Охаракт-те внеурочные формы. Требования к проведению факультативных занятий
Особую категорию представляют формы внеклассной или внеурочной работы учащихся. Это всевозможные предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др. Вся работа учащихся ведется здесь на добровольных началах, состав учащихся по возрасту и классу обучения неоднородный. Руководство ими осуществляют учителя-предметники, приглашенные специалисты в той или иной области знания.
Содержание работы предметных кружков включает в себя углубленное изучение отдельных вопросов программы, сверх программного материала, истории развития науки в ее персоналиях, конструирование, моделирование в области техники, опытническую работу по биологии, ботанике, встречи с учеными и т.д. В отдельных школах создаются даже научные общества, объединяющие и координирующие всю кружковую работу, успешно организующие встречи школьников с творческой интеллигенцией, писателями, деятелями культуры и др. Благодаря функционированию таких форм работы в школе учащиеся могут удовлетворять свои разнообразные познавательные и творческие запросы, развивать свой творческий потенциал, активно включаться во всевозможные школьные олимпиады, конкурсы, художественные и технические выставки, литературное творчество, что дает школе большой импульс для выявления и развития способных и одаренных детей.
Формы внеурочных занятий школьников имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они разнообразны и требуют от учителя эрудиции, творческого подхода. Сопутствующие формы организации обучения позволяют школьникам глубоко и разнообразнее познавать жизнь, развивать свои творческие силы, духовно обогащаться, приобретая дополнительную информацию, воспитывать в себе деловые черты характера.
Факультативные занятия играют очень важную роль в процессе обучения. Факультативы обеспечивают высокие результаты в обучении и развитии школьников.
Эффективность учебного процесса, в ходе которого формируется умственный и нравственный облик человека, во многом зависит от успешного усвоения одинакового, обязательного для всех членов общества содержания образования и всемерного удовлетворения и развития духовных запросов, интересов и способностей каждого
школьника в отдельности.
Основная задача факультативных занятий в том, чтобы, учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания программного материала, ознакомить их с некоторыми общими идеями предмета, раскрыть приложения в практике.
Кроме того, основной задачей на факультативе является задача воспитания.
Главной целью факультативов по предмету является углубление и расширение знаний, развитие мышления, формирование активного познавательного интереса к предмету, привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям, воспитание и развитие их инициативы и творчества.
Важнейшее назначение факультативных занятий – пробуждать и укреплять интерес учащихся к науке, потребность и желание лучше знать материал. 1. Факультативные занятия назначаются в 1-11 классах согласно Базисному учебному плану в рамках школьного компонента. 3. Для факультативных занятий min кол-во уч-ся составляет 10 чел. Для фак-х занятий по информ-ым технологиям – 2 чел. В теч. уч. года не допускается уменьшение числа учащихся в набранных классах. 4. Группы могут формироваться из числа учащихся разных классов. 5. Факультативные занятия проводятся во внеурочное время, согласно расписанию занятий, согласованное с учебной частью. 6. В конце учебного года учитель обязан предоставить в учебную часть краткий отчет по проведенному курсу факультативных занятий с анализом проделанной работы, значимости данного факультатива и о результатах.