителя.
18. Проективные умения педагога
Разработка проекта образовательно-воспитательной работы означает перевод на педагогический язык целей обучения и воспитания, их максимальную конкретизацию и обоснование способов их поэтапной реализации.
Следующим шагом является определение содержания и видов деятельности, осуществление которых учащимися обеспечивает развитие прогнозируемых качеств и состояний. При этом важно предусмотреть сочетание различных видов деятельности и проведение специальных мероприятий в соответствии с поставленными задачами.
Проективные умения включают:
- выделение проблемы
- обоснование способов реализации
- перевод цели и содержания образования в конкретные педагогические задачи
- планирование содержания педагогической деятельности
- отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам, планирование системы совместных творческих дел
- определение форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании
- планирование системы приёмов стимулирования активности школьников и содержания негативных проявлений в их поведении
Планирование развития воспитательной сферы и связей с родителями и общественностью
19. Рефлексивные умения педагога
Они имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Её обычно связывают лишь с завершающим этапом решения педагогической задачи, понимая как своеобразную процедуру по подведению итогов образовательно-воспитательной деятельности.
Рефлексы – обращение назад, отражение; анализ собственных действий и состояний. Это контрольно-оценочная деятельность, осмысление своих действий.
Между тем известны различные виды контроля:
- Контроль на основе соотнесения полученных результатов с заданными образцами
- Контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных в умственном плане
- Контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий
Рефлексивные умения состоят из следующих умений:
- правильно ли сформулированы цели и задачи
- соответствие содержания и задач
-эффективность мер
-причины успехов и неужач
20. Прогностические умения педагога
Состоят в:
- постановке целей и задач
- видеть трудности и их преодоление
- отборе методов
- конструировании содержания взаимодействия участников, выдвижение гипотез, моделирование
Управление социальными процессами, каким является и образовательный, всегда предполагает ориентации на чётко поставленный сознанием субъекта управления конечный результат.
Педагогическое прогнозирование, осуществляемое на научной основе, опирается на знания сущности и логику педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. В зависимости от объекта прогнозирования прогностические умения можно разделить на три группы:
1) Прогнозирование развития коллектива: динамики его структуры, развитие системы взаимоотношений
2) Прогнозирование развития личности: её личностно-деловых качеств, чувств, воли и поведения
Прогнозирование педагогического процесса: образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала затруднение учащихся в учении и других видах деятельности.
21. Организаторские умения педагога
Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности, коллектива, превращающий его из объекта в субъект воспитания.
К организаторским умениям как общепедагогическим относятся мобилизационные, информационно-дидактические, развивающие и ценностно-ориентационные.
1) Мобилизационные умения связаны с привлечением внимания учащихся и развитием у них устойчивых интересов к учению, труду и другим видам деятельности; формирования потребностях в знаниях, вооружением учащихся навыков учебной работы и основами научной организации учебного труда; стимулирование организации знаний и жизненного опыта воспитанников в целях формирования у них активного самостоятельного и творческого отношения к явлениям окружающей действительности; разумным использованием методов поощрения и наказания созданием атмосферы совместного переживания.
2) информационно-дидактические умения обычно связывают с непосредственным изложением учебной информации, в то время как они имеют место и в способах её получения. Это умения и навыки работы с печатными источниками и библиографические, умения добывать информацию из других источников и адаптировать её, преобразовывать, т.е. умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания.
Информационные умения проявляются в:
- способности ясно и чётко излагать учебный материал
- логически правильно построить и вести конкретный рассказ, объяснение, беседу
- формировать вопросы в доступной форме кратко
- выражать мысль с помощью графиков, диаграмм, схем
- использовать разные методы
3) Развивающие умения педагогики – зона ближайшего развития отдельных учащихся, класса в целом. Создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и воли воспитанников. Стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических и фундаментальных отношений, создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся.
4) Ориентационные умения направлены на формирование морально-ценностных установок научного мировоззрения, привите устойчивого интереса к учебной деятельности, организация совместной творческой деятельности, имеющей своей целью развитие социально значимых качеств личности.
22. Коммуникативные умения педагога
Организаторские умения педагога неразрывно связаны с коммуникативными, от которых зависит установление педагогически целесообразных отношений учителя и учащихся, коллегами, родителями. С помощью слова педагог формирует положительную мотивацию учения учащихся, познавательную направленность и создаёт благоприятную психологическую обстановку.
Коммуникативные умения структурно могут быть представлены как взаимосвязанные группы персептивных умений, собственно умений общения и умений и навыков педагогической техники.
1) Персептивные умения:
- воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнёра по общению, получаемых в ходе совместной деятельности;
- глубоко проникать в личностную суть других людей, устанавливать индивидуальное своеобразие человека
- определять, как какому типу личности и темперамента относится человек, по незначительным признакам улавливать характер переживаний
- видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, противостоять стереотипам восприятия другого человека.
2) Умения педагогического общения. Организация непосредственного общения требует владения умением осуществлять коммуникативную атаку, т.е. привлекать к себе внимание. 4 способа: речь, паузы, двигательно-знаковый вариант, смежный вариант. На это этапе необходимо такое умение устанавливать психологический контакт с классом, способствующий передаче информации и её восприятию.
3) Управление общением в педагогическом процессе изначально предполагает умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке, организовывать совместную с учащимися творческую деятельность, целенаправленно поддерживать общение введением элементов беседы, риторических вопросов и т.п.
Успешное управление педагогическим общением требует умений распределять внимание и поддерживать его устойчивость.
Установлению обратной связи в процессе общения помогает эмпатические процессы, возникающие в ходе взаимодействия педагога и воспитанников. Эмоциональная обратная связь постигается через умение по поведению учащихся, из глазам и лицам улавливать общий настрой класса, чувствовать в процессе общения наступление момента изменения в эмоциональных состояниях учащихся, их готовность работать, своевременно видеть выключение отдельных учащихся из общей деятельности.
23. Карьера педагога
Карьера – общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни. Сущностной составляющей понятия «карьера» является движение вперёд.
Карьера – активное продвижение человека в освоенных сферах и совершенствование способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни
Виды карьеры:
- Линейная. Человек с самого начала своей трудовой деятельности выбирает понравившуюся ему область и упорно на протяжении всей жизни поднимается по иерархической лестнице.
- Стабильная. Человек ещё в молодости выбирает область своей деятельности и до конца остаётся в ней, не стремясь продвигаться по иерархической лестнице.
- Спиральная. Такая карьера для беспокойных людей. Они с удовольствием погружаются в работу, трудятся напряженно и делают своё дело хорошо, продвигаются с своём ранге. Через 5-7 лет их интерес затухает, они уходят на другую работу и всё повторяется заново.
- Кратковременная. Человек часто переходит с одной работы на другую. Он особо не выбирает образ деятельности, и лишь случайно и временно получает незначительные повышения.
- Пластообразная. Если человек успешно справляется со своими обязанностями, его выдвигают вперёд. После ряда выдвижений он достигает своей компетентности, больше его не повысят.
- Снижающаяся. Человек неплохо начинает свою карьеру и добивается повышения, однако в его жизни происходит нечто непредвиденное, что приводите его в самый низ.
Для того чтобы определить, в каком направлении двигаться, нужно определить, что такое жизненный успех. Успех – событие, получающее социальную и общественную поддержку. Это вопрос вашей целевой установки, т.е. субъективного мироощущения.
Личностный профессионализм. Перспектива (схема её построения):
1. Осознание ценности честного труда, необходимости образования после школы.
2. Общественная ориентировка в социально-экономической ситуации в стране, прогнозирование её изменения
3. Знание мира профессионального труда
4. Выделение цели
5. Представление о своих возможностях и недостатках
6. Представление о внешних препятствиях на пути к цели
7. Наличие системы резервных вариантов выбора
8. Представление о смысле своего будущего профессионального труда
9. Начало практической реализации плана профессионального труда
Очень важно для профессионального продвижения умение создать свой имидж. Репутация – это лишь часть имиджа. Представляет собой целый комплекс качеств личности и способов самовыражения.
Для педагога имидж крайне важен, потому что именно он влияет на формирование установок, ценностей и представлений у воспитанников. Важны в имидже личные качества, так как степень доверия зависит от того, насколько он нравственен.
24. Проектирование и процесс решения педагогических задач
Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса. Должна удовлетворять следующим условиям:
- обладать всеми существующими признаками педагогического процесса
- являться общей при реализации любых педагогических целей
- наблюдаться при выделении путём абстрагирования в любом реальном процессе
В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придаёт взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесённая с целью деятельности и условиями её осуществления, и есть педагогическая задача.
Все задачи решаются с соблюдением принципиальной схемы, предполагающей прохождение четырёх взаимосвязанных этапов:
- анализа ситуации и постановки задачи
- проектирования вариантов решения и выбора, оптимального для данных условий
- осуществления плана решения задачи на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирование и корректирование течения педагогического процесса
- анализа результатов решения
25. Сущность процесса обучения
Это очень сложный процесс объективной действительности. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы. Понятие обучения включает 2 составляющих – преподавание и обучение.
Преподавание – деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, учение – деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний.
Школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях. Для обучения характерны следующие признаки:
1) Двусторонний характер
2) Совместная деятельность учителей и учащихся
3) Руководство со стороны учителя
4) Специальная планированная организация и управление
5) Целостность и единство
6) Соответствие развитию учащихся
7) Управление развитием и воспитанием учащихся
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
Знания учителя, превосходящие знания учеников | Методическое мастерство | Морально-идеальный облик учителя | Отношение учащихся к учебной деятельности (познавательный мотив) | Совокупность имеющихся знаний, умений, навыков | Способности учеников (специальные знания и наклонности) | ||
Отношение к детям | Отношение к работе | Отношение к науке | |||||
26. Отличие процесса научного познания от учения
учёный | Ученик |
Научное знание, установление новых фактов, вскрывает закономерности, его результаты коллективны | В учении опирается на уже открытые факты |
Строгая интеграция фактов, имеет право на проверку и переправку | Идёт дифференцирование знаний. Ученик узнаёт всё по частям. |
Учёный использует научную информацию, имеющую большую меру абстрагирования | Язык ученика отличается конкретностью, признаков, фактов, науки |
Учёный выводит понятия на основе исследования | Ученик усваивает понятия умозрительно, понятия опережают опыт – это одно из противоречий обучения |
27. Движущие силы процесса обучения
Процесс обучения как специфический процесс познания надо рассматривать как процесс постоянного движения и развития, в котором есть большие и маленькие скачки, спады, неожиданные повороты мыслей, возможные озарения.
Основным противоречием обучения является противоречие между постоянно усложняющимися требованиями учителя и возможностями учащегося (уровнем их знаний, развитием, мотивами, способностями их деятельности, которыми они владеют). Это противоречие находит своё отражение и конкретизируется в противоречиях содержаний знаний умений навыков, мотивационной и операциональной сторонами обучения.
К ним относятся противоречия между личным житейским опытом ученика и научными знаниями. Между прежним уровнем знаний и новыми знаниями. Между знаниями и умениями их использовать. Между более сложной познавательной задачей и наличием прежних недостаточных для ёё решения способов.
Основное противоречие является движущей силой обучения, потому что оно неисчерпаемо, т.е. имеет смысл в глазах учащихся, а разрешение противоречия явно осознаётся или как необходимость.
Условием становления противоречий в качестве движущей силы обучения является соразмерность его с познавательным потенциалом учащихся.
Коротко: движущая сила – знание о незнании.
28. Основные элементы процесса обучения
Учитель | Элементы | Ученик |
Осознание педагогом целей и задач изучаемой темы. Обучающая, воспитывающая, развивающая | Целевой | Принятие цели и задач |
Стимулирование, вызывает интерес, потребность | Стимулирующе-мотивационный | Возникновение положительных мотивов обучения |
Выбирает | Содержание обучения | Осознание изучаемой информации |
Действует, отбирает соответствующие методы, средства, формы | Опреационно-деятельностный | Осознанно взаимодействует с педагогом |
Контроль со стороны учителя | Контроль | Самоконтроль учащихся |
Оценка педагогом результатов обучения, установление соответствия их поставленным задачам, выявление причин отклонений, проектирование новых задач | Оценочно-результативный | Самооценка учеником достигнутых результатов |
29. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения
Воспитание, гармоничное развитие личности предполагает единство её образованности, воспитанности и общей развитости. Все эти компоненты всестороннего развития понимаются как сформированность знаний, умений, навыков, воспитанность личностных качеств и развитость психологической сферы личности.
Образовательная функция: научные знания, специальные умения и навыки, общеучебные умения и навыки.
Воспитательная функция: формирование мировоззрения
Развивающая функция: развитие сенсорного восприятия
30. Система дидактических принципов обучения
Принципы обучения определяются целями воспитания, имеют исторический характер. Некоторые из них утрачивают своё значение. Происходит перестройка содержания принципов, сохранивших своё значение в новых целях, и появляются новые принципы в которых отражаются новые требования общества к обучению.
Современные принципы обуславливают требования по всем компонентам учебного процесса – логике, целям, задачам, формированию содержания, выбора форм и методов, стимулированию, планированию и анализу.
В качестве основополагающих выделяют следующие принципы:
1) Сознательности и активности
2) Наглядности
3) Систематичности и последовательности
4) Прочности
5) Научности
6) Доступности
7) Связи теории с практикой