Права и обязанности психолога образования
В своей профессиональной деятельности психолог обязан:
1. Руководствоваться Законом Российской Федерации «Об образовании», законодательством Российской Федерации, международными и российскими актами об обеспечении защиты прав и развития детей, нормативными документами Министерства образования РФи региональных департаментов образования, Положением о психологической службе образования.
2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей.
3. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, детской и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
4. Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.
5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.
6. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования региона, администрации и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечением индивидуализированного подхода к детям. Оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем. Оказывать помощь родителям или заменяющим их лицам в решении их проблем как воспитателей. В решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «Не навреди», т.е. принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, родителей, педагогов или третьих лиц.
7. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению.
8. Информировать работников отделов образования, администрацию и педагогические коллективы учебно-воспитательных учреждений о задачах, содержании и результатах проводимой им работы в рамках, гарантирующих соблюдение п.7 настоящего документа.
9. Вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме.
Ответственность работника службы социально-психологической помощи:
1. Психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.
2. Психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке.
В своей профессиональной деятельности психолог имеет право:
1. Самостоятельно определять приоритетное направление работы с учетом конкретных условий региона, учебно-воспитательного учреждения и т, п.
2. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов деятельности.
3. Требовать от вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
4. Отказываться от выполнения распоряжений руководителей органов образования, администрации региона, руководителей учебно-воспитательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств.
5. Знакомиться с необходимой документацией.
6. Обращаться с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения.
7. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных медико-психолого-педагогических и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решением комиссии (оставление на второй год, перевод в другую школу и т.п.) психолог имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.
8. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценки их эффективности.
9. Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей.
10. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и других изданиях, вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, выступлений и пр.
11. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией.
12. Обращаться в случае необходимости через руководство службы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.).
13. Обращаться в соответствующие учреждения и ведомства по вопросам защиты прав и интересов детей.
3.Методические рекомендации по выполнению заданий
Индивидуальный план работы студента на период педпрактики
Сроки | Содержание деятельности | Выполнение |
План подписывает педагог-психолог или социальный педагог
Наблюдения за ребенком оформляются как дневник педагогических наблюдений, важно наблюдать ребенка систематически (ежедневные записи в течение недели) и в разных видах деятельности и общения.
Изучение семьи - изучить условия семейного воспитания ребенка, диагностировать характер отношений в семье, оценить воспитательные возможности семьи и факторы социального риска. Заполнить социальный паспорт семьи (см. Приложение)
Результаты диагностики - на основании изучения документов и в процессе общения с ребенком провести диагностику: - уровня развития эмоционально-познавательной сферы; - позитивных и нежелательных качеств личности; - уровня освоения основных социальных ролей: член семьи, член коллектива, друг, гражданин; - статус, положение в классе. Дать комментарий и сделать выводы на основе полученных результатов диагностики.( В Приложении даны некоторые диагностические методики)
Психолого-педагогическая характеристика ребенка - в характеристике отразить уровень его социального развития, степень готовности к освоению общественных отношений , уровень самооценки, его референтные и ценностные ориентации, поведение по отношению к другим людям; поведенческие проявления по отношению к самому себе; поведение в психологически значимых ситуациях; поведение в основной деятельности (учебной, игровой, трудовой и др.).
Методические рекомендации родителям, учителям, самому ребенку по преодолению выявленных трудностей - учитывается полнота, конкретность и обоснованность рекомендаций
Выступление на родительском собрании - тема выступления должна быть актуальна для конкретного класса, студент должен показать свою подготовленность, умение быть убедительным, умение публичного выступления.
Конспект и самоанализ воспитательного мероприятия социально-педагогической направленности
Примерная схема конспекта воспитательного мероприятия:
1. Обоснование выбора формы, цели и темы мероприятия.
2. Где, с кем, когда проводится мероприятие.
3. Подготовительная работа ( распределение поручений, контроль за их выполнением, оформление и др.)
4. Список использованной литературы.
5. План проведения мероприятия.
6. Описание всех этапов мероприятия.
Примерная схема анализа воспитательного мероприятия
1.Тема и цель мероприятия (актуальность темы, ее соответствие воспитательным задачам, возрастным особенностям, запросам и интересам детей. Целесообразность выбранной формы. Участие детей в выборе темя мероприятия).
2. Подготовка мероприятия (наличие и продуманность плана мероприятия, его соответствие методическим требованиям. Качество оформления: содержательность, эмоциональность. Участие детей в подготовке мероприятия).
3. Проведение мероприятия (организованность начала, четкость, соответствие программе, его завершение, отступления от плана и их обоснованность, продолжительность мероприятия).
4. Содержание мероприятия (педагогическая целесообразность, воспитывающий и развивающий характер, соответствие возрастным особенностям, интересам детей, связь с жизнью, соответствие формы мероприятия его содержанию).
5. Поведение студента и детей (участие детей в проведении мероприятия, формы их участия, отношение к поручениям, самостоятельность, заинтересованность, инициативность, ответственность. Организаторские умения студента, стиль его работы, находчивость, решительность, четкость, педагогический такт и т.д.).
6.Общие выводы (достижение цели, степень подготовленности студента к проведению данной формы работы с детьми, предложения по усовершенствованию работы студента).
Выполнение поручений социального педагога и (или) классного руководителя или педагога-психолога - оценивается готовность и желание студента работать с детьми, умение включаться в учебно-воспитательный процесс. Заполнить таблицу.
Число | Наименование выполненной работы | Какими умениями и навыками овладел студент |
Подпись социального педагога, педагога-психолога или классного руководителя
Отчет о педагогической практике
Примерная схема отчета:
1. Общее впечатление от учреждения, его педагогического и детского коллективов.
2. Что особенно удалось в проведении социально-педагогической, воспитательной работы?
3. Какие встретились трудности, как они преодолевались?
4. Какие навыки социально-педагогической деятельности Вами приобретены во время педагогической практики?
5. Какие отношения сложились с социальным педагогом, какие выводы сделаны из наблюдения за его работой, какую помощь Вы ему оказали?
6. Какие пробелы в своих знаниях по педагогике, психологии, социальной педагогике Вы обнаружили?
7. В какой мере Вас удовлетворяют организация и содержание педагогической практики? Ваши замечания и пожелания на будущее.
4.Образцы документов, заполняемых социальным педагогом, педагогом-психологом
Социальный паспорт класса
( заполняется один раз в год классным руководителем или социальным педагогом на основании данных, полученных в ходе изучения семьи.)
Всего детей_________________________________________
2 Количество многодетных семей:____________________________________________
_______ в них детей__________________________________
_______ учатся в школе_______________________________
_______ находятся в дошкольном уч.____________________
3Дети - инвалиды:_____________________________________
_____ из них больны сахарным диабетом___________________
4Семьи – беженцы:______________________________________
__ в них детей__________________________________________
3.Семьи , родители которых безработные___________________
Семьи, пострадавшие от стихийных бедствий______________
7.Семьи–переселенцы из зон,где проживание невозможно_____
8Количество малообеспеченных семей:__________________________________________________
__детей в школе_______________________________________
___в дошкольных учреждениях___________________________
__ из них получают бесплатное питание____________________
9Количество детей, оставшихся без попечения родителей_____
10Родители в заключении_________________________________
11 Неполные семьи_______________________________________
12 Матери – одиночки_____________________________________
13Неблагополучные семьи_________________________________
__ в них детей_________________________________________
___ стоят на учете в ПППН_________________________________
___ стоят на учете в школе_________________________________
14Родители уклоняются от воспитания_______________________
15Родители, лишенные родительских прав____________________
16Количество девиантных детей_____________________________
__ стоят на учете в инспекции по делам несоверш._________________________________________________
__ стоят на учете в школе__________________________________
СПИСОК УЧАЩИХСЯ, ТРЕБУЮЩИХ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ
№ п / п | ФИО | Адрес, телефон |
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА, ТРЕБУЮЩЕГО ОСОБОГО ВНИМАНИЯ
__________________________, ученик (ца)___________класса
Дата рождения_________________________________________
Адрес________________________________телефон________________
С кем проживает ученик:
С родителями
С матерью
С другими родственниками
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ ИЛИ ЛИЦАХ, ИХ ЗАМЕЩАЮЩИХ
Мать | Отец | |
Место работы | ||
Должность | ||
Образование | ||
Рабочий телефон |
СВЕДЕНИЯ О ДРУГИХ ДЕТЯХ В СЕМЬЕ
ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ
20__\__ УЧ.ГОД | 20__\__ УЧ. ГОД | |||||||||
I | II | III | IV | год | I | II | III | IV | год | |
УСПЕВАЕМОСТЬ | ||||||||||
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ | ||||||||||
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ | ||||||||||
ВЗАИМООТНОШЕНИЕ С УЧЕНИКАМИ |
Другие сведения
20__/__ уч. год | 20__/__уч.год | |
Состояние здоровья | ||
Интересы, увлечения | ||
Вредные привычки |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
__________________________________________________________