Микрофакторы социализации.
Микрофакторы — факторы непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья, соседство, общество сверстников, воспитательные организации, образовательные учреждения, различные общественные, государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.
Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом - и члены их семей.
Микрофакторы:
- семья; Ребенок рождается в определенной семье, у определенных родителей. Именно здесь, в семье, он начинает приобретать первый социальный опыт. Содержание и характер этого социального опыта зависят от духовного богатства родителей, от моральных и жизненных ценностей всей семьи, от понимания родителями ответственности перед малышом за качество социализации, которое они ему обеспечат. Механизм социализации, которым владеет семья, объективно заложен в самой ее структуре, в ее воспитывающей функции. Естественное усвоение ребенком социального опыта посредством подражания близким; лич-ностно значимым для малыша взрослым; усвоение норм, правил поведения, взаимоотношений и др., — происходят в сочетании с постоянным подкреплением — поощрением или осуждением, способствующими формированию у ребенка его собственной моральной картины мира. В семье происходит и половая идентификация: ребенок соотносит себя с одним из родителей своего пола и присваивает присущие полу формы и способы поведения. Семья играет кардинальную роль в социализации личности ребенка, удовлетворяя его потребность в эмоциональной защищенности, доверии, первичной информации.
-религиозные организации; В социализации подрастающих поколений религиозные организации были важнейшим - после семьи - институтом. В процессе отдаления общества от религии ее значение падало и в жизни общества, и в социализации детей. Тем не менее в современном мире роль религии, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.
-общество сверстников; Расширение и обогащение социального опыта ребенка происходят в процессе его общения со сверстниками, с другими детьми, при посещении дошкольного учреждения, школы. Все это и есть микросреда, благодаря которой ребенок не только получает информацию о социальном мире, но и приобретает практику поведения, отношений, чувств. Общество сверстников - во многом модель взрослого общества. Здесь дети, подростки, юноши учатся тому поведению, которое на самом деле принято в обществе взрослых; усваивают нормы морали; учатся выполнять роли юноши и девушки, мужчины и женщины.
-социально-педагогические институты; Как уже говорилось, государство и общество создают систему воспитания подрастающих поколений. В нее входят государственные институты: профессиональные учебные заведения (ПТУ, техникумы, вузы, учебно-производственные комбинаты), внешкольные учреждения, летние объединения детей, подростков и юношей ( от лагеря до студенческих строительных отрядов), детские дома, школы-интернаты, специальные учебные заведения для одаренных детей и детей с различными физическими и социальными дефектами и отклонениями.
39. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях
Социальная работа в пенитенциарных учреждениях современной России только начинает складываться, но уже можно отметить ее специфику, особенности и проблему.
Современная российская пенитенциарная система — это места предварительного заключения:
• изоляторы временного содержания (бывшие КПЗ). В них содержатся люди, подозреваемые в совершении преступлений;
• исправительно-трудовые колонии ;
• воспитательно-трудовые колонии (ВТК), предназначенные
для содержания несовершеннолетних, совершивших преступ ления, в возрасте от 14 до 18 лет
• исправительно-трудовые колонии-поселенцы — места исполнения более мягкого наказания, чем лишение свободы.
Уровень развития социального организма определяется ролью, которую играет в нем социальная работа, и статусом, который имеет социальный работник. В развитых социальных системах политические и административные деятели обращаются за помощью к социальному работнику каждый раз, когда стоящая перед ними проблема не может быть эффективно разрешена политическими или административными методами, но может стать предметом воздействия технологий социальной работы. Исходя из данного критерия можно сказать, что социальная работа в пенитенциарных учреждениях России сегодня находится еще только в начальной стадии развития.
В зависимости от объекта социальной работы, его состояния, характера разрешаемой задачи и политико-социального заказа приоритетными могут быть различные элементы социальной работы:
-социальное исследование,
-социальная защита,
-социальное обучение и развитие (социальная педагогика),
-развитие инфраструктуры социальной работы,
-социальное прогнозирование и планирование и т.д.
Специфика социальной работы в подобных учреждениях:
• она ведется внутри социальных организмов с высокой степенью закрытости;
• ее объектом являются лица с индексом социального неблагополучия
• общественно-полезный труд как обязанность осужденногои право лица, содержащегося под стражей;
• воспитательная работа (культурно-воспитательная, духовно-воспитательная работа, а также самовоспитание);
• общеобразовательная подготовка:
• профессиональная подготовка:
• оперативная работа, направленная на раскрытие совершенных и предотвращение готовящихся преступлении.
Социальную работу в пенитенциарных учреждениях следует рассматривать не как часть какой-либо другой работы, а как самостоятельный вид деятельности, предусматривающий защиту интересов и прав наказуемою всеми разрешенными законом способами. Однако при проведении социальной работы необходимо учитывать интересы иных видов деятельности и соотносить
ее с определенной режимной, воспитательной, образовательной или иной нагрузкой.
Задачи социальной работы в учреждениях исправительной системы:
1) развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром;
2)повышение и развитие социального статуса заключенного по месту предварительного заключения или отбытия наказания, помощь в установлении социально-позитивных горизонтальных связей с другими лицами, помощь в изменении социального статуса;
3) содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий предварительного заключения и отбытия наказания;
4) помощь в социальном развитии заключенного, включая
повышение его социальной культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностной ориентации, повышение уровня социального самоконтроля;
5) содействие заключенным в получении помощи специалистов, в частности в области психологии, психиатрии и т.д.;
6) организация и обеспечение социальной защиты тех категорий заключенных, которые нуждаются в ней (пенсионеры,инвалиды и т.л.);_
7)помощь заключенным в поиске социально приемлемой для
них среды, точки социального интереса (работа, семья, религия, искусство и т.д.);
40. Создание условий для развития и духовно – ценностной ориентации человека в воспитательных учреждениях.
По мнению А.В. Мудрика, социальное воспитание, понимается как создание условий для целенаправленного развития и духовно-ценностной ориентации человека. Эти условия создаются в воспитательных организациях в процессе трех тесно взаимосвязанных сферах: