Источники международно-правового регулирования труда. Одним из главных источников международно-правового регулирования труда являются акты, принятые Международной организацией труда (МОТ)
Одним из главных источников международно-правового регулирования труда являются акты, принятые Международной организацией труда (МОТ),
МОТ, образованная в 1919 г., является в настоящее время специализированным учреждением ООН, объединяющим 177 государств. Высший орган МОТ — созываемая ежегодно Международная конференция труда — состоит из представителей государств -— членов МОТ. Каждое государство представлено 4 делегатами: 2 —- от правительства, 1 — от предпринимателей и 1 — от работников. Административный совет МОТ, избираемый на Международной конференции труда, состоит из 56 человек. 28 делегатов представляют правительства, 14 — предпринимателей и 14 — работников. Международное бюро труда (МВТ) — постоянный секретариат МОТ. Его состав формируется Генеральным директором МВТ, который назначается Административным советом.
Характерная особенность структуры МОТ — трипартизм, т. е. формирование почти всех главных и вспомогательных органов на основе трехстороннего представительства: правительств, предпринимателей и работников.
Согласно Уставу МОТ одно из главных направлений деятельности этой организации — нормотворчество, т. е. создание международных трудовых стандартов. Нормотворческая деятельность МОТ заключается главным образом в принятии конвенций и рекомендаций. Число их к июню 2004 г. достигло 381 (185 конвенций и 196 рекомендаций)1.
Конвенции и рекомендации МОТ разрабатываются и принимаются Международной конференцией труда с использованием одинаковой процедуры. Их принятию предшествует обсуждение на двух последовательных международных конференциях (сессиях МОТ). МОТ готовит предварительные доклады, в которых обобщаются законодательство и практика в различных странах. Каждая конвенция (рекомендация) обсуждается специальной комиссией, сформированной конференцией, и должна быть одобрена большинством в две трети присутствующих делегатов.
Хотя процедура принятия конвенции и рекомендации одинакова, их юридическая сила и порядок применения различны.
Конвенция после ее ратификации обычно двумя государствами — членами МОТ становится многосторонним международным соглашением и налагает обязательства как на ратифицировавшие, так и на не ратифицировавшие ее государства. В случае ратификации конвенции государство обязано принять законодательные или иные акты для проведения ее в жизнь и регулярно представлять в МОТ доклады относительно принятых мер по применению ратифицированной конвенции (такие доклады представляются один раз в 2—-4 года в зависимости от важности конвенции). Если конвенция не ратифицирована, государство все же несет обязательство информировать по запросам Административного совета МОТ о состоянии национального законодательства и практики в отношении нератифицированной конвенции и о мерах, которые предполагается принять для придания ей силы.
Рекомендация не является международным договором и не требует ратификации. Вместе с тем было бы неверным недооценивать ее значение и определенную юридическую силу. Она представляет собой обращенное к государствам пожелание, предложение (совет) ввести соответствующие нормы в национальное законодательство. Рекомендация содержит материал для ориентации в мировом опыте, необходимый для совершенствования национального законодательства. Иными словами, рекомендация — источник информации и модель для совершенствования национального законодательства. Рекомендация детализирует, уточняет, а иногда и дополняет положения конвенции, делает их содержание более полным и гибким, расширяет возможности выбора для государств при решении вопроса о заимствовании международных норм.
Рекомендация (как и конвенция) должна быть представлена правительством государства — члена МОТ на рассмотрение компетентных властей для придания рекомендации силы путем принятия закона или иным путем, при этом МОТ должна быть информирована о результатах такого рассмотрения. В дальнейшем государства должны представлять в МОТ относительно реализации рекомендаций такую же информацию, как и относительно нератифицированных конвенций.
Согласно Уставу принятие государством конвенции или рекомендации МОТ не может изменять во вред работникам действовавшее в данной стране законодательство.
Устав МОТ определяет порядок пересмотра устаревших международных актов. В настоящее время более 50 конвенций МОТ пересмотрены последующими конвенциями. Это не отменяет прежние конвенции, а означает лишь то, что прежняя конвенция с момента вступления в силу новой перестает быть открытой для ратификации, а ратификация государством новой (измененной) конвенции означает денонсацию прежней (если иное не предусмотрено в самом тексте конвенции). При принятии пересмотренной конвенции Международная конференция труда каждый раз решает, закрыта ли прежняя конвенция для ратификации и означает ли ратификация пересмотренной конвенции денонсацию прежней.
Устав МОТ содержит положения о контроле за соблюдением (применением) конвенций и рекомендаций. Механизм контроля включает деятельность Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из авторитетных юристов различных стран, назначаемых МБТ «в личном качестве», и Комитета Международной конференции труда по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из представителей правительств, профсоюзов и организаций предпринимателей.
Доклады правительств о применении конвенций и рекомендаций первоначально рассматриваются Комитетом экспертов. Он формулирует замечания, относящиеся к тем или иным правительствам, либо направляет им запросы. Комитет публикует также периодические обзоры о применении в различных странах конвенций МОТ.
Ежегодные доклады Комитета экспертов передаются в Комитет по применению конвенций и рекомендаций, который образуется на каждой сессии МОТ. Этот последний Комитет обсуждает доклад Комитета экспертов, в случае необходимости требует объяснений от соответствующих правительств, посылает представителей МОТ (с согласия правительств) в государства, где допускаются нарушения международных трудовых стандартов, для рассмотрения на месте положения дел.
Уставом МОТ создан специальный механизм рассмотрения жалоб на нарушения государствами обязательств по соблюдению международных трудовых стандартов.
Представления (жалобы) на государства — члены МОТ, не соблюдающие ратифицированные конвенции, могут быть направлены в МОТ любым государством — членом МОТ, национальной организацией трудящихся и предпринимателей, международными организациями. Такие представления (жалобы) рассматриваются в комиссиях и комитетах, формируемых Административным советом, в том числе в Комитете по свободе объединений.
Конвенции и рекомендации МОТ характеризуются внутренним единством и составляют внушительный массив разнообразных норм, охватывающих широкий круг вопросов и распространяющихся на огромное большинство трудящегося населения.
Следует отметить, что нормативные акты МОТ выходят за рамки проблематики трудового права, предмета его регулирования. Они включают положения, относящиеся к праву социального обеспечения, свободному времени трудящихся, строительству жилья для работников, их бытовому обслуживанию, статистике труда, профессионально-техническому образованию и профессиональной ориентации, организации и способам деятельности государственных органов по управлению трудом. Многие акты МОТ относятся не только к зависимым (наемным) работникам, но и к независимым работникам, предпринимателям, а в ряде случаев—ко всему населению.
Декларация основополагающих принципов и прав в сфере труда, принятая на 86-й сессии МОТ в июне 1998 г., сформулировала 4 принципа, соблюдение которых является обязательным для всех государств — членов МОТ. Это свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного труда; запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий.
Расширение практики создания и деятельности на территориях разных государств,/транснациональных (многонациональных) компаний (корпораций) (ТНК) и необходимость учета специфики регулирования трудовых отношений в них привели к принятию в 1974 г. Административным советом МОТ Трехсторонней декларации принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики. Сформулированные в ней принципы, касающиеся занятости, профессионального обучения, условий труда и трудовых отношений, должны соблюдаться. Трудящиеся ТНК должны пользоваться по меньшей мере теми же правами (а иногда и большими), что и работники, занятые на местных предприятиях.
По своему содержанию нормативные акты МОТ обычно классифицируются по следующим группам:
· акты, осуществляющие защиту основных прав и свобод человека в области труда;
· акты, относящиеся к обеспечению занятости, защите от безработицы;
· акты, регулирующие условия труда;
· акты по безопасности и гигиене труда;
· акты, регулирующие труд работников, нуждающихся в повышенной правовой защите;
· акты, регулирующие труд отдельных категорий работников;
· акты, регулирующие сотрудничество организаций работников, работодателей, государства, мирные способы разрешения трудовых конфликтов.
Как видно, эта классификация лишь частично совпадает с подразделением трудового права на традиционные институты. Обращает на себя внимание то, что некоторые вопросы труда остались полностью или частично вне регламентации. Например, в самой минимальной степени отрегулированы в международных актах трудовой договор, порядок разрешения индивидуальных трудовых споров, участие работников в управлении производством; отсутствуют правила, относящиеся к забастовкам, локаутам, дисциплине труда.
Возможность участия ООН в международном регулировании труда основывается на положениях п. 3 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН, определивших задачи международного сотрудничества по разрешению социальных проблем, обеспечению уважения к правам человека и основным свободам.,
Конкретизация этого осуществлена во Всеобщей декларации прав человека, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в форме резолюции. В этом документе сформулированы основные права и свободы человека, в число которых входят и важнейшие трудовые права: право на труд, на свободный выбор работы, на защиту от безработицы; право на справедливые и благоприятные условия труда; право на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; право на удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него и его семьи; право на создание профсоюзов и вступление в них; право на отдых/включая право на разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый периодический отпуск.
Всеобщая декларация прав человека не имеет обязательного для государств характера. Это в большей мере программный, политический акт.
Второй важнейший документ ООН, фиксирующий трудовые права,— это Международные пакты о правах человека, одобренные Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах трудовым правам посвящено значительное число статей. В нем закреплены право на труд; право на справедливые и благоприятные условия труда, включая справедливую заработную плату без дискриминации; удовлетворительные условия существования для работников и их семей; безопасные и здоровые условия труда; одинаковые для всех возможности продвижения по работе исключительно на основе трудового стажа и уровня квалификации; право на отдых; право на профсоюзную организацию; право на забастовку; особая охрана труда женщин-матерей, детей и подростков. Международный пакт о гражданских и политических правах содержит нормы о запрещении принудительного труда и свободном осуществлении права на ассоциацию.
Трудовые права в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах сформулированы подробнее, чем во Всеобщей декларации прав человека; круг этих прав шире, и, кроме того, в нем содержатся конкретные обязательства государств по претворению этих прав в жизнь. Соблюдение Международных пактов ООН обязательно для ратифицировавших их грсударств. Создан соответствующий механизм международного контроля.
Международные конвенции ООН о ликвидации расовой дискриминации (1966 г.) и дискриминации в отношении женщин (1979 г.) запрещают расовую и этническую дискриминацию, а также дискриминацию женщин, в частности в сфере труда и трудовых отношений. В 1990 г. ООН принята Международная конвенция о защите прав трудящихся мигрантов и членов их семей, в которой существенное место уделено трудовым правам мигрантов.
На региональном уровне источниками международно-правового регулирования труда являются акты, принятые европейскими региональными объединениями государств: Советом Европы (СЕ)1 и Европейским союзом (ЕС).
СЕ принял более 130 конвенций, в том числе в области труда. Среди них Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) (ратифицированная Российской Федерацией), Европейская социальная хартия (1961 г., пересмотрена в 1996 г.), которая с некоторыми изменениями, учитывающими региональную специфику, воспроизводит универсальные права человека в социальной и экономической областях, закрепленные в актах ООН и МОТ. Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод запрещен принудительный труд и закреплена свобода ассоциации, включая право образовывать профсоюзы и вступать в них.
Важнейший акт ЕС, в котором провозглашены социальные и экономические права,—Хартия основных социальных прав трудящихся (1989 г.).
В систему источников международного правового регулирования труда, кроме актов ООН, МОТ, ЕС, входят акты, принятыев рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), Европейско-Азиатского экономического сообщества (ЕврАзЭс), союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь, межгосударственные и двухсторонние международные договоры России с другими государствами.
Среди актов СНГ особое значение имеет Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств, одобренной постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г. Она основана на принципах Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и иных признанных международно-правовых норм.
Хартией предусмотрено, что независимые государства признают для себя обязательными конвенции МОТ, ратифицированные ранее Союзом ССР, вплоть до возможного рассмотрения вопроса об иной форме присоединения к ним в соответствии с процедурами МОТ. Они заявляют о своей приверженности основным принципам ее деятельности, в первую очередь принципам социального партнерства, т. е. согласования социальных вопросов между правительством, организациями работодателей и профсоюзов, представляющих лиц наемного труда.
В качестве основополагающего принципа Хартия рассматривает равенство социальных прав граждан всех государств независимо от их расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, места и срока проживания на территории соответствующего государства, языка и иных характеристик.
В Хартии содержатся нормы об обеспечении занятости (ст. 1—3), о миграции (ст. 4—6), трудовых отношениях (ст. 7—30), безопасности, гигиене и производственной среде (ст. 31, 32), об охране здоровья (ст. 33, 34), охране семьи и материнства (ст. 35—39), о социальном обеспечении (ст. 40), социально-бытовой сфере (ст. 41—45), профсоюзах (ст. 46).
Межпарламентская ассамблея государств — участников СНГ принимает модельные акты, служащие ориентиром для сближения законодательства этих стран (например, об охране труда).
Что касается ЕврАзЭс, то для входящих в него государств (Беларуси, России, Казахстана и др.) серьезное значение отводится разрабатываемому в настоящее время проекту акта о социальном партнерстве.
Международные договоры России с другими государствами по вопросам труда заключены, например, с Германией, Китаем, Литвой, Киргизией, Польшей. В основном они касаются трудовой миграции, защиты прав мигрантов в трудовых отношениях.
Многосторонний договор стран СНГ от 24 сентября 1993 г. «О создании экономического союза» предусматривает, что Договаривающиеся Стороны не допускают дискриминации граждан в вопросах предоставления рабочих мест, оплаты труда, обеспечения других условий работы, предоставления социальных гарантий (ст. 21).