Основные типы мышления. Форма мысли в их соотношении с языком
Мышление – высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира. Виды:
· Практическое – акт мысли неотделим от трудовой деятельности, определённое или «ручное» мышление; для этого типа мышления звуковая форма не является обязательной.
· Наглядно-чувственное – осуществляется в форме представлений, остаточных образов. Представление сопровождается более или менее явными эмоциями и оценками; наряду с индивидуальными образами в нашем сознании присутствуют общие образы, схематически, включающие характерные признаки предмета – предпонятия; развито у правополушарников. Не всегда связано с языком.
· Абстрактное – осуществляется через понятия – формы абстрактного мышления, которые фиксируют общие или существенные признаки класса однородных предметов. Различают научные (совокупность всех известных науке на данный момент общих свойствв называемых явлений) и наивные (формируются в процессе человеческого общения в мире) формы. Также называют вербальным мышлением, т.к. мыслительные процессы протекают только в языковой форме.
Также как и общение, мышление может быть вербальным и невербальным.
· Невербальное мышление осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действительности и затем сохраняемых памятью для воссоздания воображения. Невербальное мышление есть у некоторых животный.
· Вербальное мышление оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениях, умозаключениях, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории.
В речи и языке все подчинено мысли, некоторые стороны в структуре языка и в процессах речевой деятельности связаны с формулируемой в высказывании мыслью лишь косвенно, через целую цепочку посредствующих звеньев.
7. Внутренняя речь и её виды.
Внутренняя речь — беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления. Является производной формой внешней (звуковой). Особенности:
· сокращенность (свернутость);
· отсутствие вокализации;
· преобладание семантики над фонетикой;
· местоименность;
· внутренняя речь существует как кинестетический, слуховой или зрительный образ слова
Внутренняя речь проявляется на разных ступенях работы сознания. Признаки внутренней рнечи:
· фазовость (редуцированная (мысль мелькнула) и развернутая (законченная мысль))
· редуцированность (отсутствие законченных предложений)
· предикативность (преобладание сказуемых над подлежащими)
Для внутренней речи важны ассоциативные связи, т.е. легкий переход от одной мысли к другой. Период внутренней речи иногда очень короткий, поэтому ученые говорят о термине «речемыслительный процесс».
8. Понятие внутренней и внешней формы языка и концепции в. Гумбольдта. Теория лингвистической относительности.
Вильгельм фон Гумбольдт – немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат. Один из основоположников лингвистики как науки. Выдвинул оригинальную концепцию природы языка и поднял ряд фундаментальных проблем, которые и в настоящее время находятся в центре оживленных дискуссий. Гумбольдт дифференцировал понятие формы языка, разграничивая внешнюю и внутреннюю формы.
· Внешняя форма языка – это материя языка, его звуковая система, а также грамматические и этимологические формы. Внешняя форма языка – звуковой облик слов этого языка – способ представления знаний о мире в данном конкретном языке «языковое мировидение».
· Внутренняя форма слова – признак, положенный в основу слова (название предмета) и отражающий первоначальное, поверхностное понимание предмета. Внутренняя форма слова необходима в момент возникновения слова, но для его функционирования совсем необязательна и может даже мешать. Слова с прозрачной формой слова называют мотивированными. Слова, утратившие внутреннюю форму – немотивированные.
Вильгельм фон Гумбольдт одним из первых высказал мысль о том, что язык влияет на человека, и это влияние определяет его мышление. Он сравнивал язык с сеткой, набрасываемой на познавательную действительность, и это привело его к выводу о том, что разнообразие языков означает разнообразие типов мышления. В 20-м веке к этому тезису вернулись некоторые лингвисты. Возникло течение, которое назвали неогумбольдтизмом. И теория, определяющая роли языка, нашла свое выражение в данной теории. Её авторы выдвинули 2 тезиса:
· Люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают и постигают мир.
· Существует односторонняя причинная связь между языком и познавательными процессами, т.е. язык обусловливает познавательные процессы.
Таким образом, слово – это знак, но также и особая сущность, находящаяся между внешними явлениями и внутренним миром человека. Изучение иностранных языков – это приобретение новой точки зрения, нового взгляда на мир.
9. Языковая картина мира и способы её воплощения.
Языковая картина мира — исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отражённая в языке совокупность представлений о мире, определённый способ восприятия и устройства мира, концептуализации действительности. Считается, что каждому естественному языку соответствует уникальная языковая картина мира.
Основные средства воплощения языковой картины мира:
· безэквивалентная лексика, т.е. лексика, непереводимая на другие языки (Матрешка, виски).
· несовпадение внутренних форм, соотносимых по значению слов ( в анг.яз. summer house- в рус.яз. теплица)
· специфика смысловой структуры слова (одно значение, но смысловая структура в разных языках своя)
· членение фрагмента действительности (несовпадение вербального членения языковой действительности, и как следствие, несовпадение лексических парадигм разных языков)
· специфика грамматических категорий (несовпадение свойств, средств и структур выражения грамматических значений в разных языках) (в некоторых языках отсутствует род)
· по-разному выражаются средства выразительности.