Этапы и приемы организации ктд
Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация
К доброму старому всегда возвращаться, но с другой стороны.
Д.С. Лихачев
Сущность КТД: ДЕЛО, как забота о людях; КОЛЛЕКТИВНОЕ - совершается сообща; ТВОРЧЕСКОЕ - представляет собой непрерывный поиск лучших решений.
И. П. Иванов
СОВМЕСТНО-РАЗДЕЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА КТД
На протяжении нескольких десятилетий сложилась и оправдала себя в массовой педагогической практике методика коллективной творческой деятельности (методика КТД), родившаяся в середине 1960-х годов в Ленинграде. Автор ее -известный педагог И.П. Иванов, положивший в основу идеи А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого. Главные черты этой методики: совместно-разделенная деятельность воспитателей и воспитанников, игровая инструментовка деятельности детей, коллективный и творческий характер, личностная ориентированность.
Совместно-разделенная деятельность известна в практике воспитания давно. Видимо, с тех пор как человек осознанно захотел передать подрастающим поколениям свои накопленные знания и жизненный опыт, то есть на заре человечества. Рождаясь на свет, ребенок не обладает необходимыми для жизни знаниями, навыками и умениями, страдает от отсутствия жизненного опыта. Действуя по примеру и образцу окружающих либо методом проб и ошибок, чему-то да научается: «Огонь горячий - с ним надо осторожно», «Ножницами можно обрезаться, если неумело с ними обращаться», «Не каждая собака любит, когда ее гладишь — может и укусить», «Если из бутылки наливать молоко — оно проливается на стол и на пол»...
Суть совместно-разделенной деятельности (СНОСКА: Подробнее о совместно-разделенной деятельности можно прочитать: Апраушев А.В. Воспитание оптимизмом. М., 1983; Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1995. С. 381-382) в том, что в совершении любого действия объединяются усилия неумелого ребенка и умеющего взрослого (родителя, педагога). Поначалу инициатива и технологическое исполнение почти полностью принадлежат взрослому: надевает колготки на малыша, подносит ко рту ребенка чашку -он пьет, решает простейшую задачу - ребенок решает аналогичную по образцу, учитель физкультуры ставит палатку для малышей, впервые оказавшихся в походе... На следующих этапах педагог тактично, нередко под благовидными предлогами («надо уйти», «есть другие дела», «не умею», «тебе удобнее», «у тебя это лучше получится»...) все больше и больше инициативы передает ребенку, все более и более превращая его в субъект деятельности. И вот уже он сам одевается, себя обслуживает, рисует, решает задачи, организует уборку класса, в походе делает все самостоятельно... Главное - тактично, четко и грамотно определить меру, время и место «совместной» и «разделенной» деятельности, чтобы не подавить активность и самостоятельность ребенка либо не бросить его, не знающего и не умеющего, на произвол судьбы и случая, когда он уходит от деятельности вообще.
КОЛЛЕКТИВНОСТЬ
Наилучшим образом технология совместно разделенной деятельности разработана и широко внедряется в методике КТД. Первый и главный признак этой методики — коллективность на всех этапах деятельности детей и взрослых: обсуждение идей и замыслов, планирование, подготовка, организация, проведение, анализ результатов... причем, важны такие моменты, как: поручения на основе индивидуальных желаний, интересов и склонностей; обеспечение активности и самостоятельности каждого участника; оптимизм и мажор; позитивная педагогическая оценка на протяжении всех этапов деятельности, игровая инструментовка всех дел и участия каждого, творческий характер организуемой педагогами деятельности...
ИГРОВАЯ ИНСТРУМЕНТОВКА
Интересно и эффективно протекает воспитательный процесс в педагогических коллективах и у педагогов, вводящих в практику своей внеурочной (да и урочной тоже) деятельности с учащимися игровую инструментовку всех дел. Например, в интеллектуально-познавательной деятельности — различные игры типа «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Состязания знатоков...», заочные путешествия... В ценностно-ориентировочной деятельности -этические игры и тренинги, интервью с историческими и литературными героями, пресс-клубы, дискуссионные клубы, ролевые игры... В трудовой деятельности — праздники-сюрпризы, трудовые десанты, турниры умельцев и т.д. В художественно-творческой — малая Третьяковская галерея, конкурсы поделок из природного материала, конкурсы актерского мастерства, сказочное представление событий, происходящих в школе... В физкулътурно-спортивной — турниры «Взрослые и дети», «Папа, мама и я — спортивная семья», у малышей — забавная зарядка, вечер комических эстафет, веселый цирк (с условным оборудованием «арены» и необходимого инвентаря, с условными «актерами» — акробатами, клоунами, дрессированными животными). В деятельности свободного общения - разговоры .«при свечах», «у зеленой лампы», жизнь на «необитаемом острове», прогулка в «Берендеев лес», «путешествие к центру «Я» и т.п.
ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
Важным условием успешности всех видов воспитывающей деятельности является ее творческий характер, то есть «нестандартный», «оригинальный», «не имеющий аналогов», приводящий к нестандартным и оригинальным результатам в создании принципиально новых материальных и духовных ценностей, к самоактуализации и самореализации личности.
Значит, для организации этой деятельности как педагогам, так и учащимся необходимо проявить максимум фантазии, смекалки, выдумки, воображения, оригинальных взглядов на вещи... Например, можно водить группу детей строем или парами, так надоевшими и скучными. Удел педагога при этом - повелевать, подчинять, поправлять, указывать, а порой и наказывать, потому что трудно найти ребенка, который бы любил ходить строем или парами. А если творчески, то это может быть так (СНОСКА: Из книги инновационно-методического центра «Вариант» г. Костромы «Что делать с детьми в пионерском лагере» / С. Афанасьев. Кострома, 1993, С. 46):
§ взявшись за руки и выстроившись в длинную цепочку;
§ взявшись за руки, цепочкой, но двигаясь задом наперед, т.е. спиной вперед;
§ взявшись за руки и образовав замкнутый круг, внутри которого педагог, которого «ведут под конвоем» (например, в столовую, а он не хочет есть);
§ держась руками за длинную веревку;
§ построившись в шеренги по три и маршируя, как бравые солдаты;
§ в шеренгах, делая 3 шага с уклоном вправо, 3 шага с уклоном влево;
§ в шеренгах, делая 3 шага вперед, шаг назад;
§ в шеренгах, делая 3 шага вперед, но вместо шага назад — прыжок;
§ — построившись в колонну и положив руки на плечи впередистоящему;
§ в колонне, но при этом у всех, кроме первого, закрыты глаза;
§ подняв вверх руки;
§ хлопая руками над головой и за спиной;
§ держась руками за уши;
§ расправив руки, как крылья, и гудя по-самолетному «у-у~у-у!»;
§ дружно набрав в рот воздуха и не произнося ни одного слова до условного места;
§ как ходят котята — бесшумно, на цыпочках;
§ как ходят утята — вприсядку;
§ как ходят пингвины, медведи, обезьяны и так далее;
§ считая шаги.
А при этом еще можно скандировать «речевки» или, как их называл Винни-Пух, «кричалки», «вопилки», «шумел ки».
И так можно творчески разнообразить любое педагогическое действие: расставить в классе парты, провести генеральную уборку, оформить класс к Новому году, приготовить подарки для гостей, распределиться на группы для выполнения заданий... Тогда и подучается нескучно, весело для детей и очень просто и даже приятно для педагогов.
ЭТАПЫ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КТД
Рассмотрим более подробно этапы, своеобразные «шаги», с помощью которых педагогу, даже неискушенному в методике КТД, легко организовать любое коллективное творческое дело.
1. Этап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, доведение их до принятия каждым участником - взрослым и школьником. При этом используются самые разнообразные приемы: коллективное общение, «продажа идей» (педагог рассказывает, как интересно было, когда в других коллективах это проводилось...), «мозговой штурм» (или «мозговая атака»), когда всеми предлагается множество самых, в том числе поначалу нереальных идей...
2. Этап начальной организации: отбор идей к осуществлению, выборы «Совета дела», определение задач и функций каждого члена совета, всех участников, приглашенных гостей.
3. Этап оповещения и доведения всех идей и содержания дела до сведения всех участников и гостей. Приемы: различного рода необычные афиш, другие формы оповещения — театрализация, костюмированное приглашение, необычные пригласительные билеты и письма с предложениями об участии. Создание атмосферы ожидания.
4. Этап распределения поручений по подготовке от дельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания): жеребьевка, творческое деление на группы, коллективное определение, кто какое поручение может выполнить наилучшим образом, личные предложения и идеи...; подготовка необходимой атрибутики и бутафории, костюмов, музыкального, кино-, видеооформления.
5. Проведение самого дела. Здесь несколько «шагов»:
§ сбор гостей, различные действия в преддверии события (представления гостей, тематические выставки, театрализованные и музыкальные эпиграфы, шуточные испытания — допуски для участников, аттракционы, сюрпризы, маленькие символические сувениры...;
§ торжественное начало, «зачин» (песенное, театрализованное, музыкальное, видеоили слайдфильм, постановка проблемных вопросов и задач, произнесение вступительных слов, чтение стихов и т.д.);
§ основная часть (содержание и методика определяется основным видом деятельности, жанром избранной формы, возрастом участников, отобранным и подготовленным содержанием, коллективно избранными приемами);
§ финальная, завершающая часть (творческое подведение итогов, принятие решения или обращения, награждение победителей, общая ритуальная часть - линейка, итоговая объединяющая песня, театрализованное действие, трогательное прощание и т.п.).
6. Этап подведения итогов. Сначала среди всех участников (по кругу или в порядке, избранном коллективно, все высказывают свое мнение: что было хорошо, что - не очень и как надо было бы и надо будет делать впредь; очень важно при этом соблюдение чувства такта). После этого следует психолого-педагогический анализ проведенного дела, осуществляемый педагогами. Проектируется деятельность на будущее
ПРИМЕРЫ КТД
По своей направленности КТД могут быть самыми разнообразными (СНОСКА: Примерами таким образом подготовленных и проведенных дел могут служить дела, описанные в книге И,П. Иванова «Энциклопедия коллективных творческих дел» и в других его работах) (в зависимости от целей и воспитательных задач): политическими, экономическими, научными, этическими, правовыми, экологическими, трудовыми, эстетическими и т.д. В качестве примеров можно назвать такие дела: «Огонек» знакомства», «Аукцион идей», «Турнир ораторов», «Представление театров», «Защита фантастических проектов», «Разнобой», «Три Д» (дело для души), «Экскурсия по любимым телепрограммам, «Концерт-ромашка», «Интеллектуальный бой», «Коллективный выпуск газеты (бюллетеня, альманаха)», «Трудовой десант»,
«Операция «Уют в гнезде» и многие-многие другие.
ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ – ОСНОВА КТД
Веянием времени, когда акцент на гуманистические основы воспитания привел к смене парадигмы воспитания, стало и переосмысление методики КТД. Суть этого переосмысления — в придании личноспгно-ориентированного характера любому коллективному делу, «ориентированному на развитие желания и умения себя осознавать и проявлять как личность у каждого участника дела». В такой логике коллективное дело рассматривается как «специально организованная ситуация для помощи в развитии каждого школьника» (СНОСКА: Поляков С.Д. Деятельность классного воспитателя: Памятки. Упражнения. Опыт. Ульяновск, 1996. Вып. 3. С. 12—14). Для этого делается акцент на некоторые новые приемы на всех этапах организации и проведения КТД. Например:
§ постановка при общении с детьми целей деятельности и выбора дела вопросами типа: «Зачем это надо — нам, тебе, мне?»; «Помогут ли эти дела нам что-то в себе изменить, развить, совершенствовать?»;
§ право детей на обоснованный выбор, в каких делах участвовать, в каких — нет;
§ подчеркнутое авторство идей и предложений при коллективном планировании деятельности;
§ подчеркивание ценности всех идей, в том числе и непринятых;
§ признание вклада в общее дело не только авторов идей и предложений, но и критиков, организаторов, технических работников; >• возможность разработки альтернативных проектов и дед;
§ поручения как групповые, так и подчеркнуто индивидуальные;
§ максимальное разнообразие и индивидуализация поручений, вплоть до введения специальных ролей для конкретных школьников;
§ акцент на добровольность участия во всех делах;
§ направленность общих дел на конкретных детей («Сюрприз для именинника», «Интересный человек рядом»);
§ сочетание групповых и индивидуальных конкурсов и заданий;
§ публичное признание достижений и вклада каждого в
§ общее дело; индивидуальные оригинальные награды;
§ при анализе КТД: постановка вопросов типа «Что дало тебе участие в деле?», «Какие чувства и мысли у тебя вызвало дело?», «Кому ты хотел бы сказать «спасибо»?»;
§ выявление личных точек зрения и оценок; различные формы выражения оценок и др.
Таким образом, в современных условиях КТД выполняет две задачи: 1) развивает отношения в коллективе; 2) позволяет воспитателю помогать отдельным школьникам в их развитии и самоактуализации.