Педагогические, психологические и технические аспекты формирования спортивной команды. 2 страница
овало бы усилить, и список черт,
С первых шагов новичков приучаем к самовоспитанию.
Этапы:
выявление недостатков (оценить свои качества)
переживание недостатков
вера в то, что себя можно изменить
составление программы ( помощь учителя, тренера, родителя).
Выполнение ( усталость, надоело. Роль наставника велика, показ того поступательного развития, которое происходит).
Направления:
волевые качества
самоорганизованность
интеллектуальные качества
нравственное развитие
Получаем умения и навыки управлять другим человеком, подчинять его, получать от него все, что тебе надо.
двигательные качества
общение (социализация) - искренность, интерес друг к другу, умение помочь, сотрудничество.
Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.
Интеллектуальное самовоспитание.
В пору студенчества основной элемент интеллектуального самовоспитания – учеба. Результат тем более важен, чем старше человек, так как именно заложенная в пору учебы база будет использоваться всю жизнь. Отсюда острая необходимость в оценке и переоценке собственных моральных принципов, повышении уровня мышления. Здесь, по моему мнению, лучшего союзника, чем литература, не найти. По роду своей специальности мне все более приходится сталкиваться со специализированной литературой технического характера. Это придаёт излишнюю абстрактность мышлению, заменяет живую устную речь профессиональной фразеологией. Именно недостатки устной речи будут мешать общению с людьми, – техническая терминология не поможет, а образности в речи уже как не бывало. Поэтому я стараюсь, как можно больше читать литературную классику. Происходит значительное изменение восприятия даже сугубо абстрактного материала, ведь, оказывается, можно оживить и сухие физические формулы. Цель интеллектуального самовоспитания -не «качать» свой интеллект как таковой, а научиться изложить свои знания так, чтобы научить, увлечь, заставить почувствовать жизнь в своей речи. Основной интеллектуальной деятельностью является общение, поэтому акцент делается именно на этом. Возможный ущерб чисто технической стороне обучения простителен хотя бы потому, что знания, кроме фундаментальных, устаревают очень быстро. Делая вывод, можно сказать, что решающим фактором является хорошо развитая устная речь. Сразу за ней стоит письменная речь, так как умение объяснить – ничто без умения закрепить свои мысли на бумаге. После – глубокие профессиональные знания самого разнообразного характера, включающие высокий уровень общего образования и необходимый набор навыков самообучения. Это позволит приспособиться к любым изменениям окружающей обстановки.
Этическое самовоспитание.
Отдельной и очень важной графой в работе стоит вопрос этики. Работая над собой сталкиваешься с проблемами этики, в общем, и этических отношений в частности. Профессиональная этика, детская этика, житейская этика – вот далеко не полный перечень. Особенно эта проблема актуальна для молодого человека (отношения с коллегами и детьми), ведь ему мешает отсутствие опыта. Сильно облегчить его жизнь могут устойчивые моральные принципы и убеждения. С другой стороны, молодой человек постоянно сталкивается с самыми разнообразными, зачастую полярными отношениями людей к одному и тому же предмету. Гибкость мышления и дипломатичность в отношениях здесь просто необходима. Следовательно, надо как можно больше внимания уделять навыкам общения, умению установить и поддержать контакт с собеседником, привлечь и удерживать его внимание. Американцы иногда называют это «присутствием»: человека сразу выделяют из толпы, он привлекает внимание ощущением силы, спокойствия, в его присутствии даже гаснут ссоры. Комплекс навыков, необходимый для этого, довольно трудно определяем, и, скорее всего, зависит от типа характера, воспитания, мышления. Умение предотвратить агрессивные выпады в свой адрес состоит, прежде всего, в умении вызвать симпатию к себе. Это довольно часто проявляется в учительской среде: к одному учителю дети тянутся, другого не любят. Неприязнь к учителю перерастает в неприязнь к предмету, а потом – в неуспеваемость по нему. С другой стороны, манипулирование чувствами других людей, по меньшей мере, неэтично, а вообще очень сильно травмирует психику. Поэтому, прежде всего надо воспитывать уважение к другим людям, к их чувствам и эмоциям у себя, а уж потом требовать этого от других.
Физическое самовоспитание.
Этому аспекту, на мой взгляд, уделяется слишком мало внимания. Физическая нагрузка в деятельности человека (не занятого физическим трудом) очень мала, а эмоциональная огромна. Отсюда подверженность стрессам, болезням и недомоганиям, слабое здоровье. Если ещё в период учебы не заняться спортом, результаты будут сказываться в течение очень многих лет. Правда, нецелесообразно профессиональное занятие спортом: организм «перегорает» на соревнованиях, старые травмы вернутся в пожилом возрасте и скажутся в полном объёме. Кроме того, необходимо присутствие соответствующей психологической компоненты, позволяющей снять стресс, сбросить усталость. Формирование навыков концентрации, увеличение выносливости и жизненного потенциала, а также поднятие общего тонуса приветствуются. Всем этим требования удовлетворяют бег, плавание, туризм, оздоровительные спортивные системы. Призвание спорта в жизни человека: это, прежде всего психологическая разгрузка, умение обращаться с собственным телом, поддержание нормальной спортивной формы в сочетании с крепким здоровьем. Недовольство, недомогание, стресс ни в коем случае не должны отразиться на других людях. Для них ты всегда здоров, весел и готов помочь.
Психологическое самовоспитание.
Молодой человек выходит на работу практически неподготовленным к специфике своей профессиональной деятельности. Он не умеет длительно концентрироваться, снимать психологическое напряжение, понимать состояние коллег, правильно общаться с ними. Психологический аспект достаточно сильно выражен в различных системах самоконтроля и психотехниках. Комплекс навыков по управлению своими эмоциями, чувствами включен в программу многих оздоровительных систем. Вот почему подчеркивается необходимость спорта, физической активности, объединённых в единую стройную систему. Более того, нужен соответствующий внутренний настрой, потому что пессимизм обязательно передастся окружающим. Поэтому недопустимы вспышки ярости, недовольства, агрессии. Достичь этого, можно только имея устойчивую, уравновешенную нервную систему. Следовательно, людям с бурным темпераментом необходима специальная тренировка. А многие ли знают, как разрядить порыв ярости без вреда для здоровья? Во время вспышки ярости выделяется целый комплекс возбуждающих веществ и гормонов, так как организм готовится к активным действиям на пределе возможностей. Эти вещества, так или иначе, должны быть потрачены, иначе вызовут расширение сосудов и последующие атеросклероз и гипертонию. Лучше всего подойдёт психосистема типа самогипноза или самовнушения, возможно также применение какой-либо восточной системы концентрации-расслабления, например тайцзицюань,
Общим итогом можно вынести комплекс приоритетных направлений в самовоспитании. Во-первых, формирование высокоуровневого общего образования вкупе со специальными навыками общения. Во-вторых, воспитание уважения к другим людям, их чувствам, поступкам, мнению. В третьих, систематические занятия спортом, формирование положительного отношения к нему. И, наконец, в четвертых, получение специальных навыков в области прикладной психологии и психологии общения. Всё это должно обеспечить устойчивую базу для дальнейшего развития и совершенствования.
В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: человек выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира.
Можно выделить следующие параметры самовоспитания:
направленность, т.е. мотивы работы над собой.
содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).
устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).
эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).
Самовоспитание человека состоит в том, что человек есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности – устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия.
71. Планирование, организация и проведение соревнований в избранном виде ФСД. Спортивные соревнования представляют собой различные по характеру деятельности, масштабу и целям специально организованные мероприятия, участники которых в ходе неантагонистического соперничества в строго регламентированных условиях борются за первенство, достижения определенного результата, сравнивают свой уровень подготовленности в каком-либо виде спорта, спортивной дисциплине.
Выделяют первичные и вторичные функции спорт соревнований. Первичная (специфическая) - это определение иерархии мест участников состязаний, т.е. ранговая оценка всех соперников, нахождение победителя и призеров состязаний или фиксация рекорда. Вторичные (неспецифические) функции разнообразные: нормативная, подготовительная, селекционная, стимулирующая, самоутверждения, зрелищная, познавательная, информативная, творческая, престижная, управления, контроля, экономическая и многие др.
Современные информационные технологии. На соревнованиях по синхронным прыжкам на батуте (смешанных пар нет, только 2ж, или 2м) используется аппарат синхронности касания батута. На соревнованиях по парно-гупповой акробатике верховное жюри может ссылаться на видеозапись.
Планирование - это один из компонентов управления, позволяющий реализовать цели и задачи подготовки.
Планирование процесса спортивной подготовки следует осуществлять на основе 5-ти организационно-методических положений:
1-е: Подразделение тренировочного процесса на этапы многолетней подготовки.
2-е: среднее количество лет тренировки для достижения высших спорт результатов в том или ином виде спорта или отдельных его дисциплинах.
3-е: подбор методики в соответствии с возрастом и квалификацией спортсменов.
4-е: система соревновательной деятельности как фактор совершенствования спорт мастерства, повышения тренированности, контроль над уровнем различных сторон подготовленности спортсменов.
5-е: использование дополнительных факторов повышения эффективности УТП и процесса подготовки в целом (врачебно-медицинское и научное обеспечение, самообразование, улучшение материально-технической базы, повышение квалификации тренерских кадров и тд.).
Сущность планирования в ФК в наиболее общем представлении заключается в обосновании, разработке и документальном оформлении содержания и последовательности действий педагога (учителя, преподавателя, тренера) с целью решения задач обучения и воспитания, занимающихся физическими упражнениями.
В процессе составления плана необходимо соблюдать определенные требования. К ним относятся:
- соответствие плана нормативным документам руководящих органов;
- учет общих принципов формирования ФК человека;
- реальность, конкретность и гибкость.
При обосновании и разработке плана все плановые показатели (постановка конкретных задач и сроки их выполнения, выбор наиболее целесообразных средств, методов и организационных форм, материально-технических ресурсов и др.) не должны противоречить требованиям нормативных документов руководящих органов. Они должны быть тесно увязаны с данными требованиями как по срокам, так и по содержанию.
Учет общих принципов формирования ФК человека (гармонического развития человека, связи с жизнедеятельностью и оздоровительной направленностью ФК) при планировании должен в максимальной степени отражать:
- научно-обоснованные подходы к укреплению здоровья;
- комплексное развитие физических, нравственных и эстетических основ личности;
- целенаправленное развитие всех физических способностей и формирование важнейших двигательных умений и навыков;
- объективные закономерности индивидуального развития человека;
- последовательность решения образовательных и воспитательных задач, определяемых полом, возрастом, особенностями жизнедеятельности и другими факторами;
- прикладной эффект формирования физической культуры человека.
Реальность и конкретность планирования должны предусматривать учет имеющихся материально-технических, климатических и финансовых условий для осуществления процесса формирования физической культуры личности. Кроме этого, необходимо иметь в виду уровень физической подготовленности занимающихся, их пол, возраст, состояние здоровья, а также методическую подготовленность педагогов. При этом планируемые показатели должны иметь конкретную направленность, как по срокам выполнения, так и по содержанию.
Гибкость планирования предполагает оперативное реагирование на изменяющиеся условия в ходе педагогического процесса, так как они не всегда совпадают с заданными контурами. Для реализации данного требования необходима регулярная коррекция плана и согласование процесса его выполнения с учетом данных контроля.
Планирование достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий высокого уровня знаний и определенных навыков в проведении плановых расчетов и их соответствующего документального оформления. Оно должно предусматривать определенную последовательность действий педагога.Перед началом планирования необходимо иметь определенную исходную информацию. К ней можно отнести:
- уровень подготовленности занимающихся к реализации целевых установок (состояние здоровья, уровень знаний, технической и физической подготовленности занимающихся и т.д.);
- климатические условия;
- состояние учебно-материальной базы и инвентаря;
- данные о режиме предстоящей деятельности занимающихся;
- сведения о бюджете времени на занятия;
- данные о календаре физкультурно-спортивных мероприятий и другие.
Следующий этап работы заключается в анализе полученной информации с целью отбора и упорядочения исходных данных, используемых в процессе обоснования планируемых показателей. При анализе оценивается точность полученных сведений, определяется степень важности и необходимости исходной информации для последующего применения. Важной функцией анализа является проверка согласованности полученных сведений от различных источников информации. После этого исходные данные обобщаются и представляются в таком виде, который удобен для последующего применения.
Очередной этап наиболее важный в планировании. На основе исходных теоретических положений (требований к планированию) и с учетом полученной информации составляется модель плана. В данной модели должны найти отражение целевые установки и основные задачи предстоящей работы, ее конкретное содержание и сроки выполнения, исполнители. После этого все количественные и качественные параметры модели должны быть строго скоординированы и согласованы между собой. Выполненная таким образом модель, документально оформляется и приобретает графический, текстуальный или графически-текстуальный вид.
В зависимости от многообразия осуществляемой работы различают два вида планирования: общее и частное.
В общем плане предусматривается основное содержание физкультурно-спортивной работы. Оно оформляется на календарный или учебный год. В школе общий план разрабатывает учитель ФК, в спортивной школе соответственно старший тренер или заместитель директора по учебно-спортивной работе. Общий план обсуждается перед началом учебного (календарного) года и утверждается руководителем учреждения. Общегодовой план по ФК является своеобразной программой действий для всех подразделений учебного заведения.
В общем плане обычно указываются следующие виды работы:
организационная работа - комплектование учебных групп, подбор преподавателей и распределение обязанностей между ними, подготовка актива (инструкторов-общественников, судей), проведение собраний по организационным вопросам, отчеты;
учебно-методическая работа - составление учебно-методической документации и расписания, проведение мероприятий по повышению квалификации преподавателей, тренеров (открытые и показательные уроки, взаимопосещения) и др.;
учебно-тренировочная работа - сроки занятий по тренировочным периодам, расписание по группам, календарь и положение о спортивных соревнованиях, сроки подготовки и выполнения нормативных требований;
физкультурно-оздоровительная работа - занятия в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, игры, спортивные развлечения, прогулки), соревнования спортивные вечера и праздники, туристские походы и др.;
воспитательная работа - доклады, беседы, лекции, встречи со спортсменами, заслуженными педагогами и др.;
врачебный контроль - сроки медицинских осмотров занимающихся, участников соревнований, специальные врачебные наблюдения и исследования, контроль за санитарным состоянием мест занятий, консультации врача;
агитационно-массовая работа - лекции и беседы, показательные выступления, оформление специальных стендов и газет, массовые соревнования, выступления и др.;
хозяйственная работа - обеспечение занятий необходимым оборудованием, инвентарем, наглядными пособиями и др.
При оформлении общего плана, как правило, выделяют следующие разделы:
- содержание работы;
- сроки выполнения;
- ответственные за выполнение;
- отметка о выполнении.
Для реализации тех или иных видов работы, разрабатываются частные планы, например, четвертной план учебно-воспитательной работы в школе, календарный план спортивно-массовых мероприятий коллектива физической культуры и др. В частных планах предстоящая работа определяется более детально. Если содержание работы в них распределяется точно по календарным датам, то они называются календарными, если такого распределения нет - объемными.
В зависимости от сроков действия различает следующие виды планирования:
- перспективное (относительно долгосрочное);
- текущее (среднесрочное);
- оперативное (относительно краткосрочное).
Перспективное планирование рассчитано в пределах от одного года до нескольких лет (например, в спорте - четырехгодичный интервал между очередными Олимпийскими играми, в учебных заведениях перспективное планирование ФК на 1 учебный год и сводится к распределению программного материала по учебным периодам, четвертям, семестрам и др.)
В процессе перспективного планирования определяется направленность, цель, обобщенное содержание и контрольные нормативы.
Планирование учебно-воспитательной работы на один год имеет существенное значение, так как является базой для всех ступеней текущего планирования.
В практике план-график является наиболее распространенной формой годового планирования, он прост и нагляден.
Перспективные планы подготовки по существу содержания условно делятся на 3 вида:
- планы многолетней подготовки
- планы отдельных этапов многолетней подготовки
- планы тренировочных макроциклов.
Содержание планов многолетней подготовки раскрывает:
- общую структуру и продолжительность
- стратегию многолетней подготовки, предусматривающую преимущественно развитие отдельных сторон подготовленности спортсменов на каждом из этапов и достижения конкретных спортивных результатов.
- цели подготовки в виде промежуточных спортивных результатов и показателей различных сторон подготовленности как базовой основы высшего спортивного мастерства.
- задачи подготовки, определяющие основные пути достижения целей в виде динамике нагрузок, состав и соотношения средств различной направленности.
Содержание планов отдельных этапов подготовки раскрывает:
- структуру этапа, продолжительность и содержание входящих в него макроциклов
- цели и задачи тренировки в виде конкретных показателей подготовленности, согласующихся с аналогичными показателями, включенными в многолетний план, и путей их реализации
- состав основных мероприятий и средств тренировки в целях повышения эффективности (использование условий среднегорья, избирательное использование средств и методов в связи с возрастными особенностями и др.).
В планах макроциклов должны быть представлены:
- календарь соревнований, содержащий основные задачи и планируемые результаты
- содержание тренировочного процесса по видам подготовки
- величина и рациональное соотношение отдельных тренировочных и соревновательных нагрузок в разных периодах макроциклов
- система комплексного контроля и управления становлением различных сторон подготовленности и соревновательной деятельности спортсменов
- содержание, средства и методы работы со спортсменами.
Текущее планирование отличается большей конкретностью работы педагога по реализации задач и последовательностью использования средств их решения. Сроки текущего планирования различны. Например, в школе - это методическое раскрытие программного материала для учащихся разных классов на каждую учебную четверть.
Текущие планы в своем содержании отражают особенности организации и построения тренировки в мезо- и микроциклах.
Планы мезоциклов раскрывают следующие параметры:
- вид, общую структуру и продолжительность мезоцикла, цели и задачи в виде объемов и содержания тренировочных и соревновательных нагрузок, показателей специальной подготовленности и др.
- средства и методы, позволяющие целенаправленно влиять на процесс совершенствования раз-личных сторон подготовленности
- особенности сочетания в структуре мезоцикла различных микроциклов (втягивающих, ударных, подводящих, соревновательных, восстановительных)
- систему текущего контроля подготовленности.
Планы микроциклов содержат:
- общий объем тренировочной работы, соотношение работы различной преимущественной направленности
- средства и методы спортивной тренировки
- сочетание тренировочных и соревновательных нагрузок, средств восстановления и стимуляции работоспособности
- сочетание и чередование занятий различных видов, с различными по величине и направленности нагрузками
- средствами, методами и организационные особенности текущего контроля и управления с учетом индивидуальных особенностей спортсменов и их реакции на нагрузки.
Оперативное планирование охватывает временные рамки микроцикла, тренировочного дня, одного занятия. Таким образом, научно-обоснованное планирование в физической культуре является одним из основных факторов успешного ее функционирования.
Планы тренировочных занятий должны раскрывать:
- общую структуру построения тренировочного занятия
- распределение работы различного характера и направленности в ходе занятия в связи с особенностями динамики работоспособности спортсменов
- величину тренировочной нагрузки а занятии, его направленности
- состав различных средств и методов, их связь с решением задач, стоящих в конкретном занятии
- форму организации занятия (индивид, групповая, фронтальная, свободная)
- содержание технологии использования средств оперативного контроля в процессе отдельных занятий
- применяемые тренажеры, средств восстановления и стимуляции работоспособности
72. Повышение и снижение функционального состояния организма в связи с адаптацией организма к различным двигательным режимам.Двигательная активность - не только особенность высокоорганизованной
живой материи, но и в наиболее общей форме-форме движения материи -необходимое условие самой жизни.
Если ребенок ограничен в этой естественной потребности, его природные задатки постепенно утрачивают свое значение. Бездеятельность губит, и душу,и тело! Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме и снижению продолжительности жизни.Природа не прощает пренебрежение ее законами.
Движение является одним из главных условий существования животного мира и прогресса в его эволюции. От активности скелетной мускулатуры зависит резервирование энергетических ресурсов, экономное их расходование в условиях покоя и как следствие этого- увеличение продолжительности жизни. В ряду факторов сохранения и укрепления здоровья ведущая роль
принадлежит физической культуре, разнообразным средствам повышения двигательной активности.
Высокий уровень физической и умственной работоспособности людей, занимающихся физическими упражнениями, сохраняется значительно дольше, чем у незанимающихся. Снижение активной двигательной деятельности пагубно
сказывается на здоровье. В первую очередь оно способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний, приводит к нарушению обмена веществ. Физические упражнения предупреждают атеросклеротические изменения в сосудах, уменьшают риск заболевания ишемической болезнью сердца.
Способность противодействовать изменениям внутренней среды организма,
которыми сопровождается выполнение физических упражнений, является
специфическими свойствами тренированного организма. Вместе с тем,
физические упражнения повышают и естественную, защитную устойчивость
организма: человек обретает надежную способность активно бороться с
болезнетворными агентами внешней среды.
Забота о сохранении здоровья и увеличении продолжительности жизни, необходимость освоения территорий с экстремальными условиями, например с суровым климатом, повышение нервно-эмоционального и физического напряжения в спортивной деятельности ставят перед наукой ряд новых задач. Возникают комплексные проблемы адаптации организма человека к различным условиям
деятельности и продолжительности полноценной жизни.
Физиологические механизмы адаптации человека, сформировавшиеся в процессе его длительной эволюции, не могут изменяться такими же темпами,
как научно-технический прогресс. Вследствие этого может возникнуть конфликт
между измененными экологическими условиями и природой самого человека.
Поэтому разработка не только теоретических, но и практических основ,
изучение механизмов адаптации человека к различным резко меняющимся
экологическим факторам приобретают исключительное значение.
Адаптация целостного организма к новым условиям среды, в том числе к
высоким физическим нагрузкам, обеспечивается не отдельными органами, а
скоординированными в пространстве и времени и соподчиненными между собой
специализированными функциональными системами.
В настоящее время многие компоненты, из которых слагаются
функциональные резервы организма, почти достигли своего предела. В спорте,
например, практически исчерпаны возможности дальнейшего повышения объема и
интенсивности физических нагрузок без риска нанести ущерб здоровью. Одним
из резервов увеличения и улучшения тренировочного процесса является учет
закономерностей взаимодействия человека с окружающей (в том числе
социальной) средой. С этой точки зрения весьма перспективно использование
закономерностей биоритмов в функциональной деятельности человека для
прогнозирования его состояния в экстремальных условиях.
Современный человек необычно расширил границы своего обитания и
масштабы освоения регионов планеты. Утверждая свое могущество над
окружающей и собственной природой, человек стремится расширить не только
географический, но и временный ореал. В связи с интенсификацией развитие
науки и техники, активным воздействием на среду обитания одной из важнейших
проблем современности стала проблема адаптивной саморегуляции функций,
состояний человека.
Высокая миграционная подвижность населения, освоение новых обширных
территорий с суровыми природно-климатическими условиями, внедрение новой
технологии производства, процессы урбанизации и другие социальные
преобразования существенно меняют характер взаимодействия человека с
окружающей средой. В результате этого поддерживается постоянное напряжение
физиологических систем и, таким образом, возникает дисгармония между
биологической природой человека и средой обитания.
Научно-техническая революция существенно изменила условия