Диагностика неречевых психических функций

Программа по дополнительному образованию

« Логоритмика для детей дошкольного возраста».

Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи».

Составитель: учитель - логопед

Гурина Анна Борисовна.

Программа консультирована

Методист ОУМЦ____________________

________________________2013г.

Москва 2013 г.

Пояснительная записка.

Основная цель дополнительного образования - формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством логоритмических занятий.

В последние годы становится очень актуальной проблема раз­вития речи у детей дошкольно­го возраста. Отмечается постоян­ное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребенок может вовремя получить помощь специалиста логопеда. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

Учебный план дополнительного образования ДСПК ГБОУ СОШ № 1414 на 2013 –2014 учебный год составлен с учетом специфики учреждения и в соответствии с Инструктивно- методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 2791 -10 (Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 № 164).

Центральной составляющей является собственно программа ДСПК ГБОУ СОШ № 1414 «От рождения до школы» под редакцией Н.Е, Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, в которой воспитательные задачи по формированию коммуникативной компетенции выстроены в определённой последовательности по возрастам.

Занятия программы созданы с использованием методических пособий и программ:

по логопедии:

1.Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;

2.« Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей;

3.Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко;

4.Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской.

по логоритмике:

5.Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. М., «ТЦ Сфера», 2010г.

6.Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 – 5 лет. М., «ТЦ Сфера», 2010г

7. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. М., «ТЦ Сфера», 2010г

8.Картушина М.Ю. Забавы для малышей. М., «ТЦ-Сфера», 2006г.

9.Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: Издательство «Крона.Век», 2012 г.

10.29 лексических тем.Пальчиковые игры, упражнения на координациюслова с движением, загадки для детей(4-5 лет)/Авт.-сост. А.В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2009г

по оздоровлению детей:

11.«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова;

12.Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»

Цель программы: профилактика отклонений в речевом развитии ребёнка с незначительны­ми нарушениями речи, которую можно оказать в условиях обычного детского сада, путём развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом, движением и музыкой.

Задачи:

· Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных возможностей.

· Проведение активной работы по организации детского коллектива.

· Создавать мотивацию к общению с окружающими.

· Развивать коммуникативные умения и навыки средствами синтеза слова, музыки и движения: умение слушать собеседника, умение пользоваться речью, умение эмоционально сопереживать, знать нормы и правила, которым необходимо следовать при общении

· Осуществление коррекционной работы:

- закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности;

- формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;

- научить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;

- развивать музыкальные и творческие способности детей;

- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;

- развивать правильное дыхание;

- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;

- развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память.

· Воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим людям, бережного отношения к природе, животным.

· Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, чувства ответственности за своё здоровье, бережного отношения к окружающему миру.

Срок реализации программы 3 года, возраст детей от 4 до 7 лет. Занятия проводятся с детьми по подгруппам (8-10 человек) в режиме пребывания ребенка в дошкольном учреждении в течение дня, кроме времени, отведенного на сон и прогулку. Также предусматривается непосредственно образовательная деятельность с детьми в индивидуальной форме.

Для реализации программы созданы необходимые условия: музыкально-спортивный зал, современное материально-техническое обеспечение.

В образовательном процессе принимает участие педагог дополнительного образования.

ДИАГНОСТИКА НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)

Диагностика проводится в начале учебного года старшим воспитателем, логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Критерии:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Наши рекомендации