Детство как сложный многомерный феномен
В педагогической энциклопедии детство определяется как этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.
Согласно Д.Б. Эльконину детство возникло на том этапе эволюции животного мира, когда интенсивные формы поведения перестали соответствовать усложняющимся взаимоотношениям с окружающей средой. Детство возникло для прижизненного приобретения соответствующих форм поведения. Своеобразие детства человека состоит в том, что младенец появляется на свет без каких-либо врожденных способов удовлетворения даже элементарных органических потребностей.
Человеческий младенец - беспомощное существо, но в его беспомощности заключена огромная потенциальная сила. Ребенок с помощью взрослых и во взаимодействии с ними постепенно овладевает всеми человеческими способами удовлетворения своих органических и духовных потребностей. Овладение ребенком исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности - основа поэтапного психического развития. Благодаря этим способам люди создали все богатства своей материальной и духовной культуры, а индивид, посредством интериоризации, воспроизводя данные способы в себе (в процессе общения с окружающими людьми), присваивает богатства родовой культуры и за счет этого развивается как человек.
Присвоение ребенком достижений человеческой культуры всегда носит деятельный характер - ребенок не пассивен в этом процессе, не приспосабливается к условиям своей жизни, а выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности.
В психологии выявлены и описаны различные виды детской деятельности, в процессе осуществления которых происходит овладение основами культуры и тем самым реализуется психическое развитие.
Сегодня к проблеме детства обращаются философы, психологи, социологи, этнологи: В.Г. Безинов, А. Грекалов, В.П. Зеньковский, А.П. Желобов, В.А. Кутелев, С.Д. Лихачев, В.П. Щербаков и др.
Первая возрастная стадия онтогенеза - дошкольное детство. В современной философии, социологии, психологии и педагогике обобщенное понятие «детство» рассматривается как сложный многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социокультурными факторами. Главный социокультурный фактор - представление о детстве и внутреннем мире ребенка - в решающей степени определяет содержание образования и стиль педагогического воздействия. В качестве примера сошлемся на европейскую культуру, где существует несколько образов ребенка. Согласно традиционному христианскому взгляду, новорожденный несет в себе печать первородного греха, и спасти его можно только беспощадным подавлением его воли, подчинением родителям и духовным пастырям. С точки зрения социально-педагогического детерминизма (Дж. Локк, К.А. Гельвеции и др.), ребенок по природе не склонен ни к добру, ни к злу, а представляет собой «чистую доску», на которой общество
или воспитатель могут написать что угодно. С точки зрения биологического (природного) детерминизма (например, А. Вейсман), характер и возможности ребенка предопределены до его рождения. Сторонники утопически-гуманистической позиции (Ж.Ж. Руссо и его сторонники) утверждают: ребенок рождается хорошим и добрым и портится только под влиянием общества. Каждому из этих образов соответствует свой стиль воспитания. Идее первородного греха соответствует авторитарная, репрессивная педагогика, направленная на подавление природного начала в ребенке. Идее социализации - педагогика формирования личности путем направленного обучения. Идее природного детерминизма - принцип развития положительных природных задатков и ограничения отрицательных проявлений. Идее изначальной благости ребенка -саморазвитие и невмешательство и т.д. Каждый из этих образов основан на восприятии детства как объекта или субъекта культуры, общества.
Ребенок и социум
Ребенок стал интересовать взрослое общество как нечто отличное от него и имеющее самостоятельную ценность относительно недавно, чуть более двух веков назад. На каждом историческом этапе общество имело свое представление и отношение к детству.
В средние века считалось, что ребенок - это маленький взрослый, вся разница в размерах. В понятие «детство» не входило осознание специфической природы детства, того, что отличает ребенка от взрослого, даже молодого. Поэтому, как только ребенок мог обходиться без постоянной заботы матери, он принадлежал к обществу взрослых (И.С. Кон).
В 18 веке наметился несколько иной подход. Утвердилось мнение, что качественное отличие ребенка от взрослого в том, что его легче обучать и воспитывать. Результат достигается быстро и сохраняется на всю жизнь.
В 19 веке романтизм установил культ ребенка и культ детства. Как отметил Н.А. Берковский: «С романтиков начинаются детские дети, их ценят самих по себе, а не в качестве кандидатов в будущее». Оформление концепции детства как качественно своеобразного возрастного этапа отмечено и другими учеными.
В 20 веке - во времена постмодерна - мы чувствуем свое бессилие перед грозным и мощным явлением, маленькую часть которого мы воспринимаем и называем детством, как образно заметил Г. Л. Лэнгрет.
Рассматривая с психолого-педагогических позиций проблему соотношения «мира детства» и «мира взрослых», А.Б. Орлов сформулировал принципы, на которых традиционно строится образование (как процесс обучения и воспитания), противопоставил им новые, основанные на гуманистически ориентированной парадигме.
1. Субординация- мир детства как часть 1. Равенство- мир детства и мир
мира взрослых, его несамостоятельный взрослости как равноправные части...
придаток. мира человека.
2. Монологизм- мир детства как учеников 2. Диалогизм- мир детства также, как и
и воспитанников, а мир взрослых - это мир мир взрослости, обладает своим
учителей. Содержание взаимодействия собственным содержанием. Взаимодействие
транслируется в одном направлении - от этих двух миров должно строиться как
взрослых к детям. диалогичный и целостный «учебно-
воспитательный процесс».
3. Произвол- мир взрослых всегда 3. Сосуществование- мир детства и мир
навязывал свои законы миру детей, которые взрослости должны поддерживать
никак не воздействовали на него. обоюдный суверенитет: дети не должны
страдать от действия взрослых, какими бы
побуждениями эти действия не
4. Контроль- контроль мира взрослых, мотивировались.
рассматриваемый как необходимый элемент 4. Свобода- мир взрослости должен
обучения и воспитания, обеспечивает исключить все виды контроля над миром
принудительное восприятие ребенком мира детства (кроме охраны жизни и здоровья),
взрослых. предоставить миру детства выбирать свой
5. Взросление- развитие, движение детей путь.
по созданной миром взрослых «лестнице» 5. Соразвитие- развитие мира детства -возраста. Нарушение процесса - аномалия. процесс, параллельный развитию мира
взрослости; гармонизация внешнего и
6. Инициация- существование границ внутреннего «Я» - цель развития,
между миром взрослых и детей. 6. Единство- мир детства и мир
взрослости не образуют двух
7. Деформация- мир детства всегда разграниченных (имеющих границы
деформирован вторжением взрослых. перехода) миров.
7. Принятие— человек должен быть таким, какой он есть, безотносительно к нормам, оценкам «взрослости» и «детскости».
С одной стороны, эти принципы образовательной парадигмы представляют собой некую идеализированную модель современного дошкольного образования, с другой -позволяют определить характер «социальной ситуации развития» ребенка. По Л.С. Выготскому, «социальная ситуация развития» определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя которому «ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому асоциальное становится индивидуальным». Его вхождение в жизнь как социального существа требует от него прохождения трех фаз:
а) адаптации к действующим в этой общности нормам и формам взаимодействия, деятельности; б) индивидуализации как удовлетворения «потребности индивида» в максимальной персонизации; в) интеграции, которая определяется противоречием между стремлением быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности. Если ребенок не сможет преодолеть трудности адаптационного периода, у него могут складываться качества конформности (подобное™), зависимости, робости, неуверенности. Если на второй фазе развития он, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности и подозрительности.
Мир детства - это пространство жизнедеятельности, развития и сосуществования ребенка, сложный, самостоятельный социальный организм, представляющий собой неотъемлемую часть общества, и выступающий соучастником творения культуры и развития человеческой цивилизации, которое вписано в культурно-воспитательное пространство сосуществования сообщества детей и взрослых.
«Мир детства» - неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом». (И.С. Кон).
Факторами, обуславливающими существование мира детства, являются:
мир взрослых, опыт, знания, ценности, нормы, которые помогают стать ребенку современным (на каждом отрезке времени) культурным человеком, а миру детства вписаться в культурную и социальную жизнь общества;
личные усилия самого ребенка, его собственный мир, который он создает в процессе познания, деятельности, общения, творчества, способствующие дальнейшему прогрессу человеческой цивилизации, сохранению и развитию
этнической культуры общества;
детская субкультура, традиции, которые передаются из поколения в поколение детей и чрезвычайно значимы детям в понимании того, как осваивать мир вокруг и строить взаимоотношения с окружающими.
Детская субкультура - особая система бытующих в детской среде представлений о мире ценностей, которая отчасти стихийно складывается внутри господствующей культурной традиции данного общества и занимает в ней относительно автономное место.
Детская субкультура - культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и «встроенная» в общее культурное целое.
Итак, детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости.
Детство - период самоценности и уникальной самобытности, неповторимость которого признается всеми специалистами мира.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Издательский Дом Шалвы
Амонашвили, 1995.
1. Библер B.C. От науконаучения к логике культуры. - М., 1990. 1. Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Педагогика личности в гуманистических теориях и
системах воспитания. - Ростов-н/Д.: РГПИП, 1995 - 216 с. 1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПБ.: Питер, 2000. - 304 с. 1. Каган М.С. Мир общения. - М., 1988. 1. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. 1. Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.
1. Образование в поисках человеческих смыслов. - Ростов-н/Д.: Учитель, 1999. 1. Педагогика и педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов и др. - М.:
Академия, 1998.
1. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М., 1991. 1. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М.: Просвещение, 1991. 1. Флейк-Хобсан Е.В. Мир входящему. - М., 1992. 1. Э. Эриксон. Детство и общество / Сокр. пер. с англ. Белоусова СЮ. - М., 1992.
Контрольные и тестовые задания по теме: «Понятие о детстве как самоценном периоде»
1. Исторически с чем связывается понятие детства?
а)... б)... в)...
2. Рассмотрите схему, дополните ее, дайте краткую расшифровку.
Кто является автором данной идеи?
Соц. институты сформирование
Хороший, | забавный |
малыш, с | которым |
развлекаются, | играют и |
при этом | учат и |
воспитывают |
3. В чем выражалась любовь к детям для педагогов XVII века?
Выберите верный ответ, отметив его каким-либо знаком.
а) балование;
б) психологический интерес к воспитанию и обучению.
4. В какие годы XX века психологи поставили вопрос о детстве?
Выберите верный ответ, отметив его каким-либо знаком,
а) ЗО-е годы б) 20-е годы в) 60-е годы
5. На чем делали акцент психологи, рассматривая вопрос о детстве?
а)... б)... в)...
6. Выберите верное определение понятия «мир детства», отметив ответ каким-либо
знаком.
а) - это пространство жизнедеятельности, развития и самоосуществления ребенка,
сложный, самостоятельный соц. организм, представляющий собой неотъемлемую часть
общества, и выступающий соучастником творения культуры и развития человеческой
цивилизации, которое вписано в культурно-воспитательное пространство
сосуществования сообщества детей и взрослых.
б) - неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого
народа и человечества в целом.
7. Каковы факторы существования мира детства?
а)... б)... в)...
8. Сопоставьте факторы существования мира детства с их направленностью:
1) мир взрослых а) прогресс человеческой цивилизации
2) мир ребенка б) освоение мира вокруг
3) детская субкультура в) сохранение и развитие этнической
культуры общества;
г) вход в культурную и социальную
жизнь общества;
д) построение взаимоотношений с
окружающими;
е) становление современного, культурного
человека
9. Согласно какому направлению в европейской культуре - ребенок по природе
не склонен ни к добру, ни к злу, а представляет собой «чистую доску», на которой
общество или воспитатель могут написать что угодно? Выберите верный ответ, отметив
его каким-либо знаком.
а) христианское;
б) социально-педагогическое;
в) биологическое;
г) утопически-гуманистическое.
10. Кто является сторонником социально-педагогического направления в
европейской культуре? Выберите верный ответ.
а) Дж. Локк б) А.Вейсман в) Ж.Ж.Руссо г) К.А. Гельвеции
11. Верно ли, что сторонники биологического направления утверждали - ребенок
рождается хорошим и добрым и портится только под влиянием общества?
12. Верно ли, что Ж.Ж. Руссо представитель утопически-гуманистического
направления?
13. Какую проблему рассматривал А.Б. Орлов с психолого-педагогических позиций?
14. Установите соответствие принципов, на которых строится образование, (по
мнению А.Б.Орлова), с их характеристиками:
а) развитие мира детства - процесс,
параллельный развитию мира взрослости,
1) субординация; при этом цель развития - гармонизация
внешнего и внутреннего «я»;
б) мир взрослых направляет свои законы
Оч миру детей, которые никак не воздействовали
Z) равенство;
на него;
в) мир детства как часть мира взрослых, его
несамостоятельный придаток;
3) монологизм; г) человек принимается таким, каким он есть,
безотносительно к нормам, оценкам «взрослости» и «детскости»;
.ч д) мир детства и мир взрослости как
4) диалогизм; ' v v v
равноправные части «мира человека»;
е) мир детства как учеников и воспитанников,
а мир взрослых - это мир учителей.
Содержание взаимодействия
5) произвол;
6) сосуществование;
7) контроль;
8) свобода;
9) взросление;
10) соразвитие;
11) инициация;
12) единство;
13) деформация;
14) принятие.
трансформируется только в одном направлении - от взрослых к детям;
ж) мир детства и мир взрослости
поддерживают обоюдный суверенитет; дети
не должны страдать от действий взрослых,
какими бы побуждениями эти действия ни
мотивировались;
з) мир детства всегда нарушен вторжением
взрослых;
и) существование границ между миром
взрослых и детства;
к) мир детства так же, как и мир взрослости,
обладает своим собственным содержанием;
л) необходимый элемент обучения и
воспитания, обеспечивающий
принудительное восприятие ребенком мира
взрослых;
м) мир детства и мир взрослости не образует
2-х разграниченных миров;
н) мир взрослости исключает все виды
контроля над миром детства, предоставляя
миру детства выбирать свой путь;
о) развитие, движение детей по созданной
миром взрослых «лестнице» возрастов.
15. Какие три фазы проходит ребенок при вхождении в жизнь как социальное
существо: (по Л.С. Выготскому).
а)... б)... в)...