Удмуртская народная игра «водяной».
Очерчивают круг – это пруд или озеро. Выбирается ведущий – водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: - Водяного нет, а людей-то много. Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.
Правила игры. Водяной ловит не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.
Удмуртская народная игра «Серый зайка»
На площадке чертится квадрат (6x6)это забор. У одной из сторон забора сидит зайка. Собаки (10 игроков) располагаются полукругом в 3-5м. у противоположной стороны забора. Участвующие в игре говорят:
- Зайчонок, зайчонок, почему в огород заходил? Почему мою капусту съел?
На последние слова зайка делает прыжок от забора и старается убежать. Собаки ловят его, окружая сцепленными руками.
Правила игры. Заяц считается пойманным при полном смыкании круга. Выбегать из-под рук при сомкнутом круге заяц не имеет права.
Чувашская народная игра «Хищник в море»
Задача.Познакомить детей с новой чувашской игрой. Упражнять детей в прыжках через веревку; развивать смелость, ловкость и умение действовать по сигналу.
Содержание игры.В игре участвуют до 10 детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2-3 м. на одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.
Методические приемы:познакомить с национальными устоями и образом жизни чувашского народа, рассматривание иллюстраций.
Дополнительные рекомендации: задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.
Материал: иллюстрации из альбома «Все о народах Урала», веревка, столбик.
Чувашская народная игра «Луна или солнце»
Задача.Познакомить с новой чувашской игрой. Учить детей договариваться между собой, делиться на команды. Упражнять в перетягивании друг друга через черту.
Организация игры.Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать.
Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны – игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.
Методические приемы:выбор капитанов считалкой.
Дополнительные рекомендации: проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.
Материал: считалка.
Чувашская народная игра «Тили-рам?»
В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10-15м. Первая команда говорит хором: - Тили-рам, тили-рам? (Кого вам, кого вам?)
Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом порвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После вызовов команды перетягивают друг друга через черту.
Правила игры. Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит одного из двух игроков, между которыми он прорвался. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая команда определяется после перетягивания каната.
Чувашская народная игра «Расходитесь!»
Играющие встают в круг и берутся за руки. Они идут по кругу под слова одной из своих любимых песен. Водящий стоит в центре круга. Неожиданно он говорит: «Расходитесь!»- после этого бежит ловить разбегающихся игроков.
Правила игры. Водящий может сделать определенное количество шагов (по договоренности в зависимости от величины круга обычно три – пять шагов). Осаленный становиться водящим. Бежать можно только после слова расходитесь.
Мордовская народная игра «Круговой»
Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе одно очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.
Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.
Мордовская народная игра «Раю – раю»
Задача.Познакомить с новой мордовской игрой. Учить детей делиться на команды по выбору. Воспитывать честность.
Организация игры.Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдет
И детей проведет.
В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребенок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Методические приемы:познакомить с национальными устоями и образом жизни мордовского народа, рассматривание иллюстраций, чтение мордовской сказки «Пугливая мышь»
Дополнительные рекомендации: Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.
Материал: иллюстрации из альбома «Все о народах Урала», подборка сказок народов Урала.
Марийская народная игра «Катание мяча»
Задача. Познакомить с новой марийской игрой. Упражнять в прокатывании мяча. Воспитывать ловкость, меткость.
Организация игры.Играющие договариваются, в каком порядке они будут катить свалянный из шерсти мяч. На ровной площадке на расстоянии 3-5 м от черты, за которой располагаются играющие, вырывается небольшая ямка *(диаметр и глубина ее чуть больше мяча). Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в ямку. Если попадет, он получает одно очко и катит мяч еще раз. Если же игрок промахнется и не попадет в ямку, катит следующий по очереди. Победит тот, кто первым наберет условленное количество очков.
Методические приемы:познакомить с национальными устоями и образом жизни марийского народа, рассматривание иллюстраций, чтение марийской сказки «Богатырь из теста»
Дополнительные рекомендации: Правила игры. Мяч надо катить, а не бросать в ямку. Нельзя заступать за черту, от которой катят мяч.
Материал: иллюстрации из альбома «Все о народах Урала», подборка сказок народов Урала.
СЧИТАЛКИ
«Зайка белый»
Заяц белый,
Куда бегал?
В лес дубовый.
Что там делал?
Лыко драл.
Куда клал?
Под колоду.
Кто украл?
Родион.
Выйди вон!
«Бегал заяц»
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу.
Да работы не нашел,
Сам заплакал и пошел.
«На золотом крыльце»
На златом
Крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты
Будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей.
«Ехал мужик»
Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько ему
Надо гвоздей,
Говори поскорей,
Не задумывайся!
«Мальчик- пальчик»
Мальчик с пальчик
Нашел стаканчик.
Стакан разбился,
Лимон покатился.
Стакан, лимон –
Выйди вон.
«Торба»
Катилася торба
С великого горба.
Что в той торбе?
Хлеб – поленица.
Кому доведется,
Тому и водиться.
«Чернота»
Черной ночью черный кот
Прыгнул в черный дымоход,
В дымоходе чернота,
Отыщи-ка там кота.
«Раз – два»
Раз, два –
Голова.
Три, четыре –
Прицепили,
Пять, шесть –
В ряд снесть,
Семь, восемь –
Сено косим,
Девять, десять –
Сено весить,
Одиннадцать, двенадцать –
Некуда деваться.
«Шел баран»
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет –
Тот и вон пойдет.
«Поймали вора»
Дора, дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как бы вора наказать?
Мы связали руки, ноги
И пустили по дороге.
Вор шел, шел, шел
И корзиночку нашел.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки,
Что угодно для души?
«Кузовок»
Шла бабка с заморья,
Несла кузовок.
В том кузовочке
Лежали грибочки,
Кому – гриб,
Кому – два,
А тебе, дитятко,
Весь кузовок.
«Белый месяц»
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять,
Десять,
Выплывает белый месяц,
А за месяцем луна,
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду.
Я поеду в Ленинград
Покупать себе наряд.
Красный, синий, голубой,
Выбирай себе любой.
«Считалка»
Первинчики – другинчики,
Летали голубенчики
По ранней росе,
По зеленой полосе.
Там яблоки, орешки,
Медок, сахарок, -
Поди вон, малышок!
«Поди вон»
Курочка – потатурочка,
Кукушка – рябушка
Сели, горели,
За море летели.
За морем горка,
На горке дубровка,
В дубровке царица,
Красная девица,
Медок, сахарок, -
Поди вон, королек!
«Замок»
За морями,
За горами
За железными столбами
На пригорке теремок.
На дверях висит замок.
За ключом-ка ты иди
И замочек отомкни!
«Уж»
Обруч круж, обруч круж,
Кто играет, будет уж.
Кто не хочет быть ужом,
Выходи из круга вон!
«Игра в прятки»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем в прятки мы играть.
Небо, звезды, луг, цветы,
Я вожу – уходишь ты!
(или Ты поди-ка, поводи)
«Кошкин счет»
Раз, два, три, четыре, пять,
Кошка учится считать.
Потихоньку, понемножку,
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ:
«Кошка есть, а мышки – нет!»
«Огород»
Как-то вечером на грядке
Репа, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять…
Прячьтесь лучше!
Прячьтесь глубже!
Ну а я иду искать!
«Матрешки»
Мы – красавицы матрешки,
Разноцветные одежки.
Раз – Матрена, два – Малаша
Мила – три, четыре – Маша.
Маргарита – это пять.
Нас не трудно сосчитать.
«Шли ребята»
Раз пошли ребята к речке,
Два весла несли в руках.
Им навстречу – три овечки
И четыре индюка.
Все ребята испугались,
Весла бросили в кусты,
Испугались, разбежались,
А найти их должен ты!
«Кот и рак»
Тик – трак, тик – трак,
Под мостом жил старый рак.
Рыжий кот пришел на мост,
Рак схватил кота за хвост.
Мяу, мяу, помогите!
С хвоста рака отцепите!
Все бегут, и ты беги –
Коту Ваське помоги!
«Бараны»
Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять –
Стали ноги вытирать.
Кто платочком,
Кто тряпичкой,
Кто дырявой рукавичкой.
«Мышка»
Вышла мышка как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мышка дернула за гири.
Вдруг раздался сильный звон,
Выходи из круга вон.
«Зайчик и охотник»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет:
Пиф – паф, не попал,
Серый зайчик убежал!
«Пчелы»
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы,
Мы играем – водишь ты!
«Месяц и луна»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел месяц погулять.
А за месяцем – луна,
Оставайся ты одна.
«Зверек»
Я зверек, и ты зверек.
Я – мышонок, ты – хорек.
Ты хитер, а я умен,
Кто умен, тот выйди вон!
«Шел Коток»
Шел Коток по лавочке,
Всем давал булавочки.
Кому две, кому три,
Выходи на букву «И»
«Горох»
Ахи – ахи – ахи – ох!
Баба сеяла горох.
Уродился он густой –
Мы помчимся, ты – постой!
«Зайка»
Бежал зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать,
Выходи, тебе искать!
«Раки в речке»
Тики – таки, тики – таки,
Ходят в нашей речке раки.
Стали раки воду пить,
Выходи – тебе галить!
«Месяц»
Вышел месяц из тумана,
Вынул пышку из кармана,
Буду деточек кормить,
А тебе, дружок, водить!
«Аты – баты»
Аты – баты –
Шли солдаты,
Аты – баты –
На базар.
Аты – баты –
Что купили?
Аты – баты –
Самовар!
Аты – баты –
Сколько стоит?
Аты – баты –
Три рубля!
Аты – баты –
Кто выходит?
Аты – баты –
Это я!
«Лида»
Шла Лида по болоту,
Рвала Лида лебеду.
Кон, кон, кон, кон –
Выходи отсюда вон!
«Цапля»
Ходит цапля по болоту,
Не найдет себе работу.
На пенечек она села,
Пять лягушек сразу съела.
Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи – тебе искать!
«Мишка с пирогами»
За стеклянными дверями
Стоит Мишка с пирогами.
-Мишка-мишенька, дружок,
Сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три,
А галить-то будешь ты!
«Стакан»
- Стакан, лимон –
Выйди вон.
- Налей воды –
Выйди ты!
«Собака»
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый хвост.
Если мост провалится,
То собака свалится.
«Чемодан»
Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван.
А в диване спрятан слон,
Кто не верит – выйди вон!
«Петух»
Шел по берегу петух.
Поскользнулся, в воду - бух!
Будет знать петух, что впредь,
Нужно под ноги смотреть!
«Чайка»
Подогрела
Чайка
Чайник,
Пригласила
Девять
Чаек:
- Приходите
Все на чай!-
Сколько
Чаек?
Отвечай!
«Ямка»
Куба – куба – кубака,
Больно ямка глубока.
Там мышки сидят,
Все на солнышко глядят.
И считают: раз, два, три –
В этот счет выходишь ты!
«Дразнилки»
На дороге у развилки
Повстречались две дразнилки.
Повстречались, подразнились,
Не сдержались – и сцепились!
Прибежали разнималки –
Помешали перепалке.
И к развилке на кобылке
Прискакали две дразнилки.
Прекратилась перепалка,
И тогда пришла считалка:
Раз – два – три – четыре – пять!
Хорошо друзей считать!
«Баран»
Шел баран
По крутым горам.
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот водить пойдет.
«Чики – брики»
Чики – брики – ты куда?
Чики – брики – на базар!
Чики – брики – ты зачем?
Чики – брики – за овсом!
Чики – брики – ты кому?
Чики – брики – я коню!
Чики – брики – ты какому?
Чики – брики – вороному!
«Конь ретивый»
Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет, скачет по полям
Тут и там! Тут и там!
Сюда мчится он –
Выходи из круга вон!
Води весь день!
«Сорока»
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела!
«Котик»
Шел котик по лавочке –
Раздавал булавочки.
Шел по скамеечке –
Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять,
Выходи, тебе искать!
«Барабан»
На колоде барабан!
В барабан постучу, взовьюсь –
Полечу из моря в море,
Из поля в поле,
В лес, на пень,
Литература
1. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение,1988.
2. Кильпио Н.Н. 80 игр воспитателю детского сада. Изд «Просвещение» 1964.
3. Рождественская В.И. Подвижные игры в детском саду. М.: Просвещение. 1967.
4. Федин С.Н. Игры нашего детства. – Изд.2-е – М.: Айрис – пресс, 2006.
5. Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М.: Дет. лит., 1990.