Педагогические идеи непрерывного образования. Особенности профессионального образования
Основателем современных представлений о непрерывном образовании признан Я.А.Коменский, в педагогическом наследии которого "содержится в зародыше мысль, воплощенная в наши дни в концепции непрерывного образования" (А.И. Пискунов).
Непрерывное образование развивалось как феномен практики и как педагогическая концепция.
Центральной идеей непрерывного образованияявляется развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Эта идея, осознанная обществом, становится системообразующим фактором непрерывного образования.
Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможности реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни.
Идея непрерывного педагогического образования существует в современном педагогическом сознании на двух уровнях — обыденном и научном. Первый сводится к мысли о полезности пожизненного накопления учителем знаний, постоянного расширения его жизненного кругозора, точно выражается признанной мудростью «век живи — век учись». В отличие от обыденных научные интерпретации непрерывного педагогического образования представлены многообразием концепций, зависящих от того, в рамках предмета какой науки или парадигмы эта проблема рассматривается.
В психологии концепция непрерывного педагогического образования описывается через выявление мотивационно-смысловых основ овладения педагогической профессией, совершенствования в ней, понятия личности как субъекта профессионального выбора, характеристику ценностно-смысловой и рефлексивной деятельности учителя.
Содержание образования в высшей школе.
Под содержанием образованияв высшей школе понимается специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Содержание образования – тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств. Для определения содержания обучения, прежде всего, необходимо выполнение трех условий:
– установление некоторого объема достаточно стабильных фундаментальных и инструментальных знаний, необходимых для понимания и усвоения развивающихся областей науки, а также для приобретения соответствующих навыков и умений;
– выявление основных направлений, идей и тенденций развития соответствующих областей науки и техники;
– предъявление определенных требований к уровням общего и научного развития студентов, к их мировоззрению и кругозору, обеспечивающих их творческое развитие как специалистов и работников умственного труда.
Отправные положения: изучение главных направлений развития науки и техники; моделирование профилей специалистов соответствующей области деятельности; установление необходимых критериев определения объема и глубины содержания предметов изучения; рассмотрение международных уровней и содержания соответствующих областей высшего образования. Объем, уровень и глубину содержания предметов обучения необходимо при этом устанавливать исходя из рассмотрения высшего образования не как стабильной, а как развивающейся системы.
Теоретическая глубина и широта научного содержания предметов изучения в соединении с методами научного проникновения не только обеспечивает наиболее оптимальное решение современных проблем, но и определяет в значительной мере будущее развитие науки и общества. В то же время, введение всего нового в содержание обучения, и особенно предвидимого нового, требует строжайшего отбора действительно прогрессивного, рационального и достаточно обоснованного.