Наблюдение за взаимоотношениями родителей и ребенка в утренние и вечерние часы
План педагогической практики
По специальности 050144 Дошкольное образование
На 2 полугодие 2012-2013 уч. г.
Курс, группы 1-11, 2-11
Количество учебных недель: 6 (концентрированно)
Часов практики в день: 6
Преподаватели-руководители практики: Дэкон В.Н. (МБДОУ № 144), Строд Н.Н. (МБДОУ № 101), Маринич Н.В. (МБДОУ № 133), Скрылева С.В. (МБДОУ № 249). Арнст Е.А. (СОШ СОНО № 4), Сидорова О.Ф. (МБДОУ № 6)
Недели, даты | Содержание | ||||||||||||||||||||
11.05.13 г. | Инструктивное совещание «Педагогическая практика в системе профессиональной подготовки специалистов дошкольного образования». Начало: в 10.00, читальный зал. | ||||||||||||||||||||
1 выход 13.05.13 г. | Знакомство с базовым ДОУ, его типом, видом, основными и дополнительными образовательными услугами. Экскурсия по ДОУ, ознакомление с особенностями оснащения групповых ячеек, залов, других помещений учреждения (внимание: преподаватели должны ввести в отчет студентов термин «предметно-развивающая среда ДОУ»). Беседа с администрацией об истории учреждения, традициях, о воспитательной системе, кадровом составе ДОУ, штатном расписании. Изучение и анализ документов, регулирующих работу ДОУ: Типового положения о дошкольном учреждении, Устава, должностных инструкций, Правил внутреннего трудового распорядка и др. Общее знакомство с образовательной программой, по которой работает ДОУ (в дневниках практики студенты должны зафиксировать название, авторов, редакторов, дату выхода, основные задачи и разделы программы). Примечание: студенты должны усвоить название документов, их основное назначение, разделы, знать должностные обязанности воспитателя. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
2 выход 14.05.13 г. | Блок «Организация образовательного процесса в группах раннего возраста».Педагогическая практика в группах раннего возраста. Знакомство с документацией группы детей раннего возраста, особенностями плана воспитательно-образовательной работы. Выявление особенностей построения групповой ячейки, ее оборудования, оснащения, установление соответствия основным принципам создания предметно-развивающей среды: открытости, доступности, комплексности, динамичности, учета полоролевого состава детей и др. Изучение и анализ санитарно-гигиенических условий в групповых комнатах, помещениях ДОУ: организация воздушно-теплового режима, графика проветривания, влажных уборок, наличия маркировки мебели, посуды, белья, полотенец, режима жизни 2-3 летних детей, организация питания, специфика педагогической работы с детьми (уход, присмотр, воспитание и обучение детей раннего возраста). Выявление соответствия изучаемых условий возрасту, целям, задачам дошкольного образования. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
3 выход 15.05.13 г. | Изучение особенностей организации режимных процессов в группах раннего возраста. Проведение хронометража самостоятельной деятельности детей. За одним студентом закрепляется двое детей. Изменения в поведении малышей фиксируются каждые 5 минут. Оформление в дневниках в таблице: Хронометраж самостоятельной деятельности детей ФИ, возраст ребенка ___________________________________
Выполняя письменный анализ хронометража, обратить внимание на следующие вопросы: 1. Виды деятельности ребенка. 2. Проявление избирательного отношения к тому или иному виду деятельности. 3. Место сюжетной игры среди других видов деятельности. 4. Характеристика устойчивости деятельности. 5. Форма общения с другими детьми. 6. Участие взрослого в деятельности ребенка, использование приемов комплексного воздействия на игру детей. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
4 выход 16.05.13 г. | Наблюдение за работой воспитателя и младшего воспитателя, выявление распределения их обязанностей по уходу, развитию и воспитанию детей раннего возраста в 1 половине дня. Практическое изучение методики утреннего приема детей раннего возраста в группу. Выявление особенностей общения воспитателя с детьми раннего возраста (тон голоса, темп речи, использование жестов, художественного слова). Беседа с воспитателем об итогах адаптации детей к детскому учреждению, ознакомление с характеристиками разных степеней адаптации у конкретных детей (продолжение работы с двумя отобранными детьми). Выявление особенностей развития и поведения детей. Составление характеристик на 2 детей по плану: ФИ, возраст ребенка ___________________________________ Краткие данные из анамнеза – рост, вес, перенесенные заболевания. Особенности поведения – взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения со сверстниками. Нервно-психическое развитие – речь (активная, пассивная), навыки, умения и т.д. Педагогические рекомендации по дальнейшему развитию ребенка. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
5 выход 17.05.13 г. | Наблюдение и анализ игр-занятий с детьми, проводимых воспитателем. При анализе наблюдаемых занятий обратить внимание на следующие вопросы: 1. Вид занятия, фактическая продолжительность. 2. Содержание материала, соответствие возрастным особенностям, восприятию детей. 3. Использование наглядного материала. 4. Приемы активизации речи и деятельности детей. Включение студентов в организацию игровой деятельности детей. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
6 выход 20.05.13 г. | Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Преподаватель контролирует использование студентами во время работы с детьми попевок, коротких стихотворений, пестушек и другого речевого материала, подготовленного заранее (2 половина дня). Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
7 выход 21.05.13 г. | Включение студентов в проведение режимных процессов во 2 половине дня: подъем детей после сна, закаливание, одевание, умывание, полдник, организация игровой деятельности; помощь воспитателю в организации прогулки. Анализ соответствия осуществляемой деятельности установленному режиму группы. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
8 выход 22.05.13 г. | Содержание практики то же. Пополнение выносного материала на прогулку в соответствии с летней тематикой наблюдений и игр (индивидуально каждым студентом). Проведение с детьми игр-сюрпризов. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
9 выход 23.05.13 г. | Включение студентов в проведение утреннего приема, умывания, завтрака, самостоятельной (нерегламентированной) детской деятельности в 1 половину дня. Помощь воспитателю в организации и проведении прогулки. Оснащение сенсорного уголка группы: разработка игр-упражнений для развития сенсорных представлений детей (пополнение предметно-развивающей среды ДОУ). Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
10 выход 24.05.13 г. | Содержание практики то же. Составление примерного планирования использования игровых приемов при организации режимных процессов на ранний возраст на 1 неделю. Продолжение оснащения сенсорного уголка группы: разработка игр-упражнений для развития сенсорных представлений детей (пополнение предметно-развивающей среды ДОУ). Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
11 выход 27.05.13 г. | Блок «Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения». Педагогическая практика в группах дошкольного возраста. Выявление особенностей построения групповой ячейки, ее оборудования, оснащения, установление соответствия основным принципам создания предметно-развивающей среды: открытости, доступности, комплексности, динамичности, учета полоролевого состава детей и др. Знакомство с документацией группы. Изучение и анализ санитарно-гигиенических условий в групповых комнатах, организация воздушно-теплового режима, графика проветривания, влажных уборок, наличия маркировки мебели, посуды, белья, полотенец и др. Практические упражнения в заполнении и оформления раздела «Меню» в родительском уголке группы. Знакомство и общение с детьми и воспитателем. Свободное включение студентов в игры, художественную деятельность, труд детей. Изготовление медальонов с именами детей с последующим их дарением. Проведение ритуалов и тренингов знакомства с детьми. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
12 выход 28.05.13 г. | Наблюдение за работой воспитателя в 1 половине дня по организации режимных процессов. Осуществление хронометража режима, выявление последовательности режимных процессов.
Подбор художественного слова к режимным процессам, оформление картотеки художественного слова. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
13 выход 29.05.13 г. | Изучение основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к ним. Изучение содержания, форм, планирования работы с семьей конкретного ДОУ, особенности проведения индивидуальной работы с семьей; методы и приемы оказания педагогической помощи семье, методы изучения особенностей семейного воспитания. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
14 выход 30.05.13 г. | Участие в подготовке летнего детского праздника Дня защиты детей - изготовление атрибутов, помощь в оформлении праздника. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. | ||||||||||||||||||||
15 выход 31.05.13 г. | Участие в проведении летнего детского праздника Дня защиты детей. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
16 выход 3.06.13 г. | Задание №1 (см. приложение) Наблюдение за взаимоотношениями родителей и ребенка в утренние часы (работа в 1 половину дня). Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
17 выход 4.06.13 г. | Задание №1 (см. приложение) Наблюдение за взаимоотношениями родителей и ребенка в вечерние часы (работа во 2 половину дня). Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
18 выход 5.06.13 г. | Задание №2 (см. приложение) Изучение особенностей семейного воспитания. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
19 выход 6.06.13 г. | Задание №2 (см. приложение) Продолжение изучения особенностей семейного воспитания. Обработка информации, формулировка выводов. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
20 выход 7.06.13 г. | Задание №3 (см. приложение) Составление и проведение беседы с воспитателем, направленной на выявление трудностей и особенностей семейного воспитания. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
21 выход 10.06.13 г. | Задание №4 (см. приложение) Планирование работы с родителями. Разработка тематики, содержания и форм взаимодействия с родителями. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
22 выход 11.06.13 г. | Задание №4 (см. приложение) Планирование работы с родителями. Представление разработки по взаимодействию с родителями наблюдаемых детей. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
23 выход 12.06.13 г. | Задание №5 (см. приложение) Наблюдение за детьми в различных видах деятельности (организованных и самостоятельных) с целью выявления освоенных навыков. Отработка полученных данных. Составление беседы с родителями о достижениях и трудностях развития детей. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
24 выход 13.06.13 г. | Задание №5 (см. приложение) Проведение беседы с родителями о достижениях и трудностях развития детей. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
25 выход 14.06.13 г. | Задание №6 (см. приложение) Наблюдение за особенностями руководства воспитателем деятельностью помощника воспитателя. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
26 выход 17.06.13 г. | Задание №6 (см. приложение) Анализ проведенного наблюдения за особенностями руководства воспитателем деятельностью помощника воспитателя. Выявление обоснованности руководства воспитателя действиями помощника воспитателя в соответствии с должностными инструкциями. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
27выход 18.06.13 г. | Разработка содержания работы с родителями с учетом особенностей современной семьи и процесса социализации ребенка: составление примерного плана (перспективного, календарного) работы с родителями в соответствии с требованиями к его содержанию и оформлению. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
28 выход 19.06.13 г. | Содержание практики то же. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики. | ||||||||||||||||||||
29 выход 20.06.13 г. | Составление в дневниках мини-отчетов по вопросам: 1. -С какими ожиданиями вы впервые шли на практику в детский сад? 2. -Совпали ли ваши ожидания с реальной действительностью? 3. -Как вы ощущаете себя в ДОУ, в группе: комфортно – дискомфортно? 4. -Какой опыт общения и работы с детьми приобрели за первые дни практики 5. -Чем вы можете быть интересными детям, чему можете их научить? 6. -Какие ваши способности могут быть применены в работе с детьми? Оформление, составление презентаций, отчетов по практике для представления на итоговой конференции. | ||||||||||||||||||||
30 выход 21.06.13 г. | Подведение итогов практики: отчет студентов по ведению дневников практики, презентации. Итоговая конференция. Педколледж, начало в 10.00, читальный зал. |
Заместитель директора по УПР _________ Е.В.Ворожищева
Приложение
(Составитель Е.Н.Комягина)
Задание №1
Наблюдение за взаимоотношениями родителей и ребенка в утренние и вечерние часы.
Один студент изучает 5 детей.
Данное наблюдение должно быть направлено на выявление трудностей, проблем воспитания ребенка в семье. К ним можно отнести, например, проблему послушания, культуры поведения, общения взрослого с ребенком и др.
Требования к организации и проведению наблюдения:
1. четко ставить цель наблюдения,
2. сосредотачиваться на одном ребенке,
3. выделение единиц наблюдения,
4. подробная запись действий и высказываний ребенка, относящихся к интересующей воспитателя стороне его развития,
5. отделение проявлений поведения ребенка от их толкования,
6. ведение наблюдения в различных ситуациях,
7. выбор приемлемой формы фиксации результатов наблюдения.
Примерная форма фиксации результатов наблюдения.
А) Взаимодействие родителей и детей в ситуации утреннего приема детей в группу.
Таблица 1
Ф.И. ребенка | Настроение ребенка/родителя | Процедура раздевания | Реплики по ходу | Прощание | |||||||||||||
веселое | пасмурное | равнодушное | что-то еще | сам | родитель | вместе | одобрение | критика | беседа | что-то еще | долгое с уговорами | ласковое, с поцелуями | долгое | С раздражением | С напутствиями | Др (что) | |
Б) Взаимодействие родителей и детей в ситуации вечернего прощания детей в группе.
Таблица 2
Ф.И. ребенка | Реакция ребенка на приход родителя | Настроение родителя | Содержательная часть взаимодействия ребенка и родителя | Процедура сбора домой | |||||||||||||||||||||||||
Разговоры | Активность ребенка | Активность родителя | |||||||||||||||||||||||||||
рад | безразличен | огорчен | Другое | улыбается | Хмур, зол | безразличен | другое | О режиме дня | О чувствах | О достижениях | молчит | активен | пассивен | заинтересован | Просит помолчать | формален | Молчит другое | другое | торопит | приказывает | критикует | помогает | терпелив | другое | |||||
На основе полученных данных сформулировать вывод, отражающий определение трудностей в воспитании ребенка. Сделать предположение об их причинах.
Сформулировать цели и задачи работы с родителями, направленные на дальнейшую работу с семьей (например, повышение ответственности родителей за воспитание и развитие детей, педагогическое просвещение по вопросу детско-родительских отношений, повышение педагогической компетентности по вопросу стиля семейного воспитания, поддержание в родителях уверенности в своих педагогических возможностях, развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей и детей, активизация и обогащение умений родителей, направленных на…, педагогическое просвещение по проблеме…, формирование мотивации родителей к использованию форм, методов воспитания (или развития) …, оказание помощи в преодолении …, создание условий для использования средств (методов) предупреждения …, создание условий для… ).
Задание №2