Механизм реализации проекта
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
(МБОУ СОШ № 2)
Гуманитарный марафон
(проект городской интеллектуальной игры
по истории, обществознанию, праву, экономике)
Автор:
Степанова Лилия Геннадьевна,
учитель истории
и обществознания
МБОУ «СОШ №2»
Содержание
Паспорт проекта | ||
Актуальность проекта | ||
Цели задачи проекта | ||
Партнеры проекта | ||
Целевая группа проекта | ||
Механизм реализации проекта | ||
Ресурсное обеспечение | ||
Сроки реализации проекта | ||
Календарный план мероприятий проекта | ||
Ожидаемые результаты и критерии оценки результатов | ||
Оценка результатов и формы представления результатов | ||
Дальнейшее развитие проекта | ||
Список литературы |
Паспорт проекта
Наименование проекта | Городская интеллектуальная игра «Гуманитарный марафон» |
Автор проекта | Степанова Лилия Геннадьевна – учитель истории и обществознания |
Цели | Создание условий для совместной образовательной деятельности обучающихся, их нравственное и духовное воспитание.Выявление талантливых, ориентированных на гуманитарные науки обучающихся. |
Задачи | 1.Организовать образовательноевнеурочное пространство с целью реализации интеллектуального потенциала обучающихся 2. Стимулировать творческие и познавательные способности, самостоятельную деятельность обучающихся. 3. Привлечь внимание обучающихся к углубленному изучению школьных предметов гуманитарного цикла, а также популяризация гуманитарных знаний. 4. Способствовать подготовке обучающихся 8-9 классов к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня гуманитарной направленности. 5. Создать условия для развития логического мышления обучающихся, пробуждать интерес к решению нестандартных заданий. 6. Способствовать формированию информационной и коммуникативной компетентности обучающихся. 7. Организовать разработку, подготовку и проведение трех этапов интеллектуальной игры. 8. Создать пакет дидактических материалов для использования учителями истории и обществознания. 9. Формировать положительный имидж образовательного учреждения. |
Сроки и этапы реализации | Подготовительный этап (август 2013) Основной этап (сентябрь 2013 - март 2014) Заключительный этап (апрель-май 2014) |
Перечень основных мероприятий | Подготовительный этап: - постановка цели и задач, определение обязанностей участников проекта; - разработка положенияигры, которая будет проведена в ходе реализации проекта; - ознакомление с положением учителей истории школ города на заседании городского методического объединения, рассылка положения по образовательным учреждениям, сбор заявок на участие. Основной этап: - разработка идеи каждого этапа игры; - разработка заданий для каждого этапа игры; - подготовка необходимых материалов для проведения игр (печатных, электронных презентаций, бланков, протоколов и т.д.) - организация этапов игры (ноябрь, январь, март); - освещение реализации проекта на сайте школы (протоколы, рейтинги команд, фото) Заключительный этап: -изготовление свидетельств и дипломов; - анкетирование участников проекта; - освещение реализации проекта в СМИ (статья в газету «Контакт»); - диссеминация опыта (оформление и размещение дидактических материалов игры на сайте школы и представление материалов учителям городского методического объединения); - подведение итогов проекта, анализ результатов. |
Исполнители проекта | - группа обучающихся10 класса (социально-гуманитарный профиль); - группа обучающихся 6-8 классов, осуществляющих подготовку к олимпиадам по истории и обществознанию; - Степанова Л.Г. – руководитель проекта, учитель истории и обществознания; - Городилова Л.К. – учитель истории и обществознания, преподающий предмет в 10- классе МБОУ СОШ №2; - Баранова М.В. – учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №2; - Фирсова Л.В. – учитель информатики (технические вопросы). |
Ожидаемые результаты | 1. Приобретение учащимися опыта интеллектуальной деятельности в рамках внеурочной пространства. 2. Выявление талантливых, ориентированных на гуманитарные науки обучающихся. 3. Формирование качеств обучающихся, позволяющих брать на себя ответственность, проявлять самостоятельность. 4. Подготовка обучающихся к участию в конкурсах и олимпиадах различного уровня гуманитарной направленности. 5. Формирование информационной коммуникативной компетентности обучающихся. 6. Формирование пакета дидактических материалов для проведения интеллектуальных игр (для распространения опыта). 7. Расширение взаимодействия с образовательными учреждениями города. 8. Формирование положительного имиджа образовательного учреждения |
Актуальность проекта
Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
Конфуций
Школа сегодня должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности. В наше время интеллектуальный потенциал общества стал определяющим фактором его поступательного развития, а образование — одним из гарантов прогресса и национальной безопасности государства. Особое место в процессе обучения и воспитания занимает история. Как наука она универсальна, поскольку объектом ее изучения является всё многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человечества. История формирует личность школьника, готовит его жить в меняющимся мире с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и гражданина[1].
Школа динамично модернизируется, стремясь соответствовать требованиям современного мира, в котором большей частью становятся востребованными не только деловые, но и общечеловеческие ценности. Нужна ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных, интеллектуальных и созидательных способностей.Складывающиеся в современном обществе социально-экономические и политические условия формируют запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта. Современная модернизация российского государства, становление гражданского общества требуют, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина. В решении этой задачи приоритетным ориентиром для образования личности становится способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в преобразовании своей страны.
Задача социального становления личности ребенка, безусловно, значима для любого общества и государства. Для социального становления большое значение имеет социальная практика, т.е. реальное включение детей и подростков в различные виды деятельности. Такую деятельность, прежде всего, можно развернуть в рамках внеурочного пространства, что особенно актуально в условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты в основной школе.
Одним из методов интеллектуально-творческой деятельности обучающихся является игровое взаимодействие. Именно в рамках игровой деятельности происходит становление новых форм отношений, корректируются принципы поведения, ценностные ориентиры всех участников игры. Игра побуждает к самоанализу и рефлексии.
Одной из методик, эффективно использующихся в развитии обучающихся, является интеллектуально-познавательная игра. Система таких игр стимулирует познавательный интерес, формирует стремление к постоянному пополнению багажа знаний. В игре развивается умение принимать решения, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. Главной целью игры является формирование навыков самостоятельного мышления и развитие творческих способностей личности, выработка личностных ценностных ориентиров. Игра способствует интеллектуальному, общепсихическому и нравственному развитию личности. Интеллектуально-познавательные игры привлекательны для школьников любой возрастной ступени, т.к. игра создает ситуацию психологической раскованности, раскрепощает сознание, открывает перспективу живого общения, стимулирует интеллектуальный рост личности.
Цели и задачи проекта
Цель проекта:
Создание условий для совместной образовательной деятельности обучающихся, их нравственное и духовное воспитание.
Выявление талантливых, ориентированных на гуманитарные науки обучающихся.
Задачи проекта:
1.Организовать образовательное внеурочное пространство с целью реализации интеллектуального потенциала обучающихся
2. Стимулировать творческие и познавательные способности, самостоятельную деятельность обучающихся.
3. Привлечь внимание обучающихся к углубленному изучению школьных предметов гуманитарного цикла, а также популяризация гуманитарных знаний.
4. Способствовать подготовке обучающихся 8-9 классов к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня гуманитарной направленности.
5. Создать условия для развития логического мышления обучающихся, пробуждать интерес к решению нестандартных заданий.
6. Способствовать формированию информационной и коммуникативной компетентности обучающихся.
7. Организовать разработку, подготовку и проведение трех этапов интеллектуальной игры.
8. Создать пакет дидактических материалов для использования учителями истории и обществознания.
9. Формировать положительный имидж образовательного учреждения.
Партнеры проекта
Партнеры | Участие |
Образовательные учреждения города | Команда обучающихся 8-9 классов. Учителя истории – руководители команд |
Городское методическое объединение учителей истории и обществознания | Диссеминация опыта по организации интеллектуальных игр во внеурочном пространстве, нестандартной формы подготовки обучающихся к предметным олимпиадам; опыт работы с обучающимися социально-гуманитарного профиля. |
Целевая группа проекта
· Группа обучающихся 10 класса (социально-гуманитарный профиль) – участвуют в разработке идеи каждого этапа игры, разработке и подготовке заданий для проведения этапов игры.
· Группа обучающихся 6-8 классов, осуществляющих подготовку к олимпиадам по истории и обществознанию – участвуют в разработке и подготовке заданий для проведения этапов игры.
· Обучающиеся 8-9 классов образовательных учреждений города – участвуют в составе команд от образовательных учреждений в этапах игры.
Механизм реализации проекта
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки выполнения | Ответственные за выполнение |
Распределение обязанностей между руководителем и исполнителями проекта. | август | Руководитель проекта | |
Обсуждение проекта, предложений по реализации проекта в рамках городского методического объединения учителей истории. | август | Руководители, партнеры и участники проекта | |
Разработка положения городской интеллектуальной игры, рассылка положения в ОУ, сбор заявок. | август, сентябрь | Руководитель проекта, исполнители проекта | |
Разработка идеи этапов игры. Разработка заданий для каждого этапа игры. | октябрь, декабрь, февраль | Руководитель проекта, исполнители проекта | |
Подготовка и проведение этапов городской интеллектуальной игры. | ноябрь, январь, март | Руководитель, исполнители, участники проекта | |
Подведение итогов, награждение участников и победителей | март | Руководитель и участники проекта | |
Освещение реализации проекта на сайте школы, в СМИ | в течение всего проекта | Руководитель проекта, исполнители проекта | |
Анкетирование участников проекта. Анализ результатов проекта | апрель, май | Руководитель, исполнители, участники проекта |
Ресурсное обеспечение
Для реализации проекта необходимы следующие ресурсы:
- Кадровые ресурсы для организации и проведения игры.
- Помещение для проведения интеллектуальной игры.
- Интерактивное оборудование для проведения игры.
- Звуковое оборудование для организации массового мероприятия.
- Копировальная техника для подготовки материалов игры (протоколы, задания, дипломы).
- Информационные ресурсы для разработки и подготовки заданий.
Собственные ресурсы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»
Кадровые:
- Степанова Л.Г. – руководитель проекта, учитель истории и обществознания;
- Городилова Л.К. – учитель истории и обществознания, преподающий предмет в 10-м социально-гуманитарном классе МБОУ СОШ №2;
- Баранова М.В. – учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №2;
- Фирсова Л.В. – учитель информатики (технические вопросы).
Информационные ресурсы:
- Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История 5-9 классы. – М.: Айрис-пресс, 2005
- Козленко С.И. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 1/ С.И. Козленко, И.В. Козленко. – М.: Просвещение, 2008
- Козленко С.И. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 2/ С.И. Козленко, И.В. Козленко. – М.: Просвещение, 2008
- Козленко С.И. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 3/ С.И. Козленко, И.В. Козленко. – М.: Просвещение, 2012
- http://www.fipi.ru/ - материалы сайта ФИПИ (открытый банк заданий)
- http://rusolimp.ru/–материалы с Портала Всероссийской олимпиады школьников
- http://www.hrono.ru/ - материалы сайта «Всемирная история в интернете»
- http://art-rus.info/main.html - картины по русской истории
- http://www.kremlin.ru/ - материалы к заданиям по обществознанию
Материально-технические:
- актовый зал с мультимедийной техникой и звуковой аппаратурой для проведения этапов игры;
- минитипография для подготовки материалов заданий игры;
- цифровой фотоаппарат.
Материальные ресурсы (с привлечением внебюджетных средств):
Статьи бюджета | Стоимость 1 ед. | Кол-во | Итого |
1. Оборудование (предоставлено школой) | |||
- цифровой фотоаппарат | |||
- компьютер | |||
- звуковая аппаратура | |||
- минитипография | |||
2. Канцелярские товары | |||
-бумага для ксерокса | |||
- фотобумага для изготовления дипломов и свидетельств | |||
- мультифоры | |||
- клей | |||
Итого по канцелярским товарам: 630 | |||
3. Расходные материалы | |||
- заправка для ч/б принтера | 1 заправка | ||
- заправка для цветного принтера | 1 запрвка | ||
Итого по расходным материалам: 2800 | |||
Итого по проекту: 3130 |
Сроки реализации проекта
Подготовительный этап (август 2013)
Основной этап (сентябрь 2013 - март 2014)
Заключительный этап (апрель-май 2014)
Подготовительный этап (август 2013):
- постановка цели и задач;
- определение обязанностей участников проекта;
- разработка положенияигры, которая будет проведена в ходе реализации проекта;
- ознакомление с положением учителей истории школ города на заседании городского методического объединения;
- рассылка положения по образовательным учреждениям;
- сбор заявок на участие, обработка заявок, формирование состава участников.
Основной этап (сентябрь 2013 - март 2014):
- формирование творческих групп из учащихся 10-го социально-гуманитарного класса и обучающихся 6-8 классов, осуществляющих подготовку к предметным олимпиадам по истории и обществознанию;
- разработка идеи каждого этапа игры;
- разработка заданий для каждого этапа игры;
- подготовка необходимых материалов для проведения игр (печатных, электронных презентаций, бланков, протоколов и т.д.)
- организация этапов игры (ноябрь, январь, март);
- освещение реализации проекта на сайте школы (протоколы, рейтинги команд, фото)
Заключительный этап (апрель-май 2014):
- изготовление свидетельств и дипломов;
- анкетирование участников проекта;
- освещение реализации проекта в СМИ (подготовка статьи в газету «Контакт»);
- формирование пакета дидактических материалов для организации интеллектуальных игр;
- диссеминация опыта (оформление и размещение дидактических материалов игры на сайте школы и представление материалов учителям городского методического объединения);
- подведение итогов проекта, анализ результатов.
9. Календарный план мероприятий проекта