Базовые (стратегические) принципы педагогической этики
Этические принципы как формы выражения моральных ценностей. Принципы профессионально-трудовой этики
Владение категориальным аппаратом, описывающим моральное пространство, а также знание особенностей той или иной профессии как социальной практики позволяет обосновать принципы профессиональной этики. Это своеобразная идеология профессиональной деятельности, и как всякая идеология она подлежит конструированию (при этом незримо несет на себе отпечаток личности конструктора).
Принцип (от лат. principium – начало, основа):
1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, кодекса и т д.;
2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности.
Строятся принципы на базе знания очень высокого уровня, прежде всего знания специфики моральных ценностей и общих законов определенной сферы практики, составляющих ее концептуальную базу, благодаря чему определяются методы деятельности.
В сфере профессиональной этики понятие «принцип» строгого терминологического смысла пока не приобрело. Это относится ко всем профессиям, в том числе к педагогике. Чаще всего оно употребляется при кодификации стихийно сложившихся норм профессиональной морали для обозначения тех из них, которые представляются наиболее важными.
Профессионально-этические принципы -- это чрезвычайно обобщенные ориентиры профессиональной деятельности, указывающие на общую стратегию профессионального поведения, но не регламентирующие порядок конкретных операций.
Поскольку профессиональная этика вырастает из трудовой морали, постольку уместно сперва определиться с общими для всех профессий принципов профессионально-трудовой деятельности. Анализ профессионально-этических документов позволяет выделить три базовых принципа профессионально-трудовой деятельности. (Формулировки их в разных кодексах несколько отличаются друг от друга, однако суть совпадает.).
Каждый принцип включает в себя указание его сути и условий, которых он требует для своей реализации.
Принцип первый:
соблюдать приоритет общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей перед групповыми,проявляя во всех случаях профессионального поведения гражданскую зрелость.
Важность этого принципа обусловлена тем, что он ориентирует поведение специалиста на соответствие законам, определившим возникновение определенной профессии. Суть каждой профессии заключается в том, чтобы обеспечить такие потребности социума, от удовлетворения которых зависит его целостность, устойчивость, безопасность и благополучие. Иное поведение чревато тем, что может вызвать дисфункциональные эффекты деятельности и повлечь за собой нежелательные сдвиги в общественной жизни.
Но что значит «соблюдать приоритет...»? Ведь это предписание предполагает умение понять, в чем заключаются общечеловеческие интересы, а в чем – групповые, чем общечеловеческие гуманистические ценности отличаются от групповых. Такое умение приходит к человеку лишь по достижению им довольно высокой ступени интеллектуального, общественно-политического, нравственного развития. Так что упоминание о гражданской зрелости при формулировании принципа возникает отнюдь не случайно: она оказывается тем необходимым условием, которое делает возможным следование данному принципу.
Принцип второй:
соблюдать общепринятые нормы морали, а также стандарты культуры взаимоотношений,проявляя глубокую человеческую порядочность, воспитанность, уважение к чести и достоинству личности.
Тот факт, что в профессионально-нравственные отношения трудовой группы специалист вступает в пору, когда у него уже сложилась определенная традиция моральной регуляции своего поведения в обществе, создает немало сложностей. Уровень моральности у людей разный, несмотря на то, что нравственный закон, требующий согласованности действий каждого отдельного человека и общества, един. Но коль скоро в профессиональную общность приходят люди разной степени моральности, принцип этот очень важен. Он способен стимулировать моральное и культурное развитие каждого отдельного члена общности, улучшая, оздоравливая тем самым ее профессионально-нравственный климат. Конечно, это не может служить абсолютной страховкой, но в некоторой степени помогает разрешать противоречия, возникающие между требованиями общей морали и состоянием профессионально-нравственной атмосферы профессиональной среды. В результате создается возможность для укрепления авторитета профессии в обществе, для расширения области позитивных последствий ее деятельности.
Принцип третий:
выполнять все профессиональные действия обдуманно, честно, тщательно, проявляя добросовестность и настойчивость, а при необходимости – мужество.
По сути дела, этот принцип является детализацией второго принципа особого рода. Заключенные в нем предписания восходят непосредственно к предписаниям трудовой морали.
Профессиональная мораль педагогической общности призвана ориентировать своих членов на такое отношение к постулатам трудовой морали, при котором не должно даже возникать вопросов по поводу качества педагогической деятельности.
Базовые (стратегические) принципы педагогической этики
Поскольку педагогическая деятельность имеет свой собственный профессиональный «закон», постольку можно говорить об особых этических принципах поведения субъектов этой деятельности. При этом будем исходить из того, что педагогика выступает инструментом морали.
Принципы педагогической этики – это наиболее общие содержательные ориентиры поведения специалиста в целом. Они определяют направленность профессиональной деятельности педагогов.
Данные принципы вполне могут претендовать на роль методологической базы профессионально-нравственного поведения педагога. Важно подчеркнуть, что данные принципы предполагают использование их во всех случаях педагогической практики, касаются всех направлений деятельности педагога и всех «линий» профессионально-нравственных отношений, в которые он вступает.
В чем конкретно они заключаются?
Добро | Принцип благодеяния, или принцип любви; Принцип ненасилия |
Свобода | Принцип автономии Принцип толерантности |
Ответственность | Принцип ответственности |
Справедливость | Принцип справедливости |
Достоинство | Принцип уважения прав и достоинства |
Честь | Принцип компетентности |
Такт | Принцип порядочности |
Охарактеризуем выше перечисленные принципы.
Принцип благодеяния, или принцип любви:предполагает глубокую заинтересованность в том человеке, который тебе дорог. Это не только глубоко интимное чувство, но особые отношения к объекту любви. Они основываются на таких ценностях, как отдавание (вплоть до жертвенности), забота, уважение, ответственность, глубинное знание другого человека (Э. Фромм). Добро в деятельности педагога воплощается в заботе о ребенке, создании благоприятных условий для его жизни, в обучении ребенка необходимым для него навыкам. При этом педагог должен быть не добреньким, жалеющим, потакающим слабостям, а принципиально добрым, т.е. способным учить ребенка противостоять негативным явлениям, преодолевать трудности, быть ответственным за свою судьбу и судьбы близких. Распространяется данный принцип и на отношение человека к тому делу, которое он избрал для себя не только как источник существования, но и как перспективу своего самоосуществления.
Принцип ненасилия:проявляется в стремлении построить отношения на основе сотрудничества, а не соперничества; не вызывать чувства страха и ненависти; в разрешении конфликтных ситуаций использовать мирные, ненасильственные методы, поскольку посредничество и примирение, уважение и понимание являются более эффективными средствами, чем насильственные (позволяют сторонам сохранить достоинство).
Принцип автономии: проявляется в уважении свободной личности ребенка, его права на собственный уникальный путь развития, в том числе, «права на ошибку». Не быть высокомерным, не навязывать свое мнение, а привлекать учащегося к сотрудничеству на основе добровольности и свободы выбора, оберегать его самоуважение.
Принцип толерантности:основывается на позитивной предрасположенности к другому человеку, принятии его в непохожести на себя, в терпимом отношении к нему,доверии к его «инаковости», ибо у него есть право на самовыражение и автономию.
Принцип ответственности:проявляется восуществлении формального и неформального контроля за ходом деятельности с целью своевременного корректирующего вмешательства. Выступает ограничителем свободы, понятой как своеволие и самоволие по отношению к тому, кто от тебя зависит.
Принцип справедливости: представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т.д. Предполагает объективную оценку способностей, возможностей ребенка, а также результата его деятельности; соответствующее воздаяние за это в виде благ, которые тот может получить; равную доступность для всех учеников основных прав и свобод.
Справедливость должна проявляться и по отношению к коллегам – каждое действие коллеги должно получать оценку без преувеличения или преуменьшения его заслуг или недостатков, с учетом как объективных, так и субъективных факторов.
Принцип уважения прав и достоинства:проявляется в признании несомненной ценности учащегося, его праве на реализацию своих способностей, праве на достойные условия существования; предполагает демонстрацию доброжелательного отношения, защиту достоинства от посягательств других людей, уважение права на принятие самостоятельного решения.
Принцип компетентности:ориентирует на профессионализм, который сопровождается рефлексией «не навреди». Честь педагога не дается ему вместе с профессией и служебным удостоверением. Она формируется в процессе его постоянной работы над своими профессиональными и моральными достоинствами. Предполагает заботу руководства о кадрах, повышении квалификации, переобучении, дополнительном образовании, специальной стажировки, что выступает необходимым условием завоевания авторитета. Авторитет – этонеформальное (без принуждения) влияние педагога, основанное на знаниях, умениях, опыте и нравственных достоинствах. Завоевание авторитета – процесс длительный и трудный, имеющий, однако одну особенность: чем меньше педагог думает об авторитете и чем больше о собственно профессиональной деятельности, тем выше его авторитет.
Принцип порядочности:ориентирует на уважительность, тактичность, чувство меры, честность, искренность, точность во взаимоотношениях со всеми субъектами педагогического взаимодействия. Положение педагога в обществе таково, что он всегда привлекает к себе внимание и, хочет того или нет, воздействует на людей «своим присутствием». Ведь любой его жест, любое слово, выражение лица, даже взгляд могут стать источником «вирусов», добрых или злых – это зависит от уровня его моральности и культуры. Педагог может иметь свои симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на качестве его работы с различными детьми. Какие бы чувства учащийся ни вызывал у педагога, отношение к нему всегда должно быть ровным, доброжелательным и внимательным, а его проблемы должны оцениваться адекватно.
Данные принципы могут быть квалифицированы как стратегические, поскольку определяют направленность деятельности педагога по всему спектру совершаемых им действий.