Педагогическая деятельность. Николай Федорович Бунаков является одним из наиболее видных представителей демократического направления в русской педагогике второй половины XIX в
Николай Федорович Бунаков является одним из наиболее видных представителей демократического направления в русской педагогике второй половины XIX в. После окончания в 1854 г. Вологодской классической гимназии он сдал экзамен на право преподавания русского языка в уездном училище. Получив назначение в Тотемское уездное училище, за сравнительно короткое время заслужил авторитет среди учащихся.
В 1857 г. Н. Ф. Бунакову было предложено место учителя русского языка в Кадниковском уездном училище, где он проработал до 1859 г. Затем — работа в Вологодском уездном училище. В этот период в России широко развернулось общественно-педагогическое движение.
В Вологде Н. Ф. Бунаков не только преподавал, но и занимался наукой и литературной деятельностью. В своих статьях он доказывал, что неграмотность является величайшей бедой и несчастьем народа и требовал расширения народных школ. Находясь некоторое время в Петербурге, Н. Ф. Бунаков познакомился с К. Д. Ушинским и навсегда для себя решил: «учительство — истинное моё дело, которому я могу отдаться всей душой и весь без остатков». Педагогическую деятельность Н. Ф. Бунаков продолжал в должности преподавателя русского языка в Воронежской военной гимназии.
В 1867 г. он организовал начальную школу с двухгодичным сроком обучения. В школу принимались дети разных сословий. Обучение было платным. В школе изучались: закон божий, чтение, письмо, арифметика, рисование, черчение, наглядная геометрия и иностранный язык. Проводились также уроки пения, гимнастические упражнения и игры. Свою педагогическую деятельность Н. Ф. Бунаков строил на принципах уважения к личности ребёнка, содержательности, доступности и привлекательности занятий, авторитета учителя и др. Применение телесных наказаний запрещалось.
Школу он превратил в творческую лабораторию с целью определения методических путей и приемов, при помощи которых достигалось бы прочное усвоение детьми знаний, навыков и одновременно развивалось бы их мышление, способность самостоятельно думать и умение выражать письменно и устно свои мысли. Он изучил пути и формы проведения эвристической и катехизической бесед, уроков объяснительного чтения, экскурсий, разнообразных видов самостоятельной работы детей. Опыт работы Н. Ф. Бунакова был освещен в публикующихся ежегодных отчетах по школе, а также широко использовался им для составления учебников, книг для чтения и методических руководств для начальной школы; «Азбука и уроки чтения» и руководство к этой книге; «Книжка-первинка»; книга для чтения «В школе и дома». Благодаря отчетам и учебным пособиям имя Н. Ф. Бунакова стало популярным в России.
В летние месяцы Н. Ф. Бунаков выезжал для чтения лекций и руководства работой учительских съездов и курсов в разные города: Кострому, Псков, Великие Луки, Нижний Тагил, Курск, Тамбов, Херсон, Одессу, Ярославль и др. Он не только читал лекции и доклады на съездах и курсах, но и давал практические уроки, показывая, как следует пользоваться на практике теми общепедагогическими и методическими положениями, советами и указаниями, о которых он говорил в лекциях и докладах. Опыт работы среди народных учителей был отражен в книгах Н. Ф. Бунакова «Школьное дело» и «Как я перестал быть «учителем учителей».
22 октября 1884 г. в Петине на средства Н. Ф. Бунакова было открыто начальное народное училище (земство оплачивало лишь труд учителей). Срок обучения в Петинском училище, как и в других начальных земских школах того времени, был трехгодичным. Н. Ф. Бунаков ставил целью охватить обучением всех детей местных жителей — мальчиков и девочек. Детям малоимущих родителей он выдавал бесплатно одежду и обувь. Для детей с отдалённых сел и деревень при училище был устроен интернат. Кроме чтения, письма и счета, в училище давали задания о природе, по истории, географии и литературе. Особое место он отводил пению как важному средству эстетического воспитания. Дети после уроков занимались садоводством и огородничеством.
Н. Ф. Бунаков много внимания уделял самостоятельным работам детей как средству развития способности самостоятельно мыслить, грамотно и культурно излагать свои мысли. С первого года обучения дети выполняли несложные задания: описание рассматриваемого предмета или картинки при помощи поставленных учителем вопросов, затем шло выполнение подобных работ без вопросов, описание проведенного в школе дня и т. д.
В третьем классе дети писали сочинения на темы, которые требовали применения исторических, географических и других знаний. Разрешалось писать сочинения и в стихотворной форме. Лучшие сочинения зачитывались перед родителями на праздниках школы.
Большое внимание Н. Ф. Бунаков уделял внеклассному чтению. В школе была библиотека (насчитывала около 800 книг), которая способствовала повышению их интеллектуального потенциала. В Петинской школе проводились такие внеклассные мероприятия, как литературные и музыкальные вечера, посвященные памяти русских писателей и деятелей культуры. К их организации привлекались местные жители, родители учащихся и сами дети. По мнению Н. Ф. Бунакова, эти мероприятия способствовали повышению культурного уровня населения, повышали авторитет школы и укрепляли связь школы с населением.
Ежегодные отчеты о работе школы Н. Ф. Бунаков зачитывал на торжественном мероприятии школы и посвящал итогам учебного года и выпуску учащихся. Выпускникам школы, кроме свидетельства, Н. Ф. Бунаков дарил подарки: книгу, ручку с пером и тетрадь. После торжественной части учащиеся читали стихи, исполняли музыкально-вокальные номера. Н. Ф. Бунаков, опираясь на опыт работы в Петинской школе, опубликовал ряд педагогических статей, вошедших в сборник «Сельская школа и народная жизнь».
Педагогические взгляды.
И. Ф.Бунаков посвятил свою жизнь борьбе за развитие и совершенствование народной начальной школы России. Он пропагандировал идею всеобщего обязательного обучения, осуществление которой, по его мнению, может привести к быстрому распространению грамотности и культуры среди простого народа. По мнению И. Ф. Бунакова, начинать вводить всеобщее обязательное обучение детей начального школьного возраста следует сначала в отдельных районах России, где для этого имеются благоприятные условия, а затем и в остальных районах. Н. Ф. Бунаков выступал за совместное обучение мальчиков и девочек.
Чтобы осуществить всеобщее начальное обучение, по мысли Н. Ф. Бунакова, необходимо вначале подготовить народных учителей и учительниц и увеличить их количество в действующих школах вдвое, что позволит ввести двухсменные занятия. Что касается содержания образования в начальной школе, то Н. Ф. Бунаков выступал как против специализации, так и против элементарной грамотности. Начальная школа, по его мнению, должна «иметь не профессиональный, а общественный характер», обязана воспитывать человека, гражданина, способного жить трудовой истинно-человеческой жизнью.
К проблеме формирования личности ребенка он подходил с позиций целостного подхода. Обязанность школы — обеспечить гармоническое развитие ребенка в физическом, умственном, нравственном и эстетическом отношениях. Ценность физического воспитания Н. Ф. Бунаков видел в том, что оно обеспечивает подготовку будущего физически возмужалого гражданина, а также содействует успешному развитию духовных сил ребенка. Для этого необходимо детям выполнять гимнастические упражнения, проводить прогулки и игры на свежем воздухе. И сегодня не потеряли актуальности педагогические взгляды Н. Ф. Бунакова на требования к условиям школьной жизни: нормальное освещение школьных помещений, правильное устройство школьной мебели, правильная посадка детей во время школьных занятий, чередование видов деятельности, требующих непосредственного сидения с подвижными играми и другими занятиями, нормальное питание и правильно организованный сон. Духовное формирование личности ребенка Н. Ф. Бунаков связывал прежде всего с умственным развитием учащихся.
Оценивая деятельность церковноприходской и трехгодичной земской школы, Н. Ф. Бунаков выдвинул идею о том, что начальная народная школа, кроме элементарной грамотности (чтения, письма, счета), должна давать более широкие первоначальные знания об окружающей природе, о прошлом и настоящем своего отечества и народа. Умственное развитие детей Н. Ф. Бунаков связывал с нравственным формированием личности. К главным нравственным качествам личности он относил любовь и уважение к труду "как в интересах обучения, которое само по себе и есть труд и немыслимо без труда, так и в интересах жизни вообще", а также любовь к Родине, патриотизм, любовь к человечеству, справедливость и честность. Нравственно воспитанную личность характеризует "разумная сдержанность, обдуманность в поступках, критическое отношение к самому себе, живая связь между словом и делом, способность входить в общие интересы из тесной рамки своих личных интересов", — писал Н. Ф. Бунаков в книге "Школьное дело".
Задачу эстетического воспитания в начальной школе он видел в развитии у учащихся способности чувствовать красивое в окружающей жизни, в природе, в поведении людей и умении использовать такие средства, как пение, выразительное чтение, декламация, рисование.
Главными средствами умственного развития учащихся Н. Ф. Бунаков считал содержание и характер обучения. Каждая учебная дисциплина, по его мнению, обладает образовательным и воспитательным воздействием на личность ребенка. Положительное влияние на детей оказывает и личность учителя, разумно установленные школьные порядки и способы утверждения и поддержания их. Если необходимо применить наказание, то Н. Ф. Бунаков советовал пересадить шалуна ближе к учителю, на видно место, удаление из класса на несколько минут, на весь урок и на целый день. Однако, он не допускал исключения детей из школы.
Представляет интерес противоречивость взглядов Н. Ф. Бунакова на применение похвал и наград за обучение. С одной стороны, он видел в них вредное воздействие на ребенка, так как "учение не относится к категории труда, требующего вознаграждения. Оно вознаграждается теми благами, которые соединяются со знанием и развитием умственных сил...". С другой стороны, Н. Ф. Бунаков применял награды и похвалу к учащимся за успехи по итогам обучения в начальной школе. Вместе с тем, заслуживает особого внимания подход педагога к обучению как средству воспитания. Эффективность обучения зависит от того, рассматривает ли учитель каждый свой урок как средство воспитания, когда продумывает образовательные и воспитательные цели учебных занятий, когда использует учебный материал для развития в ребенке положительных черт личности.
В своей педагогической деятельности Н. Ф. Бунаков руководствовался следующими дидактическими принципами: осмысленное овладение знаниями, последовательность в изучении учебного материала, доступность обучения, ясность и точность изложения материала, наглядность в обучении и др. На первых стадиях обучения он рекомендовал каждое понятие связывать с конкретным представлением соответствующих им предметов и явлений. Наглядные пособия, используемые в школе, Н. Ф. Бунаков разделил на четыре группы: 1) "наглядные пособия, дающие самый предмет, какой он есть в действительности" (живые растения, животные и т. д.); 2) "пособия, вызывающие, обновляющие в душе ученика представления и ассоциации представлений уже знакомых предметов, способствующие уяснению, исправлению и дополнению этих представлений, приведению их в связь и порядок" (чучела, модели, коллекции, картины зоологические, ботанические, бытовые, взятые из окружающей ученика жизни); 3) "наглядные пособия, которые служат для образования в сознании учащихся более точных преставлений о предметах и явлениях природы и общественной жизни, которые недоступны непосредственному наблюдению" (географические карты, глобусы, чучела, модели, картины животных и растений, которых нет в данной местности, картины из истории прошлого и т. д.); 4) "наглядные пособия, применяемые для отчетливого вырабатывания отвлеченных понятий посредством изучения известных отношений между предметами, независимо от свойств этих предметов, например, числа, пространства, формы, т. е. понятий арифметических и геометрических" (кубики, палочки, арифметический язык, шведские счеты, торговые счеты и т. д.). ("Школьное дело".)
При умелом пользовании наглядностью, отмечал Н. Ф. Бунаков, дети правильно, ясно и точно понимают свойства и особенности изучаемых предметов и явлений, более прочно усваивают знания. Особое место он отводи при обучении грамоте звуковому аналитико-синтетическому способу вместо буквослогательного. В книге "Школьное дело" изложены основные положения, касающиеся обучения грамоте по звуковому способу: "Процесс обучения грамоте можно и должно внести в общую систему занятий родным языком, соединяя его с чтением учителя вслух и со словесными упражнениями. Самый разумный способ обучения грамоте тот, в основу которого полагается уразумение членораздельности человеческого говора и возможности его буквенного изображения. Таков способ звуковой. Начинать дело следует разложением речи на слова, анализом, но от разложения постоянно возвращаться к тем сочетаниям, от которых исходила аналитическая работа, т. е. к синтезу. Как только дети уразумели членораздельность говора, нужно на простых примерах объяснить им невозможность его буквенного изображения и перейти к показыванию букв, к печатанию, чтению и письму одновременно.
Знакомить детей с буквами должно так, чтобы у них складывались прочные смежные ассоциации образов зрительных, слуховых моторных в применении как к отдельным звуковым и буквенным группам, причем следует вводить в упражнения группы со смыслом, а не бессмысленный механический набор звуков и букв. В распространении и разработке учебного материала надо держаться начала концентрации, благоприятствующих образованию прочных ассоциаций, запоминанию и усвоению учебного материала, а также выработке навыка владеть им".
На уроках объяснительного чтения, отмечал Н. Ф. Бунаков, преследуется цель не толкования по поводу читаемого, а проникновения в содержание. Задача письменных упражнений — научить детей "свободно и самостоятельно пользоваться языком для письменного изложения своих знаний, наблюдений, мыслей, чувств, желаний".
Кроме письменных упражнений (диктантов, списывания, сочинения и т. п.), в третьем классе он рекомендовал пользоваться и такой формой, как деловая переписка, т. к. выпускник народной школы должен был уметь грамотно излагать не только свои мысли, но и выполнять просьбы неграмотных людей — писать письма, заявления, прошения. Сам Н. Ф. Бунаков постоянно переписывался со своими учениками.
Что касается письменных упражнений, то Н. Ф. Бунаков в работе "Родной язык как предмет обучения" рекомендовал учителям приучать детей писать "с первого же шага" правильно, красиво, четко и грамотно, понимая то, что пишут, т. е. осознанно. Таким образом, великий педагог вместо муштры и зубрежки в обучении отстаивал принципы разумности и сознательности.
Отмечая важность хорошо составленных учебных книг, он отводил им второстепенную роль в обучении детей, место помощника учителя. Главное же — это личность учителя, "умелого и любящего свое дело", и его не заменит никакая, даже самая прекрасная книга. Народный учитель не только обучает, но и воспитывает детей, Н. Ф. Бунаков предъявлял высокие требования к личности народного учителя: он должен обладать высокой общей и педагогической культурой, относиться к учащимся и местным жителям с уважением, а к работе — с воодушевлением, вкладывая разум в душу. Наряду с гуманистическим подходом к деятельности и личности учителя, он требовал, чтобы в системе педагогического образования обращалось большое внимание на воспитание и развитие творческих способностей учителей.
Выступая на учительских съездах и курсах, Н. Ф. Бунаков неоднократно подчеркивал мысль о том, что творчество имеет серьезный успех только в случае, если оно определяется, направляется освещается теорией.
В книге "Сельская школа и жизнь" он обращал внимание общественности на бедственное материальное положение народного учителя, которому не хватает средств не только на "самообразование и удовлетворение умственных потребностей человека", но и на жизнь.
В работе Н. Ф. Бунакова имеются рекомендации учителям, работающим с несколькими классами, которые не потеряли своей актуальности и сегодня.
Большое значение придавал педагог руководству и контролю за деятельностью школы. Право на осуществление руководства и контроля за постановкой обучения в начальной школе может иметь и местное население. Контроль за учебой должен осуществлять, прежде всего, сам учитель, поэтому решающую роль в процессе перевода ученика из класса в класс и о выпуске его из школы должен решать учитель. Н. Ф. Бунаков отрицательно относился к экзаменам как форме учета и контроля в начальной школе. Он предполагал 3—4 раза в год проводить "испытательные уроки", цель которых — наблюдение за ростом и развитием интеллекта ребенка. В конце года рекомендовал делать годичные отчеты школы перед населением.
Программа начальной школы была довольно обширной и ее реализовать за три года было весьма сложно. Н. Ф. Бунаков предлагал удлинить срок обучения в земской школе до четырех лет.
Таким образом, педагогические взгляды и опыт педагога-демократа, последователя идей К. Д. Ушинского, теоретика и практика начального образования Н. Ф. Бунакова содержат много ценных идей, не потерявших своей практической значимости и в наши дни.