Педагогические способности и умения
Педагогические способности – обобщенная совокупность индивидуально-психологических особенностей и профессионально-значимых качеств учителя, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности.
Педагогические способности:
1. передача знаний в краткой и интересной форме.
2. понимание ученика.
3. творческий склад ума.
4. находчивость.
5. педагогически-волевое влияние на ученика.
6. интерес к личности ученика.
7. умение убеждать.
8. содержательность и яркость речи.
9. умение связать излагаемый материал с жизненными ситуациями.
10. наблюдательность.
11. умение проводить психологический анализ педагогических способностей.
Группы педагогических умений:
- умения, связанные с формулированием и постановкой педагогических задач, их конкретизацией и предвидением результатов их решения.
- умение работать с содержанием материала, его интерпретировать, осуществлять межпредметные связи, учитывать возможности и возможные затруднения учащихся.
- владение психолого-педагогическими знаниями и практическое применение.
- знание приемов постановки и решения коммуникативных задач.
- владение приемами достижения продуктивного общения.
- реализация и развитие педагогических способностей.
- осознание перспективы своего профессионального роста.
- умение охарактеризовать полученные учащимися знания, определять обучаемость, стимулировать стремление к самообразованию.
- умение оценивать воспитанность учеников.
- умение интегрально оценивать свой труд, свой профессионализм.
Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированное профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:
Общепедагогические умения (способности)
Гностические умения - познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства
Идеологические умения - социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний.
Дидактические умения - общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы.
Организаиионно-методические умения - умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления.
Коммуникативно-режиссерские умения - общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, сугистивные, ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры.
Прогностические умения - общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом.
Рефлексивные умения - способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация.
Организационно-педагогические умения - общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся.
Общепрофессиональные умения - умения чтения и составления чертежей, схем, технических диаграмм, выполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства.
Конструктивные умения - интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов.
Технологические умения - количественные умения анализа производственных ситуаций, планирования, рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технологических устройств.
Производственно-операиионные умения - общетрудовые умения по смежным профессиям.
Специальные умения - узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.
Уровни владения педагогическими способностями:
1. Репродуктивный (рассказ того, что сам знает сам педагог).
2. Адаптивный (приспосабливает учебный материал под конкретную аудиторию).
3. Локально-моделирующий (владение технологиями обучения отдельным разделам, темам и т.д.).
4. Системно-моделирующий (владение технологиями обучения по всему курсу).
5. Системно-поведенческий (влияние средствами дисциплины на личность ученика – ТАЛАНТ).