Тема № 1. Педагогика высшей школы как отрасль научного знания и область профессиональной деятельности.
План:
1.
Из истории
развития ведущих идей педагогики высшей школы.
2.
Понятие о
педагогике высшей школы как отрасли современного научного знания.
3.
Объект, предмет и
задачи педагогики высшей школы.
4.
Актуальные
проблемы педагогики высшей школы.
5.
Связь педагогики высшей школы с другими науками.
Вопрос № 1
Как наука педагогика высшей школы – отрасль
педагогики, исследующая закономерности профессионально-личностного становления
будущего специалиста в образовательном процессе вуза. В отечественной
педагогической науке она начала оформляться как самостоятельная научная отрасль
в 60-70-е годы ХХ в. У истоков ее формирования стояли ученые-педагоги
С.И.Архангельский, С.И.Зиновьев, Т.И.Шамова, Т.А.Ильина, В.А.Сластенин,
Н.В.Кузьмина, Н.Д.Никандров и др. В первых научных работах они поднимали
проблемы целей и задач высшего профессионального образования, профессиограмм
специалистов, закономерностей и принципов обучения в высшей школе, форм и
методов обучения и профессионального воспитания студентов.
Сегодня педагогика высшей школы как наука имеет
четко обозначенные объект, предмет и задачи, свою теоретико-методологическую
основу и методы исследования. Сформировались ведущие научные школы, активно и
фундаментально разрабатывающие проблемы педагогики высшей школы (Московский
педагогический государственный университет, Российский государственный
педагогический университет им. А.И.Герцена). В диссертационных советах защищаются
диссертационные работы по проблемам теории и методике профессионального образования
по специальности 13.00.08.
Педагогика высшей школы изучает образовательный
процесс в вузе, его цели, задачи, принципы, содержание, формы и методы. Она
исследует и ведет поиск педагогических условий повышения эффективности процесса
профессиональной подготовки будущих специалистов.
Педагогика высшей школы – это не только наука,
но и область практической (профессиональной) деятельности. К этой области
относятся все специалисты (управленцы, профессорско-преподавательский состав),
занятые в организационно-управленческом, учебном и воспитательном процессе в
вузе. Именно они реализуют цель профессионального образования – профессионально-личностное
развитие будущего специалиста высшей квалификации.
Высшие учебные заведения относятся к типу
образовательных учреждений профессионального образования. Их целью является
подготовка и переподготовка специалистов высшей квалификации в соответствии с
потребностями личности в получении высшего образования на базе среднего и
среднего профессионального образования. По существующему Типовому положению о
высшем учебном заведении РФ к ним относятся университеты, академии, институты,
высшие школы, консерватории. Они реализуют профессиональные образовательные
программы.
К сожалению, ни в одном вузе не готовят
вузовских преподавателей. В педагогику высшей школы приходят выпускники
различных вузов и факультетов, проявившие себя в научно-педагогической
деятельности, в первую очередь, в специальности. Однако преподаватель вуза (по
самым строгим меркам) – это не только ученый, но и высококвалифицированный
преподаватель, знающий педагогику и психологию высшей школы, психологию
студенчества, владеющий профессионально-педагогическим мастерством.
Вопрос № 2
Педагогика высшей школы, как и любая наука,
имеет свой объект и предмет исследования.
Объект науки представляет собой область
действительности, которую изучает данная наука. Объектом педагогики высшей
школы является процесс профессионально-личностного становления будущего
специалиста в вузе.
В качестве предмета науки выступают те
сущностные связи, зависимости внутри изучаемой области действительности,
которые устанавливаются или анализируются наукой. Предметом педагогики высшей
школы является образовательный процесс высшей школы как фактор профессионально-личностного
развития будущего специалиста.
Таким образом, педагогика высшей школы изучает,
ищет пути и обосновывает пути наилучшей организации образовательного процесса в
высшей школе в целях достижения более качественной подготовки кадров и более эффективного
профессионального воспитания.
Теоретическую базу педагогики высшей школы
составляют ведущие положения теории обучения, теории воспитания, теории
управления, теории педагогической деятельности и теории профессионального
образования. Отметим основные положения этих теорий:
Дидактика высшей школы
Цели обучения
Содержание высшего профессионального образования
Принципы обучения в вузе
Технологии обучения в вузе
Формы обучения в вузе
Методы обучения в вузе
Оценка качества результатов обучения
Теория воспитания
Цели воспитания студентов
Содержание воспитательной работы в вузе
Принципы воспитания в вузе
Воспитательные технологии в вузе
Формы и методы воспитания в вузе
Теория управления
Организация внутривузовского управления
Управление качеством образования
Управление учебным процессом
Управление воспитательным процессом
Деятельность куратора студенческой группы
Студенческое самоуправление