Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2. (1)В шестом классе пэишёл новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор


(1)В шестом классе пэишёл новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор.

(2)Он был молод, ли) ,о красивое, но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подёргивал носом или губами.

(З)Уже через три меа ца все смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дёргали губами у. бровями, точно как он.

(4)Каждый урок, пок£ все усаживались и вынимали тетради, он начинал с какого-нибудь стихотворения и никогда не говорил, кто его написал. (б)Выбирал разное — то общеизве зтное «Белеет парус одинокий», то непонятное, но запоминающееся «...и в< здух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы».

(б)У Михи кровь к ли! у приливала от таких стихов, но учитель как раз на него и поглядывал: Миха бьш почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варе чья. (7)Саня улыбался снисходительно: некоторые были те самые, что бабушка читаш. (8)Другие ребята эту причуду учителю прощали: стихи представлялись им делозу женским, слабоватым для фронтовика.

— (9)Мы изучаем литеэатуру! — объявлял он постоянно, как свежую новость. —
(10)Литература — лучшэе, что есть у человечества. (И)Поэзия — это сердце
литературы, высшая кон дентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке.
(12)Это единственная пища для души. (13)И от вас зависит, будете вы вырастать в
людей или останетесь на животном уровне.

(14)3венел звонок, а ребята всё сидели как одурманенные его словами. (15)Почему не хлопали крышками парт, не срывались с воплями с мест, не кидались поспешно к дв зри, пихаясь локтями? (1б)Скорее прочь — в коридор, в раздевалку, на улицу!

(17)Ему и самому был » так интересно вкладывать в их головы то, в чём они — учитель это чувствовал — так нуждались. (18)И волновало ощущение очень тонкой власти — они на глазах эбучались думать и чувствовать!

(19)По средам литерат? ра была последним уроком, и, закончив, Виктор Юльевич как-то предложил:

— (20)Ну что, пройдёд ся?

(21)Первая такая проулка была в октябре. (22)Пошли человек шесть, среди них, конечно, и Миха, который потом почти дословно пересказал друзьям все удивительные истории, у слышанные от учителя. (23)Речь тогда шла о Пушкине, о котором Виктор Юльеви* рассказывал так, что возникало подозрение, не учились ли они в одном классе.

(24)Этот первый поход по литературным местам оказался прообразом кружка, который к концу года нашёл себе название «ЛЮРС» — любители русской словесности. (25)Ребята не пропустили больше ни одного такого «выхода на натуру», а составленные этчёты и многочисленные фотографии долгие годы потом хранились у учителя в к тжном шкафу.

(По Л. Улицкой)*

* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) — современная российская писательница, произведе шя которой переведены на 25 языков.

© 2012 Федеральный институт пед логических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и и пользование без письменного разрешения правообладателей не допускается

БЛОК VIII. ВАРИАНТЫ 29-32

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитаннс текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которх только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-; обведите кружком.

Al

A2

A3

A4

A5

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснованответа на вопрос: «Почему ребята полюбили своего учителя литературы Виктс Юльевича Шенгели?»

1) (2)Он был молод, лицо красивое, но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подёргивал носом или губами.

2) (8)Другие ребята эту причуду учителю прощали: стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика.

3) (17)Ему и самому было так интересно вкладывать в их головы то, в чё они — учитель это чувствовал — так нуждались.

4) (24)Этот первый поход по литературным местам оказался прообразом кружка, который к концу года нашёл себе название «ЛЮРС» — любитель русской словесности.

Укажите, в каком значенииупотребляется в тексте слово «слабоватый;(предложение 8).

1) ненужный

2) незначительный

3) бесхарактерный

4) посредственный

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Поэзия — это сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке.

2) Выбирал разное — то общеизвестное «Белеет парус одинокий», то непо­нятное, но запоминающееся «...и воздух синь, как узелок с бельём у выпи­савшегося из больницы».

3) Речь тогда шла о Пушкине, о котором Виктор Юльевич рассказывал так, что возникало подозрение, не учились ли они в одном классе.

4) Саня улыбался снисходительно: некоторые были те самые, что бабушка читала.

Укажите ошибочноесуждение.

1) В слове БЕЛЬЁМ количество букв и звуков совпадает.

2) В слове ОБЩЕИЗВЕСТНЫЙ согласная Т обозначает непроизносимый звук.

3) В слове ЛОЖКУ происходит оглушение согласного перед [kJ.

4) В слове ИЗУЧАЕМ 3 слога.

Укажите слово с безударнойгласной в корне, проверяемой ударением.

1) выбирал 2) вырастать 3) предложил 4) кидались

© 2012 Федеральный институт педагогических измерений, © 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и использование без письменного разрешения правообладателей не допускается



ЫА-2013. РУССКИЙ ЯЗЫК: ТИПОВЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ



А6

А7

Bl

B2

ВЗ

В4

В5

В6

В7

В каком слове правозисание приставкиопределяется её значением — « приближение » ?

1)причуду 2) п шшёл 3) пройдёмся 4) представлялись

В каком слове правописание суффиксаопределяется правилом: «В полных страдательных причастия: прошедшего времени пишется НН»?

1) многочисленные 3) одурманенные

2) постоянно 4) единственный

Задания В1-В9 выпол! ите на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записыв( йте словами или цифрами.

Замените разговорное слово «пихаясь»в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом.Напишите этот синоним.

Ответ:_______________________ .

Замените словосочетание «книжный шкаф»(предложение 25), построенное на основе согласования, си юнимичным словосочетанием со связью управление.Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_______________________ .

Выпишите грамматическою основупредложения 5.
Ответ:_______________________ .

Среди предложений 1—4 найдите предложение с обособленными приложениями.Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________ .

В приведённом ниже пр здложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифрЭ1, обозначающие запятые при вводном слове.

Пошли человек шесть (1) среди них/2) конечно/3) и Миха/4) который потом почти дословно пересказ ал друзьям все удивительные истории/5* услышанные от учителя.

Ответ:_______________________ .

Укажите количество гра лматических основв предложении 13. Ответ запишите цифрой.

Ответ:_______________________ .

В приведённых ниже прздложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите ципру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанным i сочинительнойсвязью.

Звенел звонок/1* a pet ята всё сидели как одурманенные его словами. Почему не хлопали крышками г. арт/2) не срывались с воплями с мест/3) не кидались поспешно к двери/4* пил аясъ локтями?

Ответ:_______________________ .

® 2012 Федеральный институт пел логических измерений, С 2012 Издательство «Национальное образование» Копирование, распространение и и пользование без письменного разрешения правообладателей не допускается

БЛОК VIII. ВАРИАНТЫ 29-32

В8

Среди предложений 21—25 найдите сложноподчинённоепредложс с последовательнымподчинением придаточных. Напишите номер этого предложе!

Ответ:



Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2. (1)В шестом классе пэишёл новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор - student2.ru

В9

Среди предложений 4—8 найдите сложноепредложение с бессоюзной и союз] сочинительной и подчинительной связьюмежду частями. Напишите номер эт предложения.

Ответ:____________________ .

Наши рекомендации