История отечественной и зарубежной методики обучения иностранным языкам
Ø Основная характеристика переводного и прямого методов обучения ИЯ в истории зарубежной и отечественной методики обучения ИЯ: основные идеи представителей грамматико-переводного и текстуально-переводного методов (И.Мейдингер, И.Зейденштюкер, К.Плетц, Ж.Жакото, В.Ратихий, Шаванн); Переводные методы обучения ИЯ в России в ХУ111 в; «Способ учения». Лингвистические взгляды М.В .Ломоносова. Основные идеи грамматико-переводного метода в России в первой половине Х1Х в.
Ø Прямой метод на Западе: причины, вызвавшие разработку прямого метода; методические идеи «движения Реформ»; текстуально-имитативное и структурно-имитативное направления в прямом методе (В.Фиетор, М.Уэст, Г.Е.Пальмер, Л.Блумфилд и др.). Прямые методы в России (В.Эртель). Основные положения смешанных методов на Западе и в России.
Ø Аудио-лингвальный и аудио-визуальный методы: основные методические принципы, выдвинутые Ч.Фризом и Р.Ладо. Влияние лингвистических идей Л.Блумфилда на развитите аудио-лингвального метода; основные методические принципы аудио-визуального метода (Р.Губерин, П.Риван, Ж.Гугенгейм).
Ø Сознательно-сопоставительные и сознательно-практические методы в России: методические идеи Л.В Щербы и И.В.Рахманова; дальнейшее развитие идей научной школы Л.В Щербы.
Ø Коммуникативный подход к обучению ИЯ: основные принципы коммуникативного–когнитивного подхода в обучении ИЯ.
Ø Интенсивные методы обучения ИЯ в зарубежной и отечественной методике; активизация резервных возможностей личности и коллектива как основа интенсивных методов обучения ИЯ.
Вопросы к государственному экзамену
Раздел «Педагогика»
1. Педагогическая антропология и педагогика как научные дисциплины: методология наук.
2. Законы педагогической антропологии, их объяснительный потенциал.
3. Педагогические (образовательные) парадигмы.
4. Рефлексия в педагогической акмеологии.
5. Дидактика: структура, принципы, функции. Дидактика Я.А.Коменского.
6. Методы обучения: понятие, классификации по разным основаниям.
7. Педагогика, психология и лингвистика как источники лингводидактики и методики обучения иностранным языкам.
8. Педагогические технологии: сущность, классификация.
9. Воспитание: процесс, сущность, основные закономерности, принципы, системы, особенности, методы, типологии.,
10. Семья как малая социальная группа. Роль среды, наследственности и воспитания в развитии личности. Процесс воспитания в коллективе.
11. Содержание и цели современного образования. Непрерывное образование.
12. Управление образовательными системами (типы, сущность и основные принципы, функции, документы). Ступени образования.
13. Университет как институт образования: возникновение, эволюция и инволюция, трансформации в периоды кризисов.
14. Развивающее обучение в образовательном процессе.
Раздел «Психология»
1. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К.Платонов, Л.И. Божович, К.А. Абульханова-Славская).
2. Особенности мотивации при обучении иностранному языку. Сознательная организация и саморегуляция активной учебной деятельности.
3. Проблема соотношения обучения и развития (Л.С. Выготский. Культурно-историческая теория психического развития человека).
4. Развитие психических процессов (памяти, мышления) у обучающихся иностранному языку.
5. Знание, умение, навык, усвоение. Законы научения. Законы и этапы формирования навыка. Усвоение как основной продукт учебной деятельности. Формы, компоненты, психологические характеристики усвоения.
6. Психологические особенности характера. Характер и личность педагога.
7. Проблема происхождения и развития педагогических способностей.
8. Личность и ее формирование. Критерии сформированной личности. Основные этапы развития личности.
9. Роль общения в психическом развитии человека.
10. Природа конфликта и пути его разрешения в профессиональной деятельности педагога. Межличностные отношения и взаимодействия в групповой деятельности.
11. Развитие личности: сущность развития, источники и факторы развития. Роль среды, наследственности и воспитания в развитии личности.
Раздел «Теория обучения иностранным языкам»
1. Модернизация системы обучения ИЯ в средней школе. Организация и содержание предпрофильного и профильного обучения ИЯ в средней школе.
2. Новые принципиальные подходы к процессу обучения иностранным языкам в школе.
3. Овладение ИЯ как формирование вторичной языковой личности. Комплексный характер целей обучения ИЯ.
4. Вариативность системы обучения ИЯ. Стандарты по ИЯ, их роль в развитии системы образования. Программы по ИЯ. Содержание обучения иностранному языку и проблема аутентичности.
5. Основные и вспомогательные средства обучения. Новые серии учебников и УМК по иностранным языком для средних общеобразовательных учреждений.
6. Интерактивные формы работы на уроке при когнитивно-коммуникативной направленности процесса овладения иностранным языком.
7. Формирование коммуникативной и межкультурной компетенции. Виды коммуникативной компетенции при обучении ИЯ в среднем общеобразовательном учреждении.
8. Особенности коммуникативно-ориентированного обучения слухо-произносительной системе иностранного языка. Основные направления взаимодействия произносительных систем родного и иностранного языков. Типичные фонетические и фонематические ошибки, пути их предотвращения и исправления.
9. Особенности коммуникативно-ориентированного обучения лексическому аспекту иноязычной компетенции.
10. Особенности коммуникативно-ориентированного обучения грамматическому аспекту иноязычной компетенции.
11. Обучение чтению на иностранном языке в школе.
12. Особенности обучения аудированию на разных этапах овладения иностранным языком.
13. Использование сочетания традиционных и новых видов работы при обучении говорению на иностранном языке.
14. Проектная методика при обучении иностранному языку и особенности ее использования для разных целей.
15. Контроль и самоконтроль в обучении иностранному языку в школе. Единый государственный экзамен.
16. Современные ИКТ и технические средства обучения иностранным языкам и их использование в школе.
17. Цели и специфика обучения второму ИЯ в школе. Особенности содержания и методов обучения второму ИЯ в школе.
18. Обучение письму и письменной речи на иностранном языке в школе.
19. Особенности обучения иностранному языку в начальной школе.
20. Планирование учебного процесса по иностранному языку.
21. Внеклассная работа по иностранным языкам.
22. Переводные методы преподавания иностранных языков на Западе и в России.
23. Прямые методы преподавания иностранных языков на Западе и в России.
24. Аудио-лингвальный и аудио-визуальный методы обучения в истории методики обучения ИЯ.
25. Сознательно-сопоставительный и сознательно-практический методы в России.