Этапы жизненного пути Льва Николаевича Толстого

1. Разгадка тайны человеческого счастья, тайны «зеленой палочки» — главная цель жизни Л. Н. Толстого.

«На зеленой палочке, – поведал младшим братьям Николенька, – записана тайна, и, если ее открыть, все люди сделаются счастливыми и все будут любить друг друга». С надеждой, что люди откроют эту тайну и с постоянным стремлением открыть ее, Лев Толстой прожил всю жизнь и там, где, по преданию, зарыта зеленая палочка – в Ясной Поляне, у дороги, на краю оврага старого Заказа, просил похоронить его.
Воспоминания о зеленой палочке Толстой заканчивает словами, в которых воплощена, может быть, главная мысль его жизни и творчества: «Идеал муравейных братьев, льнущих любовно друг к другу, только не под двумя креслами, завешанными платками, а под всем небесным сводом всех людей мира, остался для меня тот же. И как я тогда верил, что есть зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что это истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает».
В статье Толстой говорит о том, как сделать жизнь радостной и счастливой. «Всем людям хочется жить радостно, в любви и согласии, не болеть, не страдать, не умирать, и все живут в разделении, во вражде друг с другом, все болеют, все страдают и умирают. Отчего это? Зачем Бог сотворил людей так, что все они желают добра, а все мучаются?» – размышляет писатель.


2. Период потерь. Ранняя смерть родителей. Роль Ясной Поляны в жизни мальчика. Мысли о жизни, страстная мечта о подвиге. Первая любовь. На пути к творчеству.
3. Поступление в Казанский университет. Поиски себя: арабско-турецкое отделение и мечта о дипломатии, юридический факультет, уход из университета. Стремление постичь и понять мир — увлечение философией, изучение взглядов Руссо. Собственные философские опыты.
4. Ясная Поляна. Из крайности в крайность. Мучительные поиски смысла жизни. Прогрессивные преобразования в имении. Проба пера — первые литературные наброски.
5. Туда, где опасно и трудно. Испытание самого себя. 1851 г. — поездка на Кавказ на войну с горцами. Война — осмысление пути формирования человека.
6. Автобиографическая трилогия: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857). Главный вопрос — каким надо быть? К чему стремиться? Процесс умственного и нравственного развития человека.
7. Севастопольская эпопея. Перевод в Дунайскую армию, в сражающийся Севастополь (1854) после неудачного прошения об отставке. Гнев и боль о погибших, проклятие войне, жестокий реализм в «Севастопольских рассказах».
8. Идейные искания 1850—1860-х гг.
— Главное зло — жалкое, бедственное положение мужиков. «Утро помещика» (1856).
— Ощущение надвигающейся крестьянской революции.
— Обличение правящих кругов и проповедь всеобщей любви.
— Мировоззренческий кризис писателя.
— Попытка найти ответы на тревожащие вопросы в поездке за границу. «Люцерн».
9. Мысль о воспитании нового человека. Педагогическая и просветительская деятельность. Открытие школ, создание «Азбуки» и книг для детей.
10. Отношение к реформе 1861 г., отменяющей крепостное право. Активное участие в общественной жизни, деятельность мирового посредника. Разочарование.
11. Изменения в личной жизни. Женитьба на Софье Андреевне Берс.
12. Замысел и создание романа «Война и мир» (1863—1869). Новый жанр — роман-эпопея. «Мысль народная» в романе.
13. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» (1877). Счастье личное и счастье народное. Жизнь семьи и жизнь России.
14. Духовный кризис 1870—1880-х гг. Ожидание революции и неверие в нее. Отречение от жизни дворянского круга. «Исповедь» (1879—1882). Главное — защита интересов крестьянства. Напряженные раздумья об обновлении возрожденной души, о движении от нравственного падения к духовному возрождению. Протест против беззакония и лжи общества — роман «Воскресение» (1889—1899). Крик души — статья «Не могу молчать» (1908). Защита народа словом. Преследование правительством и Церковью. Широкая популярность.
15. Итог трагедии — уход из Ясной Поляны. Смерть на станции Астапово.
Л. Н. Толстого - писатель, жизнь которого наполнена творческим трудом, и человек , глубоко переживающий за свой народ и за свою страну. Этими переживаниями наполнены его произведения и страницы дневника.

Наши рекомендации