Тема2: Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема
Тема1: Коррекционная педагогика в системе наук о человеке
Коррекционная педагогика – это отрасль педагогической науки, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, средства образования, воспитания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные отклонения и нарушения в развитии.
Основная цель коррекционной педагогики – выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в устном освоении окружающего мира и адекватной интеграции в социум.
Объект коррекционной педагогики – личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психо-физиологическом развитии или отклонения в поведении.
Деффект => Депривация (лишение чего-либо) => Дезаптация => Дивиация
Объект = 4Д
Предмет коррекционной педагогики– процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей, имеющих различные отклонения и нарушения в развитии.
Задачи коррекционной педагогики:
1.Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонении в поведении детей, выявить причины и условия их появления;
2.Изучить историю становления и развития коррекционно-педагогической деятельности;
3.Выявить ведущие тенденции предупреждения и преодоления отклонений развития в поведении детей;
4.Разработать технологии, методы, приемы, средства коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка;
5.Провести анализ общего и специального образования детей с недостатками в развитии и поведении в условиях массовой школы;
6.Определить цели, задачи, основные направления деятельности специальных коррекционно-развивающих учреждений;
7.Создать необходимую учебно-методическую базу для подготовки учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками, имеющими недостатки в развитии и девиации в поведении.
Коррекционная педагогика |
Педагогика |
Медицина |
Психология |
Основные понятия:
1. Коррекция – система специальных и обще-педагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков развития и отклонений в поведении.
2. Компенсация – процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых функций организма.
3. Адаптация – приспособление к определенным условиям (бывает школьная или социальная)
4. Реабилитация – процесс включения ребенка в нормальную общественно-полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.
Тема2: Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема
Коррекционная педагогическая деятельность – это сложное психофизическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс, выступающий как единая педагогическая система, куда входит объект и субъект педагогической деятельности, её целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный компонент.
Единицей коррекционно-педагогического процесса целесообразно определить материализованную педагогическую задачу.
Педагогическая задача имеет четкую структуру:
· Анализ ситуации и постановка педагогической задачи;
· Проектирование вариантов решения и выбор оптимального из них для данных условий;
· Осуществление плана решения задач на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирования и коррегирования течения педагогического процесса;
· Анализ результатов решения.
При формулировке коррекционно-педагогических целей необходимо иметь ввиду что:
· Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме;
· Цели коррекции должны быть реалистичны и соотноситься с продолжительностью коррекционной работы;
· Цели коррекции должны быть привлекательны и оптимистичны, вызывать желание и стремление у подростка их достичь;
· Цели коррекции должны учитывать индивидуальные и психологические возможности ребенка, корригировать с существующими социально-педагогическими условиями и микросоциумом подростка.