Функции социального педагога
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, реализует следующие функции.
1.Аналитико-диагностическая функция:
— ставит «социальный диагноз», изучает, реально оценивает особенности социальной микросреды, степень и направленность влияния среды на личность, социальный статус ребенка, подростка, клиента в различных сферах деятельности и общения, определяет и анализирует социальные факторы, их направленность и влияние на личность; выявляет индивидуально-психологические, личностные особенности, достоинства личности ребенка (подростка...), его «проблемное поле»;
изучает и реально оценивает особенности деятельности и обучения ребенка;
— устанавливает причины отклоняющегося поведения детей (подростков...);
изучает семью и семейное воспитание, причины социального неблагополучия семьи (если оно имеется);
- содействует выявлению особенно одаренных детей;
- выявляет характер отношений между людьми в социуме;
- выявляет особенности влияния среды на социализацию личности, ее позитивные возможности, негативные влияния с целью дальнейшего прогнозирования и проектирования деятельности всех субъектов социального воспитания для оказания комплексной социалыю-психолого-педагогической профессиональной помощи клиенту (ребенку, взрослому) в его личностном развитии, успешной самореализации в процессе социализации;
— выявив в процессе диагностики проблемы, «выводит» на их решение специалистов различного профиля.
2.Прогностическая функция:
- прогнозирует и проектирует процесс социального развития микросоциума, деятельности институтов социального воспитания;
— планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе глубокого анализа результата предыдущей деятельности;
строит дерево целей профессиональной деятельности и адекватные ему исполняющую и управляющую программы;
— всесторонне изучив клиента, социальный педагог прогнозирует и проектирует процесс социального развития личности в конкретном микросоциуме;
— на основе анализа социальной и педагогической ситуации программирует и прогнозирует процесс воспитания и развития личности, деятельность всех субъектов социального воспитания, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании личности, определяет перспективы развития личности в процессе социализации.
3.Организационно-коммуникативная функция:
— способствует включению субъектов воспитывающей деятельности, общественности, населения микрорайона в процесс социального воспитания подрастающего поколения в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию о воздействиях (позитивного и негативного) на воспитанникасоциально-педагогических учреждений, организаций, налаживает контакты между ними по отношению к этому воспитаннику и его семье;
— содействует в вопросах трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации;
- формирует демократическую систему взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в отношениях детей, подростков и взрослых;
— строит взаимоотношения с воспитанниками на основе диалога, сотрудничества; способствует включению добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, совместный труд и отдых.
4.Охранно-защитная функция:
— использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков, молодежных объединений;
содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;
— взаимодействует с органами социальной защиты и помощи, отделами внутренних дел и др.
5.Психотерапевтическая функция:
— заботится о душевном равновесии личности, о ее чувствах, переживаниях;
устанавливает доверительные отношения с ребенком, подростком, взрослым;
— оказывает вербальное и невербальное воздействие на эмоции и самосознание ребенка (взрослого);
— оказывает помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния; — организует ребенку (взрослому) ситуацию успеха;
— оказывает содействие в изменении отношения человека к жизни, К социальному окружению, к самому себе.
6.Социально-профилактическая функция:
— организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;
— влияет на формирование нравственно-правовой устойчивости;
— организует систему мер социального оздоровления семьи, своевременно оказывает социально-правовую и другую помощь семьям и детям групп социального риска;
— организует предупреждение и преодоление негативных влияний на детей со стороны социума.
7.Коррекционная функция:
— осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанников как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;
— усиливает или фокусирует позитивные влияния и нейтрализует или переключает негативные влияния;
— осуществляет самооценку школьников, при необходимости — коррекцию статуса ребенка в коллективе, группе сверстников, помогает избавиться от привычек, наносящих ущерб здоровью.
8.Координационно-организационная функция:
— организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде, влияет на разумную организацию досуга;
-- включает детей в различные виды воспитывающей деятельности с учетом психолого-педагогических требований;
— организует коллективную творческую деятельность детей вместе со взрослым населением;
— координирует деятельность всех субъектов социального воспитания;
взаимодействует с органами социальной защиты и помощи;
— выступает в роли участника совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников и оставаясь при этом руководителем.
9.Функция социально-педагогической поддержки и помощи:
оказывает квалифицированную социалыю-психолого-педагогическую поддержку и помощь ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации-;устанавливает доверительные отношения с ребенком (клиентом)...;
— предупреждает (разрешает) конфликтные ситуации во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, педагогами;
— прогнозирует сопровождение ребенка (подростка...) с учетом социальной ситуации развития личности и ее социального окружения;
— закрепляет положительные состояния ребенка (жизнерадостность, уверенность, стабильность, самообладание, решительность, активность, стрессоустойчивость);
— создает «ситуацию успеха» в различных видах деятельности клиента.
10.Реабилитационная функция:
-организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений, а также лиц, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, наркотизм, сексуальная агрессия, лишение свободы, переживание стресса и др.) испытывающих социально-экономические, профессиональные и прочие затруднения в системе общественных, семейных, других отношений, вызывающих различные формы социальной дезадаптации.
Социальный педагог выполняет воспитательную функцию:
— использование в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, потенциальных возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса;
— организация и проведение воспитательных мероприятий (дел) сцелью воспитания, образования, развития личности;
-обеспечение целенаправленного влияния на поведение, деятельность клиента всех социальных институтов.
Тема вопроса