Скаутизм как воспитательная система
Скаутизм как добровольное неполитическое движение было создано Робертом Баден Поуэллом в 1907 г. с целью воспитания молодых людей. Скаутизм открыт для всех вне зависимости от их происхождения, расы, вероисповедания и соответствии с принципами и методами, изложенными в его программных документах. В них реализуются две концепции — человеческого достоинства и целостности окружающего мира.
Скаутская организация — это воспитательная система, направленная на разностороннее развитие и воспитание личности (развитие способности «учиться познавать» и позиции «учиться бьпъ»). Первичной организационной единицей скаутского отряда является патруль, который объединяет 6 — 8 человек. Скаутом может стать любой мальчик или девочка, юноша или девушка в воз расте от 6 до 20 лет и старше, признающий Конституцию Всемирной организации скаутского движения и действующий в соответствии с ее принципами.
Основные принципы скаутизма — патриотизм, аполитичность, внеклассовый характер, веротерпимость. Особое внимание уделяется саморазвитию. Скаут сам решает, что он будет изучать, и выбирает наиболее приемлемый для себя путь развития. Содержание деятельности определяется главным образом скаутским Обещанием, Законами и направлено на овладение скаутом знаний и умений, которые подразделяются на 12 групп и ориентированы на взаимодействие с природой, окружающими людьми, с семьей, районом, страной, а также на укрепление здоровья.
Основные формы деятельности скаутов — это походы, путешествия, лагеря, трудовые и экологические проекты, акции гуманитарной помощи, выставки, всевозможные игры, смотры, соревнования и т.д. Организационной основой воспитательной системы скаутизма являются также методы самовоспитания. Это самоанализ, самооценка, самотребование, самоприказ и др.
Лозунг скаутов — «Ни дня без доброго дела», девиз — «Будь готов!», атрибуты и символы — эмблема, флаг, горн, барабан, форма, галстук, значок и др.
В настоящее время скаутские организации существуют в более чем 150 странах, в том числе и России, объединяя свыше 16 млн. человек.
Таким образом, в основе всех рассмотренных воспитательных систем лежат различные философские, психологические, педагогические теории и идеи, но их объединяет целостный взгляд на ребенка, стремление помочь ему достичь гармонии с миром и обществом, с самим собой, создать условия для разностороннего развития его личности.
Рекомендуемая литература
Библер В. С. Школа диалога культур: Идея, опыт, перспективы. — Кемерово, 1993.
Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Сост. Н.Л.Селиванова. — М., 1989.
Воспитательная система школы: Проблемы управления: Очерки прагматической теории / Под ред. В.А.Караковского. — М., 1997.
Грибанова Г. И. Скаутизм как воспитательная система // Педагогика. - 1992. - № 6.
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л.Селивановой.-М., 1998.
Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994.
Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1989.
История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина / Под ред. В.А.Сулемова. — М., 1983.
Казакова Е.И. Педагогика успеха. — СПб., 1996.
Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992.
Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. — М., 1996.
Кочетов А. И. Воспитательная система: Теория, проблематика, альтернатива.—Минск, 1997.
Лазарев В. С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. — М., 1993.
Скаутинг: Книга для скаутов. — Женева, 1993.
Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 2000.
Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. - М., 1999.
Теория и практика глобального образования. — Рязань, 1994.
Управление воспитательной системой школы: Проблемы и решения / Под ред. В.А.Караковского. — М., 1999.
Хиггинс Э. Шесть ступеней Л. Кольберга // Народное образование —
1993.-N91. ....-..._----
Цырлина Т. В. Встречное движение. — М., 1991.