Связь языкознания с другими науками. Основные методы изучения языков

Предмет, задачи и проблемы науки о языке. Соотношение частного и общего языкознания.

Языкознание (яз.) – это наука, изучающая человеческий язык (я.) в целом и отдельные (живые или мертвые языки). Предметом языкознания является язык.

Свойства, общие для всех языков:

· Средство общения

· Средство выражения мысли

· Отражает познание человеком действительности

· Во всех я есть структурные единицы: сова, звуки, предложения.

· Функционирует как в устной, так и в письменной форме.

· Стабильность/ изменчивость

· Нормирование и стилистическое членение.

Общее яз. изучает структуру функционирования я., т.е. всё то, что свойственно всем языкам мира.

Частное яз. – раздел лингвистики, который изучаетустройство, жизнь и историю конкретного языка или не­скольких языков одновременно. Может изучать язык в синхроническом аспекте (изучает языковые явления в одной временной плоскости). Изучение языка в диахронном аспекте – изучение языка, затрагивающее разные временные периоды, изучение развития языка.

Общее яз. по отношению к частному является методологической наукой, т.е. оно дает теоретическую базу для решения любого конкретного вопроса частного языкознания. Частное яз. по отношению к общему дает ему материал на основе которого делается общий теоретический вывод.

Прикладное яз. – занимается изучением я. в практическом аспекте: культура речи, изучение иностранных язы­ков, компьютерная лингвистика, создание письма и т.д.

Задачи языкознания:

· Определить природу языка (ответить на вопрос «Что такое язык?»)

· Разработать теорию, применимую к разным языкам при их научном изучении

· Выделить основные аспекты науки о языке и дисциплины об их изучении

· Найти основания для классификации всех языков

· Систематизировать методы, приёмы языкознания, т.е. ответить на вопрос «Как изучать язык?»

· Разработать и упорядочить специальную лингвистическую терминологию (метаязык науки)

Метаязык языкознания – это язык 2ого порядка, т.е язык того или иного народа, предназначенный для особой цели: на нём лингвисты думают, разговаривают и пишут о языке.

Проблемы яз.:

· Взгляд на природу я, как на естественную знаковую систему

· Сущность понятия я, речи, речевой деятельности

· Структура я: основные единицы я, виды отношений между ними.

· Функции я и речи

· Соотношение я и мышления

· Историческое развитие я.

· Понятие языкового родства, генеалогическая классификация я.

· История письма…

Связь языкознания с другими науками. Основные методы изучения языков.

Языкознание относится к циклу гуманитарных наук, входит в круг наук о человеческом обществе и человече­ской культуре, таких, как социология, история, этнография. Языкознание имеет тесные связи с логикой и пси­хологией, а через психологию также с физиологией высшей нервной деятельности.

В последние десятилетия в результате взаимодействия языкознания с другими науками возникли новые науч­ные дисциплины:

· Психолингвистика

· Математическая лингвистика

· Социолингвистика и др.

Основные методы изучения языков:

· Описательный – это совокупность методов, когда описывается один я. В описание я. включается состав­ление словаря языка и составление грамматики. Высшей формой языка является литературный язык, а значит установление литературных норм. Результат описания – словари и грамматика.

· Сравнительно-исторический – это метод, объектом которого является совокупность я. Сравнительно-истор­ический метод устанавливает признаки родства и генеалогической классификации я.

· Сопоставительный – этот метод включает в себя изучение и сравнение двух языков независимо от сте­пени их родства. Изучаются в синхронном аспекте.

3. Язык как важнейшее средство человеческого общения. Паралингвистические средства коммуника­ции. Искусственные языки. «Языки» животных.

Язык – это важнейшее средство человеческого общения. Инструмент. (В. И. Ленин)

Паралингвистика (греч. para — «около») — раздел яз., изучающий невербальные (неязыковые) средства, пе­редающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также сово­купность таких средств.

Виды паралингвистических средств:

· Кинетические — жесты, поза, мимика говорящего.

· Фонационные — темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз, мелодика речи, диалектные, социаль­ные или идиолектные особенности артикуляции звуков.

· Графические — особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв.

Функции паралингвистических средств:

· Несение дополнительной информации.

· Замещение вербального элемента.

· Сочетание с вербальными средствами для выражения общего смысла.

· Источник информации о говорящем.

Искусственные языки — это языки письменные или устные, созданные для межнационального или профес­сионального общения. Типы:

· Априорные – грамматика языка не связана с естественным языком (логлан, ложбан, ро, ченгли…).

· Апостриорные – основываются на реальных языковых явлениях (окциденталь, интерлингва).

· Смешанные – априорно-частичные (идо, севориан, волапюк, эсперанто)

Язык животных — совокупность способов обмена информацией между животными. Важнейшей особенностью является его эмоциональный характер. Элементы этого языка представляют собой экспрессив­ные возгласы вроде «Внимание!», «Опасность!» и т.д. Другой важной чертой языка животных является зави­симость алфавита сигналов от ситуации. Языки животных: поз и телодвижений, запахов, звуков, красок.

4. Коммуникативная функция языка и её частные разновидности.

Язык — многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Коммуникация – общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует, прежде всего, для того, чтобы люди могли общаться. Две базовые функции языка: Две базовые функции: коммуникативная и когнитивная (познавательная).

Коммуникативная функция я. – основная его функция. Она соответствует интенциям или целевым установкам говорящего. Частные разновидности коммуникативной функции:

· Контактоустанавливающая

· Конативная

· Волюнтативная (воздействия)

· Денотативная (передача информации)

· Референтная (накопление опыта)

· Констатирующая (сообщение о факте)

· Аппелятивная (призыв к чему-то)

· Экспрессивная ( выражает личность говорящего, его настроение)

Наши рекомендации