Порядок создания и компетенция КТС
Образование КТС.
Образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей. Представители работников в КТС избираются общим собранием работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании работников организации.
Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.
По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Она избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.
Компетенция:
«Общее правило можно сформулировать так: КТС подведомственны все индивидуальные трудовые споры, за исключением тех, которые отнесены законом к подведомственности суда.
Споров, связанных с трудовым договором.
1.По вопросам приема на работу (о выдаче трудовой книжки, о дате приема, об изменении наименования должности)
2.По применению и изменению условий трудового договора. Требования работников о переводе, если администрация не исполняет установок закона, предписывающего переводить (при определенных условиях) рабочих и служащих на другую работу. Сюда относятся переводы беременных женщин, матерей, имеющих малолетних детей; лиц с пониженной трудоспособностью по заключению медицинских органов и др.
3.По расторжению трудовых отношений. Заявления о восстановлении на работе незаконно уволенного рабочего или служащего рассматриваются в судебном порядке
Есть группа споров, отнесенных к непосредственному судебному ведению, т. е. не входящих компетенцию КТС (ст.391)»
-----.Порядок разрешения споров в КТС
Виды разбирательства индивидуальных прудовых споров:
1.общий порядок, которым предусмотрено 3 стадии:
1.1.Доюрисдикционная стадия (урегулирование разногласий работником и работодателем при непосредственных переговорах);
До обращения в КТС работник должен попытаться самостоятельно или с участием своего представителя урегулировать разногласия. Процедура законом не определена. В ТК РФ отсутствуют нормы, препятствующие обращению работника в КТС, если он самостоятельно или участием своего представителя не урегулировал разногласия. Стадия урегулирования разногласий является самым оптимальным способом разрешения индивидуального трудового спора в организации.
Трехмесячный срок обращения в КТС за восстановлением нарушенного трудового права или за защитой законного интереса. В случае пропуска по уважительным причинам установленного законом срока КТС может его восстановить и разрешить спор по существу.
1.2.Досудебная стадия (первоначальное рассмотрение заявления (обращения) субъекта трудового спора в КТС с вынесением в установленном законом порядке решения);
От 1.1. стадии она отличается:
—наличием процессуального правоотношения (момент обращения работника, Форма обращения не определена.), субъекты которого отличаются от субъектов процедурного правоотношения, возникающего на стадии урегулирования разногласий;
— способами разрешения спора,
Заявление работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации (определяется самой комиссией). С момента подачи заявления КТС обязана рассмотреть его в течение 10 календарных дней. Спор рассм в присутствии работника. Расс в отсутствие работника или его представителя допускается лишь по его письменному заявлению (по правилам заочного разрешения спора). Неявка работника или его представителя обязывает КТС отложить рассмотрение заявления. Вторичная неявка дает право КТС снять заявление с рассмотрения. В этом случае законом работнику предоставлено право повторно обратиться в КТС. При подготовке дела к рассмотрению в порядке досудебного разбирательства КТС вправе вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов.
Процедура проведения заседания КТС законом не определена. Заседание КТС считается правомочным, если на не присутствует не менее половины членов представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.
На следующем этапе досудебного разбирательства целесообразно доложить о том, какое заявление рассматривается на заседании.
Во время заседания КТС ведется протокол, который подписывается председателем или его заместителем и заверяется печатью.
Последним этапом рассмотрения заявления является принятие решения. Принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании
Законодатель установил форму - тайное голосование. Оно предполагает наличие бюллетеней для голосования.
Решение готовится в письменной форме.
Содержание решения можно условно разделить на 4 части:
— Вводная (ФИО, профессия);
— Описательная(Существо спора, требования);
— Мотивировочная (Обстоятельства установленные в ходе заседания, доказательства);
— Резолютивная(Решение, оно обязательно для исполнения сторон).
Надлежаще заверенные копии решения КТС в течение 3 дней со дня принятия решения вручаются работнику и работодателю.
Решение подлежит исполнению в течение 3-х дней по истечений-10 дней, предусмотренных на обжалование. Нормами ТК РФ предусмотрены 2 формы исполнения решения КТС добровольная и принудительная. Работодатель вправе добровольно исполнить принятое КТС решение в течение 3 дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование, со дня получения копии решения. В случае неисполнения работодателем решения комиссии в установленный законом трехдневный срок работнику выдается комиссией по трудовым спорам удостоверение, являющееся исполнительным документом.
Удостоверение не выдается, если работник или (и) работодатель в установленный законом срок обратились в суд с заявлением о перенесении трудового спора в суд.
Удостоверение, выданное комиссией по трудовым спорам, работник должен предъявить для принудительного исполнения судебному приставу в течение 3 месяцев со дня его получения.
Требования судебного пристава-исполнителя обязательны для работодателя.
1.3.Судебная стадия (передача индивидуального трудового спора на разрешение в суд общей юрисдикции в связи с обжалованием решения комиссии заинтересованной стороной);
2.Непосредственно судебный порядок, предусмотренный нормами трудового и гражданско-процессуального законодательства;
3.Особый порядок, установленный федеральными законами для отдельных категорий работников (например, рассмотрение индивидуального трудового спора, где работником выступает судья, следователь прокуратуры, государственный служащий, и др.).