Педагогическое общение и его особенности.

Педагогическое общение – взаимодействие субъектов педагогического процесса, которые имеют целью изменить свойства, состояния и поведение ее участников. Эффективность профессиональной деятельности педагога в основном определяется уровнем сформированности у него мастерского общения с другими участниками научно-воспитательного процесса. Педагогическое общения является разновидностью делового общения. С помощью педагогического общения происходит трансляция общественного и профессионального опыта от преподавателя учащимся, а также происходит обмен личностными характеристиками. Такое общение играет ведущую роль в формировании личности молодого человека, ее самосознания, ценных установок и способа жизни в целом. Педагогическое общение имеет свои специфические особенности: 1) обеспечение партнерства, равенства психологических позиций всех его участников , когда каждый должен восприниматься партнером как уникальная личность. 2) асимметричность педагогического взаимодействия, обусловленная разными ролями педагога и учащегося: педагог организовывает взаимодействие, учащийся – воспринимает. Каждый участник научно-воспитательного процесса занимает 2 коммуникативные позиции: он влияет на всех других участников общения и одновременно поддается влиянию со стороны этих людей, воспринимая их мысли, суждения, отрабатывая свое отношение к ним. Феномен педагогического общение как коммуникативной деятельности рассматривается в 2 аспекта: 1) коммуникативная деятельность направлена на организацию отношений педагога с другими участниками взаимодействия. 2) способ управления коммуникацией студентов в своем коллективе.Основные функции педагогического общения:- контактная - познавательная (восприятие новых или уточнение уже известных знаний, познание внутреннего мира собеседника)- координационная- побудительная (стимулирование активности студентов и учеников, их ориентация на определенные поступки) - экспрессивная- установление отношений- организация влияния- управленческая

Н. Бутенко выделяет такие разновидности педагогического общения:- непосредственное общение между учащимися и преподавателем- общение, которое обеспечивает подготовку к будущей научно-воспитательной деятельности- общение как усвоение достижений духовной культуры- косвенное общение в процессе чтения, написания, просмотра телепрограмм, прослушивания записей.

Функции педагогического общения:- интегративная- формирующая – обучающая - развивающая- культурологическая - социальная - информативная- побудительная - функция создания положительного образа- эталонно-показательная функция педагогической речи- умение приспосабливаться

Ученые различают: функционально – ролевое и личностно – ориентированное общение.

Функционально ролевое– сугубо деловое, ориентировано на выполнение поставленных задач. Личностно –ориентированное – основано на определенных принципах:- осознание самоценности каждой личности- внедрение «Вы – подхода»- проявление педагогической толерантности- демонстрация референтности (проявление уважения к участникам педагогического общения) - проникновение в мир чувств и переживаний

В основе такого общения – педагогический диалог (в процессе самовыражается и ученик, и педагог).Диалог реализуется педагогом при таких требованиях:- признание равноправия - стимулирование инициативы и самостоятельности каждого- создание общего поля взаимодействия- демонстрация готовности изменить собственную позицию- персонифицированная манера высказывание- двуплановость позиции- предупреждение и преодоление барьеров в общении

Для специальности педагога необходимо иметь коммуникативные способности и умения.

Коммуникабельность – психологическая готовность личности к организаторско – коммуникативной деятельности, стремление к общению с другими людьми, а также способность получать удовлетворение от процесса коммуникации.

О сформированности коммуникабельности педагога свидетельствует его позитивное эмоциональное состояние до, во время и после профессионального общения. Важным показателем коммуникабельности также является сформированность определенных коммуникативных навыков (быстрая и адекватная реакция на изменения в ситуации общения, планировка и реализация коммуникативных действий и др.)

25.Классификация профессиональных умений педагога.

- гностические (овладение способами влияния на других, учет возрастных и индивидуально – личностных особенностей, понимание процесса и результатов своей деятельности)- прогностические (правильность формулирование задач и целей, планирование деятельности, умение предусмотреть возможные изменения в планах)

- операционно-конструктивные (подбор и определение содержания информации, определение направления собственной будущей деятельности и соответствующего при этом поведения, организация деятельности, которая обеспечивает воспитательный и образовательный характер взаимодействия) - организаторские (умение подавать информацию, нацеливание учеников на решение задач, моделирование собственной деятельности, поведения)- коммуникативные

26.Стили и модели педагогического общения.

Стиль педагогического общения – система способ и приемов, которые применяет педагог во время учебно-воспитательного взаимодействия.

Стили:- авторитарный стиль. Педагог ориентирует общение на его собственную личность.- демократический стиль. Основывается на глубоком уважении педагога к каждому ученику, восприятие учащихся как автономных субъектов педагогического взаимодействия.- либеральный стиль. Низкая требовательность, демонтрирование позиции невмешательства, иногда даже элементарное равнодушие к аудитории

По ориентации педагога на процесс или результат выделяют такие стили:- эмоционально – импровизированный- эмоционально – методический- мыслительно – импровизированный- мыслительно – методический

На результативность педагогического взаимодействия влияет выбранная педагогом модель общения, эта модель является незыблемой формой коммуникативного поведения педагога.

Коммуникативное поведение педагога – соединения процесса речи и невербального поведения педагога, которое обеспечивает определенное влияние на создание эмоционально – психологической атмосферы педагогического общения, построение взаимоотношений его участников и стиль научно-воспитательной деятельности.

Модели педагогического общения (В.Кан-Калик):- диктаторская (Монблан). роль общения сводится к трансляции информации- неконтактная модель (Китайская стена) демонстрация неуважения, высокомерное отношение к учащимся- модель дифференцированного внимания («локатор») - модель негибкого реагирования («робот») последовательность действий педагога имеет определенный алгоритм - авторитарная («я сам»)- гипорефлективная («тетерев») преувеличивает значение собственных слов, не реагирует на замечания и вопросы учащихся.- гиперрефлективная («Гамлет») выражает постоянное сомнение в адекватности восприятия собственной личности и своих слов.

Модели педагогического общения по Таллену:- «Сократ» - постоянно провоцирует дискуссию-«руководитель группой дискуссии»- «мастер» - для учащихся является примером личности- «генерал» - учащиеся должны неизменно выполнять все указания- «менеджер» - эффективный организатор- «гид» - эрудирован, лаконичен, выдержан и точен.

27.Стили общения.

Стиль общения – система приемов деятельности и поведения людей. Демократический – поощряет активность и инициативность участников общения, задачи и способы выполнения обсуждаются, здесь типично «мы». для него свойственны коллегиальное принятие решений, поощрение активности участников коммуникативного процесса, широкая информированность всех, кто участвует в дискуссии о решаемой проблеме, о выполнении намеченных задач и целей.

Либеральный – предусматривает формальное обсуждение проблемы, руководитель – часто не является лидером коллектива, подпадает под влияние, не проявляет инициативы. При либеральном стиле общения характерной чертой является незначительная активность руководителя, который может и не быть лидером. Такой человек проблемы обсуждает формально, подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности, а часто и не желает или неспособен принимать любые решения.

Авторитарный - лидер приказывает, дает инструкции, не терпит инициативы. Согласно авторитарному стилю лидер все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. Он всегда точно определяет «границы компетентности» каждого, то есть жестко определяет ранг партнеров и подчиненных. При авторитарном стиле общения, решения принятые на верхних этажах иерархии, поступают вниз в виде директив (именно поэтому этот стиль часто называют директивным). При этом лидер (руководитель) не любит, чтобы директивы подлежали обсуждению: их, по его мнению, принадлежит неоспоримо выполнять.

Ритуальный стильЭтот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Ритуальным, например, может быть стиль приветствий и вопросов, задаваемых при встрече, и ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию. Человек, привыкший к другому ритуалу, будет озадачен, получив подобный ответ.

Императивный стиль Это авторитарная, директивная форма взаимодействия. Цель императивного стиля – достижение контроля над поведением другого, над его установками или принуждение к определенным действиям и решениям. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение – это отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях.

Манипулятивный стиль Если цель императивного общения никак не завуалирована, то при использовании манипулятивного стиля влияние на собеседника осуществляется скрытно. Цель остается той же: добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении собеседник воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных нужных манипулятору качеств. Поэтому человек, выбравший в качестве основного стиля общения манипулятивный, со временем начинает воспринимать фрагментарно и себя самого, переходя на стереотипные формы поведения. При этом использование манипулятивных навыков в одной сфере (например, в деловой) обычно заканчивается переносом этих навыков на все остальные сферу жизни человека.

Гуманистический стильК этому стилю относятся все разновидности диалогического общения: это равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознание. Гуманистический стиль общения лишен императива и позволяет достичь глубокого взаимопонимания.

28.Правила общения через переводчика
Если деловая беседа ведется с помощью переводчика, то желательно соблюдать следующие пять правил.
1. Перед переговорами постарайтесь найти время, чтобы познакомить переводчика с кругом вопросов, которые предстоит обсуждать с иностранным партнером. Разъясните ему терминологию, которую собираетесь использовать.
Не возмущайтесь, если ваш переводчик не смог с ходу что-то перевести, особенно если это специальный термин. Переводчиков, которые одинаково свободно владеют технической, медицинской и любой другой терминологией, попросту не существует. В случае затруднения переводчик может и должен попросить любую из сторон выразить мысль другими словами. 2. Не произносите более двух предложений подряд. Иначе переводчику будет трудно запомнить все и, возможно, при переводе он станет упрощать или фантазировать. 3. Старайтесь говорить медленно и точно. Нужно следить за тем, чтобы ваши высказывания не были двусмысленными. 4. Внимательно следите за тем, как партнер реагирует на ваши слова в изложении переводчика. Наблюдайте за выражением лица партнера и немедленно принимайте меры, если заподозрите, что до собеседника ваши слова дошли в искаженном виде или вообще не дошли 5. Удержитесь от употребления пословиц, поговорок и каламбуров. Точно перевести их на иностранный язык можно далеко не всегда. В спонтанном переводе идиоматические (то есть присущие только одному языку) выражения могут быть неверно поняты иностранными партнерами, а порой такие выражения становятся причиной конфликта, поскольку при дословном переводе некоторые вежливые фразы иногда приобретают оскорбительный смысл.

29. деловое общение
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
ьность, сотрудничество.
Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов: · Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку; · Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы; · Обсуждение интересующей проблемы;
· Решение проблемы. · Завершение контакта (выход из него).

По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.
Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.
К монологическим видам относятся: · Приветственная речь; · Торговая речь (реклама); · Информационная речь; · Доклад (на заседании, собрании).
Диалогические виды: · Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему. · Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений. · Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу. · Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения. · Дискуссия; · Совещание (собрание); · Пресс-конференция. · Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог. · Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.
Способы познания собеседника в общении.
1. Идентификация (отождествление) - это уподобление себя собеседнику и попытка посмотреть на ситуацию его глазами. 2. Эмпатия (сопереживание) - это постижение собеседника на основе чувств с сохранением своей линии поведения. 3. Рефлексия (обращение назад) - это знание и понимание собеседника и того, как он понимает вас.
По способу контакта собеседников деловое общение делится на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (пространственно-временная дистанция).
Формы делового общения. 1. Деловая беседа - устный контакт между собеседниками
2. Деловая переписка - деловое письмо 3. Деловое совещание - это дискуссия с целью разрешения организационных задач, включающая в себя сбор и анализ информации, а также принятие решений.
Подходы к ведению переговоров:
позиционный подход предполагает наличие двух возможных альтернатив поведения собеседников: уступать и не уступать; принципиальный подход предполагает стремление участников к компромиссу и взаимной выгоде. Переговорный процесс состоит из трех этапов: анализа, планирования и дискуссии. На первом этапе собирается информация и определяются первостепенные вопросы, нуждающиеся в согласовании. На втором разрабатываются пути их решения. В итоге вырабатывается компромиссное решение, которое затем утверждается.

30. Деловой этикет – общепринятый порядок поведения в проф обл и деловых контактах, совокупность правил, которые регламентируют внешнюю сторону делового общения.
Но требования этикета не являются абсолютными : соблюдение их зависит от места ,времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах ,быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Нормы этикета ,в отличие от норм морали являются условными ,они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым ,а что нет. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека ,его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов ,способствует достижению взаимопонимания ,создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Приведем лишь некоторые наиболее простые и необходимые в ежедневном бизнесе правила делового этикета.
Первое правило делового общения - будьте во всем пунктуальны
Второе правило деловой этики общения - не говорите лишнего
Третье правило этики в бизнесе - думайте не только о себе, но и о других

31. Основные правила этикета по Дж.Ягеру
Относительно правил делового этикета существует великое множество различных материалов, в том числе научно-исследовательских. Мы хотели бы остановиться на шести основных заповедях этикета, сформулированных американкой Джен Ягер.
1. Делайте все своевременно
2. Не болтайте лишнего
3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы
4. Думайте о других, а не только о себе
5. Одевайтесь в соответствии с корпоративными нормами
6. Говорите и пишите корректно, четко и ясно
Соблюдение этих простых правил поможет вам быстро достичь уважения коллег по работе и партнеров по бизнесу.

32.

Этика делового поведения в Японии

-коллективизм

- трудолюбие. 1. строгое следование плану

трижды в год – праздники2. пунктуальность, групповая солидарность, подавление личных амбиций, корпоративность3. поклон4. правило «правой руки» - по старшинству 5. визитные карточки (12 млн), статус6. четкое рассмотрение потенциальных партнеров7. дресс-код – не выделяться, все едины8. переговоры – дружеская беседа, обсуждение мелочей, достижение компромисса, «да»-понимают, побуждают к продолжению9. ресторан, подарки - очень личное10. постоянное поддержание контактов

Наши рекомендации