Механизм реализации проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

(МБОУ СОШ № 2)

Гуманитарный марафон

(проект городской интеллектуальной игры

по истории, обществознанию, праву, экономике)

Автор:

Степанова Лилия Геннадьевна,

учитель истории

и обществознания

МБОУ «СОШ №2»

Содержание

Паспорт проекта
Актуальность проекта
Цели задачи проекта
Партнеры проекта
Целевая группа проекта
Механизм реализации проекта
Ресурсное обеспечение
Сроки реализации проекта
Календарный план мероприятий проекта
Ожидаемые результаты и критерии оценки результатов
Оценка результатов и формы представления результатов
Дальнейшее развитие проекта
  Список литературы

Паспорт проекта

Наименование проекта Городская интеллектуальная игра «Гуманитарный марафон»
Автор проекта Степанова Лилия Геннадьевна – учитель истории и обществознания
Цели Создание условий для совместной образовательной деятельности обучающихся, их нравственное и духовное воспитание.Выявление талантливых, ориентированных на гуманитарные науки обучающихся.
Задачи   1.Организовать образовательноевнеурочное пространство с целью реализации интеллектуального потенциала обучающихся 2. Стимулировать творческие и познавательные способности, самостоятельную деятельность обучающихся. 3. Привлечь внимание обучающихся к углубленному изучению школьных предметов гуманитарного цикла, а также популяризация гуманитарных знаний. 4. Способствовать подготовке обучающихся 8-9 классов к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня гуманитарной направленности. 5. Создать условия для развития логического мышления обучающихся, пробуждать интерес к решению нестандартных заданий. 6. Способствовать формированию информационной и коммуникативной компетентности обучающихся. 7. Организовать разработку, подготовку и проведение трех этапов интеллектуальной игры. 8. Создать пакет дидактических материалов для использования учителями истории и обществознания. 9. Формировать положительный имидж образовательного учреждения.
Сроки и этапы реализации Подготовительный этап (август 2013) Основной этап (сентябрь 2013 - март 2014) Заключительный этап (апрель-май 2014)
Перечень основных мероприятий Подготовительный этап: - постановка цели и задач, определение обязанностей участников проекта; - разработка положенияигры, которая будет проведена в ходе реализации проекта; - ознакомление с положением учителей истории школ города на заседании городского методического объединения, рассылка положения по образовательным учреждениям, сбор заявок на участие. Основной этап: - разработка идеи каждого этапа игры; - разработка заданий для каждого этапа игры; - подготовка необходимых материалов для проведения игр (печатных, электронных презентаций, бланков, протоколов и т.д.) - организация этапов игры (ноябрь, январь, март); - освещение реализации проекта на сайте школы (протоколы, рейтинги команд, фото) Заключительный этап: -изготовление свидетельств и дипломов; - анкетирование участников проекта; - освещение реализации проекта в СМИ (статья в газету «Контакт»); - диссеминация опыта (оформление и размещение дидактических материалов игры на сайте школы и представление материалов учителям городского методического объединения); - подведение итогов проекта, анализ результатов.
Исполнители проекта - группа обучающихся10 класса (социально-гуманитарный профиль); - группа обучающихся 6-8 классов, осуществляющих подготовку к олимпиадам по истории и обществознанию; - Степанова Л.Г. – руководитель проекта, учитель истории и обществознания; - Городилова Л.К. – учитель истории и обществознания, преподающий предмет в 10- классе МБОУ СОШ №2; - Баранова М.В. – учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №2; - Фирсова Л.В. – учитель информатики (технические вопросы).
Ожидаемые результаты 1. Приобретение учащимися опыта интеллектуальной деятельности в рамках внеурочной пространства. 2. Выявление талантливых, ориентированных на гуманитарные науки обучающихся. 3. Формирование качеств обучающихся, позволяющих брать на себя ответственность, проявлять самостоятельность. 4. Подготовка обучающихся к участию в конкурсах и олимпиадах различного уровня гуманитарной направленности. 5. Формирование информационной коммуникативной компетентности обучающихся. 6. Формирование пакета дидактических материалов для проведения интеллектуальных игр (для распространения опыта). 7. Расширение взаимодействия с образовательными учреждениями города. 8. Формирование положительного имиджа образовательного учреждения

Актуальность проекта

Я слышу и забываю.

Я вижу и запоминаю.

Я делаю и понимаю.

Конфуций

Школа сегодня должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности. В наше время интеллектуальный потенциал общества стал определяющим фактором его поступательного развития, а образование — одним из гарантов прогресса и национальной безопасности государства. Особое место в процессе обучения и воспитания занимает история. Как наука она универсальна, поскольку объектом ее изучения является всё многообразие событий, явлений, фактов, закономерностей, тенденций, имевших место в жизни человечества. История формирует личность школьника, готовит его жить в меняющимся мире с учетом предшествующего опыта, воспитывает патриота своего Отечества и гражданина[1].

Школа динамично модернизируется, стремясь соответствовать требованиям современного мира, в котором большей частью становятся востребованными не только деловые, но и общечеловеческие ценности. Нужна ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных, интеллектуальных и созидательных способностей.

Складывающиеся в современном обществе социально-экономические и политические условия формируют запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта. Современная модернизация российского государства, становление гражданского общества требуют, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина. В решении этой задачи приоритетным ориентиром для образования личности становится способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в преобразовании своей страны.
Задача социального становления личности ребенка, безусловно, значима для любого общества и государства. Для социального становления большое значение имеет социальная практика, т.е. реальное включение детей и подростков в различные виды деятельности. Такую деятельность, прежде всего, можно развернуть в рамках внеурочного пространства, что особенно актуально в условиях перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты в основной школе.

Одним из методов интеллектуально-творческой деятельности обучающихся является игровое взаимодействие. Именно в рамках игровой деятельности происходит становление новых форм отношений, корректируются принципы поведения, ценностные ориентиры всех участников игры. Игра побуждает к самоанализу и рефлексии.
Одной из методик, эффективно использующихся в развитии обучающихся, является интеллектуально-познавательная игра. Система таких игр стимулирует познавательный интерес, формирует стремление к постоянному пополнению багажа знаний. В игре развивается умение принимать решения, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. Главной целью игры является формирование навыков самостоятельного мышления и развитие творческих способностей личности, выработка личностных ценностных ориентиров. Игра способствует интеллектуальному, общепсихическому и нравственному развитию личности. Интеллектуально-познавательные игры привлекательны для школьников любой возрастной ступени, т.к. игра создает ситуацию психологической раскованности, раскрепощает сознание, открывает перспективу живого общения, стимулирует интеллектуальный рост личности.

Цели и задачи проекта

Цель проекта:

Создание условий для совместной образовательной деятельности обучающихся, их нравственное и духовное воспитание.

Выявление талантливых, ориентированных на гуманитарные науки обучающихся.

Задачи проекта:

1.Организовать образовательное внеурочное пространство с целью реализации интеллектуального потенциала обучающихся

2. Стимулировать творческие и познавательные способности, самостоятельную деятельность обучающихся.

3. Привлечь внимание обучающихся к углубленному изучению школьных предметов гуманитарного цикла, а также популяризация гуманитарных знаний.

4. Способствовать подготовке обучающихся 8-9 классов к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня гуманитарной направленности.

5. Создать условия для развития логического мышления обучающихся, пробуждать интерес к решению нестандартных заданий.

6. Способствовать формированию информационной и коммуникативной компетентности обучающихся.

7. Организовать разработку, подготовку и проведение трех этапов интеллектуальной игры.

8. Создать пакет дидактических материалов для использования учителями истории и обществознания.

9. Формировать положительный имидж образовательного учреждения.

Партнеры проекта

Партнеры Участие
Образовательные учреждения города Команда обучающихся 8-9 классов. Учителя истории – руководители команд
Городское методическое объединение учителей истории и обществознания Диссеминация опыта по организации интеллектуальных игр во внеурочном пространстве, нестандартной формы подготовки обучающихся к предметным олимпиадам; опыт работы с обучающимися социально-гуманитарного профиля.

Целевая группа проекта

· Группа обучающихся 10 класса (социально-гуманитарный профиль) – участвуют в разработке идеи каждого этапа игры, разработке и подготовке заданий для проведения этапов игры.

· Группа обучающихся 6-8 классов, осуществляющих подготовку к олимпиадам по истории и обществознанию – участвуют в разработке и подготовке заданий для проведения этапов игры.

· Обучающиеся 8-9 классов образовательных учреждений города – участвуют в составе команд от образовательных учреждений в этапах игры.

Механизм реализации проекта

№ п/п Наименование мероприятий Сроки выполнения Ответственные за выполнение
Распределение обязанностей между руководителем и исполнителями проекта. август Руководитель проекта
Обсуждение проекта, предложений по реализации проекта в рамках городского методического объединения учителей истории. август Руководители, партнеры и участники проекта
Разработка положения городской интеллектуальной игры, рассылка положения в ОУ, сбор заявок. август, сентябрь Руководитель проекта, исполнители проекта
Разработка идеи этапов игры. Разработка заданий для каждого этапа игры. октябрь, декабрь, февраль Руководитель проекта, исполнители проекта
Подготовка и проведение этапов городской интеллектуальной игры. ноябрь, январь, март Руководитель, исполнители, участники проекта
Подведение итогов, награждение участников и победителей март Руководитель и участники проекта
Освещение реализации проекта на сайте школы, в СМИ в течение всего проекта Руководитель проекта, исполнители проекта
Анкетирование участников проекта. Анализ результатов проекта апрель, май Руководитель, исполнители, участники проекта

Ресурсное обеспечение

Для реализации проекта необходимы следующие ресурсы:

  1. Кадровые ресурсы для организации и проведения игры.
  2. Помещение для проведения интеллектуальной игры.
  3. Интерактивное оборудование для проведения игры.
  4. Звуковое оборудование для организации массового мероприятия.
  5. Копировальная техника для подготовки материалов игры (протоколы, задания, дипломы).
  6. Информационные ресурсы для разработки и подготовки заданий.

Собственные ресурсы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

Кадровые:

- Степанова Л.Г. – руководитель проекта, учитель истории и обществознания;

- Городилова Л.К. – учитель истории и обществознания, преподающий предмет в 10-м социально-гуманитарном классе МБОУ СОШ №2;

- Баранова М.В. – учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №2;

- Фирсова Л.В. – учитель информатики (технические вопросы).

Информационные ресурсы:

- Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История 5-9 классы. – М.: Айрис-пресс, 2005

- Козленко С.И. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 1/ С.И. Козленко, И.В. Козленко. – М.: Просвещение, 2008

- Козленко С.И. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 2/ С.И. Козленко, И.В. Козленко. – М.: Просвещение, 2008

- Козленко С.И. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 3/ С.И. Козленко, И.В. Козленко. – М.: Просвещение, 2012

- http://www.fipi.ru/ - материалы сайта ФИПИ (открытый банк заданий)

- http://rusolimp.ru/–материалы с Портала Всероссийской олимпиады школьников

- http://www.hrono.ru/ - материалы сайта «Всемирная история в интернете»

- http://art-rus.info/main.html - картины по русской истории

- http://www.kremlin.ru/ - материалы к заданиям по обществознанию

Материально-технические:

- актовый зал с мультимедийной техникой и звуковой аппаратурой для проведения этапов игры;

- минитипография для подготовки материалов заданий игры;

- цифровой фотоаппарат.

Материальные ресурсы (с привлечением внебюджетных средств):

Статьи бюджета Стоимость 1 ед. Кол-во Итого
1. Оборудование (предоставлено школой)
- цифровой фотоаппарат    
- компьютер    
- звуковая аппаратура    
- минитипография    
2. Канцелярские товары
-бумага для ксерокса
- фотобумага для изготовления дипломов и свидетельств
- мультифоры
- клей
Итого по канцелярским товарам: 630
3. Расходные материалы
- заправка для ч/б принтера 1 заправка
- заправка для цветного принтера 1 запрвка
Итого по расходным материалам: 2800
Итого по проекту: 3130

Сроки реализации проекта

Подготовительный этап (август 2013)

Основной этап (сентябрь 2013 - март 2014)

Заключительный этап (апрель-май 2014)

Подготовительный этап (август 2013):

- постановка цели и задач;

- определение обязанностей участников проекта;

- разработка положенияигры, которая будет проведена в ходе реализации проекта;

- ознакомление с положением учителей истории школ города на заседании городского методического объединения;

- рассылка положения по образовательным учреждениям;

- сбор заявок на участие, обработка заявок, формирование состава участников.

Основной этап (сентябрь 2013 - март 2014):

- формирование творческих групп из учащихся 10-го социально-гуманитарного класса и обучающихся 6-8 классов, осуществляющих подготовку к предметным олимпиадам по истории и обществознанию;

- разработка идеи каждого этапа игры;

- разработка заданий для каждого этапа игры;

- подготовка необходимых материалов для проведения игр (печатных, электронных презентаций, бланков, протоколов и т.д.)

- организация этапов игры (ноябрь, январь, март);

- освещение реализации проекта на сайте школы (протоколы, рейтинги команд, фото)

Заключительный этап (апрель-май 2014):

- изготовление свидетельств и дипломов;

- анкетирование участников проекта;

- освещение реализации проекта в СМИ (подготовка статьи в газету «Контакт»);

- формирование пакета дидактических материалов для организации интеллектуальных игр;

- диссеминация опыта (оформление и размещение дидактических материалов игры на сайте школы и представление материалов учителям городского методического объединения);

- подведение итогов проекта, анализ результатов.

9. Календарный план мероприятий проекта

Наши рекомендации