Сущность, характеристика процесса обучения
В истории человечества обучение возникло в связи с потребностью сохранять и передавать имеющийся опыт подрастающему поколению.
Со временем человечество накопило богатый опыт обучения, возникла потребность в его анализе, обобщении. Эту миссию выполнил Я. А. Коменский, заложивший основы теории обучения. Его идейными продолжателями в разработке научных основ обучения стали И.Г. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Д. Дьюи и др. С конца XIX в. началось интенсивное изучение психологии обучения.
Дидактика- отрасль современной педагогики, которая изучает теорию обучения и образования.
Общее понятие о дидактике.
По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором «didactics» означает поучающий, a «didasko» - изучающий. Впервые ввел его в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635), назвавший свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения «Ратихия». В том же значении употребил это понятие и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), опубликовав в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему».
В современном понимании дидактика представляет важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения.
Дидактика - теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.
Предмет дидактики - закономерности и принципы обучения, его цели, методы, формы, средства. Дидактика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать. Существуют частные дидактики, или предметные методики (они исследуют обучение по отдельным предметам или уровням образования), методика начального образования, дидактика высшей школы.
Задачами дидактики являются:
1) описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации;
2) разработка более современной организации процесса обучения, новых
обучающих систем, технологий.
Процесс обучения базируется на дидактической системе (или модели обучения).
Выделяют три системы дидактики:
- традиционная;
- педоцентристская;
- современная.
Каждая складывается из ряда направлений, теорий. Разделение концепций на три группы произведено по тому, как понимается предмет дидактики - процесс обучения.
В традиционной системе обучения доминирующую роль играют преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции А. Коменского, И. Песталоцци, И. Гербарта (дидактика классическая, немецкая гимназия).
В педоцентристской концепции главная роль в обучении отводится учению -деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит система Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейнера, В. Лая (нач. XIX века).
Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны -преподавание и учение - составляют единство. Ведущими направлениями развития современной дидактической системы являются: алгоритмизация обучения (Л.Н. Ланда), программированное обучение (Б. Скиннер, Н. Каудер, Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин, В.П. Беспалько), проблемное обучение (Дж. Брунер, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов, В. Оконь), развивающее обучение (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Г.Д. Кириллова, И.С. Якиманская), педагогическая технология (М.В. Кларин, В.П. Беспалько), педагогика сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, С.Н. Лысенкова, Б.Ф. Шаталов) и др., т.о. современную дидактическую систему создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее, педагогическая технология, педагогическое сотрудничество.
Базовые понятия дидактики
• Обучение - упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися,
направленное на достижение поставленной цели.
• Процесс обучения - это организованное взаимодействие учителя и учеников для
достижения образовательных целей.
• Учение - процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и
приобретения опыта возникают новые формы поведения и деятельности,
изменяются ранее приобретенные.
• Образование - система приобретенных в процессе обучения ЗУН, способов
мышления.
• Знания - совокупность идей человека, в которой выражается теоретическое
овладение этим предметом.
• Умение - овладение способами применения усвоенных знаний на практике.
• Навыки - умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.
Цели образования - один из определяющих компонентов педагогической
системы. Они зависят от социального заказа - требований общества к образованию граждан. Однако при построении педагогической системы цели конкретизируются на основе психолого-дидактических знаний.
Цель позволяет точно отбирать содержание обучения, делить его на методические единицы, отдельные уроки.
Исходя из общих целей образования, процесс обучения имеет функции:
1. Образовательная - состоит в формировании ЗУН учащихся, в усвоении ими законов,
теории, видов деятельности.
2. Воспитательная - состоит в том, что в процессе усвоения ЗУН у учащихся
формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, поведение.
3. Развивающая. Обучение ведет за собой развитие (Л.С. Выготский). В процессе учения происходит развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и др. сфер личности.
Психологические основы обучения предполагают выяснение психологического
аспекта взаимодействия педагога и ребенка.