Наблюдение за взаимоотношениями родителей и ребенка в утренние и вечерние часы

План педагогической практики

По специальности 050144 Дошкольное образование

На 2 полугодие 2012-2013 уч. г.

Курс, группы 1-11, 2-11

Количество учебных недель: 6 (концентрированно)

Часов практики в день: 6

Преподаватели-руководители практики: Дэкон В.Н. (МБДОУ № 144), Строд Н.Н. (МБДОУ № 101), Маринич Н.В. (МБДОУ № 133), Скрылева С.В. (МБДОУ № 249). Арнст Е.А. (СОШ СОНО № 4), Сидорова О.Ф. (МБДОУ № 6)

Недели, даты Содержание  
11.05.13 г. Инструктивное совещание «Педагогическая практика в системе профессиональной подготовки специалистов дошкольного образования». Начало: в 10.00, читальный зал.  
1 выход 13.05.13 г. Знакомство с базовым ДОУ, его типом, видом, основными и дополнительными образовательными услугами. Экскурсия по ДОУ, ознакомление с особенностями оснащения групповых ячеек, залов, других помещений учреждения (внимание: преподаватели должны ввести в отчет студентов термин «предметно-развивающая среда ДОУ»). Беседа с администрацией об истории учреждения, традициях, о воспитательной системе, кадровом составе ДОУ, штатном расписании. Изучение и анализ документов, регулирующих работу ДОУ: Типового положения о дошкольном учреждении, Устава, должностных инструкций, Правил внутреннего трудового распорядка и др. Общее знакомство с образовательной программой, по которой работает ДОУ (в дневниках практики студенты должны зафиксировать название, авторов, редакторов, дату выхода, основные задачи и разделы программы). Примечание: студенты должны усвоить название документов, их основное назначение, разделы, знать должностные обязанности воспитателя. Работа по оформлению дневников педагогической практики.  
2 выход 14.05.13 г.   Блок «Организация образовательного процесса в группах раннего возраста».Педагогическая практика в группах раннего возраста. Знакомство с документацией группы детей раннего возраста, особенностями плана воспитательно-образовательной работы. Выявление особенностей построения групповой ячейки, ее оборудования, оснащения, установление соответствия основным принципам создания предметно-развивающей среды: открытости, доступности, комплексности, динамичности, учета полоролевого состава детей и др. Изучение и анализ санитарно-гигиенических условий в групповых комнатах, помещениях ДОУ: организация воздушно-теплового режима, графика проветривания, влажных уборок, наличия маркировки мебели, посуды, белья, полотенец, режима жизни 2-3 летних детей, организация питания, специфика педагогической работы с детьми (уход, присмотр, воспитание и обучение детей раннего возраста). Выявление соответствия изучаемых условий возрасту, целям, задачам дошкольного образования. Работа по оформлению дневников педагогической практики.
    3 выход 15.05.13 г. Изучение особенностей организации режимных процессов в группах раннего возраста. Проведение хронометража самостоятельной деятельности детей. За одним студентом закрепляется двое детей. Изменения в поведении малышей фиксируются каждые 5 минут. Оформление в дневниках в таблице: Хронометраж самостоятельной деятельности детей ФИ, возраст ребенка ___________________________________
Время Содержание Взаимоотношения с другими детьми Воздействие воспитателя Действия младшего воспитателя
9.00        
9.05        
9.10 и т.д.        

Выполняя письменный анализ хронометража, обратить внимание на следующие вопросы:

1. Виды деятельности ребенка.

2. Проявление избирательного отношения к тому или иному виду деятельности.

3. Место сюжетной игры среди других видов деятельности.

4. Характеристика устойчивости деятельности.

5. Форма общения с другими детьми.

6. Участие взрослого в деятельности ребенка, использование приемов комплексного воздействия на игру детей.

Работа по оформлению дневников педагогической практики.

4 выход 16.05.13 г. Наблюдение за работой воспитателя и младшего воспитателя, выявление распределения их обязанностей по уходу, развитию и воспитанию детей раннего возраста в 1 половине дня. Практическое изучение методики утреннего приема детей раннего возраста в группу. Выявление особенностей общения воспитателя с детьми раннего возраста (тон голоса, темп речи, использование жестов, художественного слова). Беседа с воспитателем об итогах адаптации детей к детскому учреждению, ознакомление с характеристиками разных степеней адаптации у конкретных детей (продолжение работы с двумя отобранными детьми). Выявление особенностей развития и поведения детей. Составление характеристик на 2 детей по плану: ФИ, возраст ребенка ___________________________________ Краткие данные из анамнеза – рост, вес, перенесенные заболевания. Особенности поведения – взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения со сверстниками. Нервно-психическое развитие – речь (активная, пассивная), навыки, умения и т.д. Педагогические рекомендации по дальнейшему развитию ребенка. Работа по оформлению дневников педагогической практики.  
5 выход 17.05.13 г. Наблюдение и анализ игр-занятий с детьми, проводимых воспитателем. При анализе наблюдаемых занятий обратить внимание на следующие вопросы: 1. Вид занятия, фактическая продолжительность. 2. Содержание материала, соответствие возрастным особенностям, восприятию детей. 3. Использование наглядного материала. 4. Приемы активизации речи и деятельности детей. Включение студентов в организацию игровой деятельности детей. Работа по оформлению дневников педагогической практики.  
6 выход 20.05.13 г. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Преподаватель контролирует использование студентами во время работы с детьми попевок, коротких стихотворений, пестушек и другого речевого материала, подготовленного заранее (2 половина дня). Работа по оформлению дневников педагогической практики.  
7 выход 21.05.13 г. Включение студентов в проведение режимных процессов во 2 половине дня: подъем детей после сна, закаливание, одевание, умывание, полдник, организация игровой деятельности; помощь воспитателю в организации прогулки. Анализ соответствия осуществляемой деятельности установленному режиму группы. Работа по оформлению дневников педагогической практики.  
8 выход 22.05.13 г. Содержание практики то же. Пополнение выносного материала на прогулку в соответствии с летней тематикой наблюдений и игр (индивидуально каждым студентом). Проведение с детьми игр-сюрпризов. Работа по оформлению дневников педагогической практики.  
9 выход 23.05.13 г. Включение студентов в проведение утреннего приема, умывания, завтрака, самостоятельной (нерегламентированной) детской деятельности в 1 половину дня. Помощь воспитателю в организации и проведении прогулки. Оснащение сенсорного уголка группы: разработка игр-упражнений для развития сенсорных представлений детей (пополнение предметно-развивающей среды ДОУ). Работа по оформлению дневников педагогической практики.  
10 выход 24.05.13 г. Содержание практики то же. Составление примерного планирования использования игровых приемов при организации режимных процессов на ранний возраст на 1 неделю. Продолжение оснащения сенсорного уголка группы: разработка игр-упражнений для развития сенсорных представлений детей (пополнение предметно-развивающей среды ДОУ). Работа по оформлению дневников педагогической практики.  
11 выход 27.05.13 г. Блок «Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения». Педагогическая практика в группах дошкольного возраста. Выявление особенностей построения групповой ячейки, ее оборудования, оснащения, установление соответствия основным принципам создания предметно-развивающей среды: открытости, доступности, комплексности, динамичности, учета полоролевого состава детей и др. Знакомство с документацией группы. Изучение и анализ санитарно-гигиенических условий в групповых комнатах, организация воздушно-теплового режима, графика проветривания, влажных уборок, наличия маркировки мебели, посуды, белья, полотенец и др. Практические упражнения в заполнении и оформления раздела «Меню» в родительском уголке группы. Знакомство и общение с детьми и воспитателем. Свободное включение студентов в игры, художественную деятельность, труд детей. Изготовление медальонов с именами детей с последующим их дарением. Проведение ритуалов и тренингов знакомства с детьми. Работа по оформлению дневников педагогической практики.  
12 выход 28.05.13 г. Наблюдение за работой воспитателя в 1 половине дня по организации режимных процессов. Осуществление хронометража режима, выявление последовательности режимных процессов.
Режимный процесс Время по установленному режиму группы Реальное время проведения Деятельность воспитателя Деятельность помощника воспитателя Деятельность детей
           

Подбор художественного слова к режимным процессам, оформление картотеки художественного слова.

Работа по оформлению дневников педагогической практики.

13 выход 29.05.13 г. Изучение основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к ним. Изучение содержания, форм, планирования работы с семьей конкретного ДОУ, особенности проведения индивидуальной работы с семьей; методы и приемы оказания педагогической помощи семье, методы изучения особенностей семейного воспитания. Работа по оформлению дневников педагогической практики.  
14 выход 30.05.13 г. Участие в подготовке летнего детского праздника Дня защиты детей - изготовление атрибутов, помощь в оформлении праздника. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки.  
15 выход 31.05.13 г. Участие в проведении летнего детского праздника Дня защиты детей. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики.  
16 выход 3.06.13 г. Задание №1 (см. приложение) Наблюдение за взаимоотношениями родителей и ребенка в утренние часы (работа в 1 половину дня). Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики.
17 выход 4.06.13 г. Задание №1 (см. приложение) Наблюдение за взаимоотношениями родителей и ребенка в вечерние часы (работа во 2 половину дня). Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики.  
18 выход 5.06.13 г. Задание №2 (см. приложение) Изучение особенностей семейного воспитания. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики.  
19 выход 6.06.13 г. Задание №2 (см. приложение) Продолжение изучения особенностей семейного воспитания. Обработка информации, формулировка выводов. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики.  
20 выход 7.06.13 г. Задание №3 (см. приложение) Составление и проведение беседы с воспитателем, направленной на выявление трудностей и особенностей семейного воспитания. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики.  
21 выход 10.06.13 г. Задание №4 (см. приложение) Планирование работы с родителями. Разработка тематики, содержания и форм взаимодействия с родителями. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики.  
22 выход 11.06.13 г. Задание №4 (см. приложение) Планирование работы с родителями. Представление разработки по взаимодействию с родителями наблюдаемых детей. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики.  
23 выход 12.06.13 г. Задание №5 (см. приложение) Наблюдение за детьми в различных видах деятельности (организованных и самостоятельных) с целью выявления освоенных навыков. Отработка полученных данных. Составление беседы с родителями о достижениях и трудностях развития детей. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики.  
24 выход 13.06.13 г. Задание №5 (см. приложение) Проведение беседы с родителями о достижениях и трудностях развития детей. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики.  
25 выход 14.06.13 г. Задание №6 (см. приложение) Наблюдение за особенностями руководства воспитателем деятельностью помощника воспитателя. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики.  
26 выход 17.06.13 г. Задание №6 (см. приложение) Анализ проведенного наблюдения за особенностями руководства воспитателем деятельностью помощника воспитателя. Выявление обоснованности руководства воспитателя действиями помощника воспитателя в соответствии с должностными инструкциями. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики.  
27выход 18.06.13 г. Разработка содержания работы с родителями с учетом особенностей современной семьи и процесса социализации ребенка: составление примерного плана (перспективного, календарного) работы с родителями в соответствии с требованиями к его содержанию и оформлению. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики.  
28 выход 19.06.13 г. Содержание практики то же. Свободное включение студентов в организацию режима, в игры, художественную деятельность, проведение прогулки. Работа по оформлению дневников педагогической практики.  
29 выход 20.06.13 г. Составление в дневниках мини-отчетов по вопросам: 1. -С какими ожиданиями вы впервые шли на практику в детский сад? 2. -Совпали ли ваши ожидания с реальной действительностью? 3. -Как вы ощущаете себя в ДОУ, в группе: комфортно – дискомфортно? 4. -Какой опыт общения и работы с детьми приобрели за первые дни практики 5. -Чем вы можете быть интересными детям, чему можете их научить? 6. -Какие ваши способности могут быть применены в работе с детьми? Оформление, составление презентаций, отчетов по практике для представления на итоговой конференции.  
30 выход 21.06.13 г. Подведение итогов практики: отчет студентов по ведению дневников практики, презентации. Итоговая конференция. Педколледж, начало в 10.00, читальный зал.  

Заместитель директора по УПР _________ Е.В.Ворожищева

Приложение

(Составитель Е.Н.Комягина)

Задание №1

Наблюдение за взаимоотношениями родителей и ребенка в утренние и вечерние часы.

Один студент изучает 5 детей.

Данное наблюдение должно быть направлено на выявление трудностей, проблем воспитания ребенка в семье. К ним можно отнести, например, проблему послушания, культуры поведения, общения взрослого с ребенком и др.

Требования к организации и проведению наблюдения:

1. четко ставить цель наблюдения,

2. сосредотачиваться на одном ребенке,

3. выделение единиц наблюдения,

4. подробная запись действий и высказываний ребенка, относящихся к интересующей воспитателя стороне его развития,

5. отделение проявлений поведения ребенка от их толкования,

6. ведение наблюдения в различных ситуациях,

7. выбор приемлемой формы фиксации результатов наблюдения.

Примерная форма фиксации результатов наблюдения.

А) Взаимодействие родителей и детей в ситуации утреннего приема детей в группу.

Таблица 1

Ф.И. ребенка Настроение ребенка/родителя Процедура раздевания Реплики по ходу Прощание
веселое пасмурное равнодушное что-то еще сам родитель вместе одобрение критика беседа что-то еще долгое с уговорами ласковое, с поцелуями долгое С раздражением С напутствиями Др (что)
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   

Б) Взаимодействие родителей и детей в ситуации вечернего прощания детей в группе.

Таблица 2

Ф.И. ребенка Реакция ребенка на приход родителя Настроение родителя Содержательная часть взаимодействия ребенка и родителя Процедура сбора домой
Разговоры Активность ребенка Активность родителя
  рад безразличен огорчен Другое улыбается Хмур, зол безразличен другое О режиме дня О чувствах О достижениях молчит активен пассивен заинтересован Просит помолчать формален Молчит другое другое торопит приказывает критикует помогает терпелив другое
                                                   
                                                   
                                                   
                                                   
                                                   
                                                           

На основе полученных данных сформулировать вывод, отражающий определение трудностей в воспитании ребенка. Сделать предположение об их причинах.

Сформулировать цели и задачи работы с родителями, направленные на дальнейшую работу с семьей (например, повышение ответственности родителей за воспитание и развитие детей, педагогическое просвещение по вопросу детско-родительских отношений, повышение педагогической компетентности по вопросу стиля семейного воспитания, поддержание в родителях уверенности в своих педагогических возможностях, развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей и детей, активизация и обогащение умений родителей, направленных на…, педагогическое просвещение по проблеме…, формирование мотивации родителей к использованию форм, методов воспитания (или развития) …, оказание помощи в преодолении …, создание условий для использования средств (методов) предупреждения …, создание условий для… ).

Задание №2

Наши рекомендации