Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Мониторинговые показатели
Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Самостоятельно действует в повседневной жизни, инициирует разные виды детской деятельности, может сам себя занять определенное время, уверен в себе.
Обращается за помощью в ситуациях реальных затруднений, содействует в их преодолении. Проявляет целенаправленность и на пути достижения цели противостоит отвлечениям, помехам; может подождать и не требует немедленного удовлетворения потребностей; может какое-то время выполнять малоинтересную деятельность под руководством взрослого, ориентируясь на слово «надо». Умеет ставить предметно-практические и игровые цели и достигать их, определять некоторые средства и создавать отдельные условия для их достижения, достигать результата, проявляя действенную самостоятельность; отражает в речи цели, намерения, некоторые средства, условия и этапы их реализации, результат, используя местоимения «я», «мое», «мне»; называет выполняемые действия и их последовательность. Обследует образец, задает уточняющие вопросы взрослому, четко выполняет речевые инструкции, действует целенаправленно, последовательно, подчиняется правилам деятельности, которые определяет взрослый.
Замечает некоторые ошибки, недостатки в своей деятельности, стремится их исправить, обращается за помощью ко взрослому, испытывает потребность в улучшении качества своей деятельности; осуществляет взаимоконтроль в совместной со сверстниками деятельности.
Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Самостоятельно или с небольшой помощью взрослого действует в повседневной жизни и привычной обстановке; в ситуации постановки новой задачи, в новых условиях нуждается в существенной помощи взрослого, в детские виды деятельности преимущественно включается по его предложению. Обращается за помощью в ситуации реальных затруднений, а также незначительных препятствий, но устраняется от решения проблемы, адресуя эту задачу взрослому. Проявляет целенаправленность, на пути достижения цели с помощью взрослого противостоит отвлечениям, помехам; может подождать, но ему трудно отсрочить удовлетворение потребности. Умеет ставить предметно-практические и игровые цели, достигает их преимущественно с помощью взрослого; затрудняется в определении средств и создании услбвий для их достижения; отражает в речи цели, намерения, некоторые средства, условия и этапы их реализации, результат с помощью взрослого, используя местоимения « я», «мое», «мне»; называет некоторые выполняемые действия. Недостаточно четко выполняет речевые инструкции, требуются их повторения; действует целенаправленно, подчиняется основным правилам деятельности, которые определяет взрослый, но путает последовательность действий. В совместной со сверстниками деятельности проявляет элементы взаимоконтроля, замечает некоторые недочеты и ошибки ровесников, заявляет о них в обращениях ко взрослому, в отношении собственной деятельности ошибки самостоятельно замечает редко; если и замечает ошибку по указанию взрослого, то сам ее не исправляет или делает малопродуктивные попытки.
Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Самостоятельности не проявляет; настаивает на взаимодействии со взрослым, даже если сам инициирует деятельность, или проявляется неадекватную ситуации, непродуктивную самостоятельность, не уверен в себе. Обращается за помощью в тех ситуациях, когда сам может решить проблему, в решении проблемы действенного участия не принимает. Под руководством взрослого противостоит помехам в деятельности, но при этом проявляет негативные эмоциональные реакции; часто отвлекается, когда проходит новизна ситуации; требует немедленного удовлетворения потребностей. Преимущественно действует под влиянием целей, поставленных взрослым; если цели и ставит сам, то они, как правило, не достигаются и заменяются другими целями; часто действует ситуативно, непланомерно, не определяет средства и не может создавать условия для достижения цели; не отражает в речи цели, намерения, некоторые условия и этапы их реализации, называет отдельные выполняемые действия. Недостаточно четко выполняет простые речевые инструкции, при их выполнении часто действует нецеленаправленно; на некоторое время подчиняется основным правилам деятельности, которые определяет взрослый, но путает последовательность действий, отвлекается, переходит к ситуативной активности, особенно при выполнении новых заданий и задач, требующих интеллектуальных или волевых усилий; нарушает правила, не замечает этого и настаивает на правильности своих действий. Замечает некоторые недочеты в своей деятельности, на которые указывает взрослый, не стремится их исправить; неохотно исправляет в совместной со взрослым деятельности; взаимоконтроль не проявляет или проявляет редко.
Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Ко взрослому не обращается или обращается редко, на затруднения чаще реагирует плачем или негативной реакцией. Не может удерживать цель деятельности, меняет ее сразу на более привлекательную, если задание требует усилия; постоянно отвлекается, даже в новой ситуации; настаивает на немедленном удовлетворения потребностей. Преобладают ситуативные, непланомерные действия, спонтанные реакции; не ориентируется на достижение результата, нуждается для достижения результата в существенной помощи взрослого. Несамостоятелен, зависим от взрослого или преобладает неадекватная ситуации, непродуктивная самостоятельность, не уверен в себе. Недостаточно четко выполняет или не выполняет простые"речевые инструкции; часто действует нецеленаправленно, ситуативно, не ориентируясь на инструкцию и образец; может не принимать задачу действовать по образцу. Не обращает внимания на свои недочеты, ошибки даже при указании взрослого, не стремится их исправить или отказывается исправлять в ответ на предложение взрослого.
4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Мониторинговые показатели
Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Замечает некоторые эмоциональные состояния других людей, проявляет «вчувствование» в эмоциональный мир другого человека. Называет отдельные эмоциональные состояния; понимает обозначения некоторых эмоциональных состояний, используемые взрослым. Стремится пожалеть, успокоить, порадовать, поделиться.
Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Замечает некоторые эмоциональные состояния других людей, ситуативно откликается по побуждению взрослого. С помощью взрослого называет отдельные эмоциональные состояния; понимает обозначения некоторых эмоциональных состояний, используемых взрослым. По предложению взрослого может пожалеть, успокоить, порадовать другого человека, поделиться.
Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. По инициативе взрослого обращает внимание на некоторые эмоциональные состояния других людей. Не называет отдельные эмоциональные состояния; понимает обозначения некоторых эмоциональных состояний, используемых взрослым. Вместе со взрослым может пожалеть, успокоить, порадовать другого человека, поделиться.
Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Не поддерживает инициативу взрослого посодействовать другому человеку, поделиться или откликается формально, выполняя однообразные действия.
5. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье
и сообществу детей и взрослых в организации.
Мониторинговые показатели
Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Испытывает привязанность к родителям. С удовольствием включается в семейные дела, достигает в них результата; стремится участвовать в жизни семьи. С удовольствием посещает детский сад, с интересом участвует во всех мероприятиях группы, откликается на предложения взрослого взаимодействовать, проявляет инициативу, с удовольствием участвует в групповых формах детской деятельности.
Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Испытывает привязанность к определенным членам семьи, в дела семьи включается с интересом, который быстро угасает, но часто настаивает на участии. Положительно относится к посещению детского сада, обычно с интересом участвует в мероприятиях группы, откликается на предложения взрослого взаимодействовать, редко проявляет инициативу или не проявляет, участвует в групповых формах детской деятельности.
Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Испытывает привязанность к определенному родителю, выражает ее бурно, аффективно. Совместные действия с родителям мало привлекательны. Явно не протестует против пребывания в детской группе; в целом положительно относится к посещению детского сада, хотя эпизодически может проявлять протестные реакции, участвует с желанием не во всех мероприятиях группы, хотя откликается на предложения взрослого взаимодействовать, не проявляет инициативы или проявляет редко, предпочитает индивидуальные формы взаимодействия со взрослым.
Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Привязанность не проявляется. Эмоциональные контакты с родителями могут быть индифферентными или неконструктивно аффективными. В совместных делах не стремится участвовать. Активно или пассивно протестует против пребывания в детской группе; негативно или неустойчиво положительно относится к посещению детского сада (можно его ненадолго отвлечь), не стремится участвовать в мероприятиях группы; не всегда откликается на предложения взрослого взаимодействовать, даже в индивидуальной деятельности; не проявляет инициативы во взаимодействии.