Скаутизм как воспитательная система

Скаутизм как добровольное неполитическое движение было создано Робертом Баден Поуэллом в 1907 г. с целью воспитания молодых людей. Скаутизм открыт для всех вне зависимости от их происхождения, расы, вероисповедания и соответствии с прин­ципами и методами, изложенными в его программных докумен­тах. В них реализуются две концепции — человеческого достоин­ства и целостности окружающего мира.

Скаутская организация — это воспитательная система, направ­ленная на разностороннее развитие и воспитание личности (раз­витие способности «учиться познавать» и позиции «учиться бьпъ»). Первичной организационной единицей скаутского отряда является патруль, который объединяет 6 — 8 человек. Скаутом мо­жет стать любой мальчик или девочка, юноша или девушка в воз расте от 6 до 20 лет и старше, признающий Конституцию Все­мирной организации скаутского движения и действующий в соот­ветствии с ее принципами.

Основные принципы скаутизма — патриотизм, аполитич­ность, внеклассовый характер, веротерпимость. Особое внимание уделяется саморазвитию. Скаут сам решает, что он будет изучать, и выбирает наиболее приемлемый для себя путь развития. Содер­жание деятельности определяется главным образом скаутским Обещанием, Законами и направлено на овладение скаутом зна­ний и умений, которые подразделяются на 12 групп и ориентиро­ваны на взаимодействие с природой, окружающими людьми, с семьей, районом, страной, а также на укрепление здоровья.

Основные формы деятельности скаутов — это походы, путеше­ствия, лагеря, трудовые и экологические проекты, акции гумани­тарной помощи, выставки, всевозможные игры, смотры, сорев­нования и т.д. Организационной основой воспитательной систе­мы скаутизма являются также методы самовоспитания. Это само­анализ, самооценка, самотребование, самоприказ и др.

Лозунг скаутов — «Ни дня без доброго дела», девиз — «Будь го­тов!», атрибуты и символы — эмблема, флаг, горн, барабан, фор­ма, галстук, значок и др.

В настоящее время скаутские организации существуют в более чем 150 странах, в том числе и России, объединяя свыше 16 млн. человек.

Таким образом, в основе всех рассмотренных воспитательных систем лежат различные философские, психологические, педаго­гические теории и идеи, но их объединяет целостный взгляд на ребенка, стремление помочь ему достичь гармонии с миром и об­ществом, с самим собой, создать условия для разностороннего развития его личности.

Рекомендуемая литература

Библер В. С. Школа диалога культур: Идея, опыт, перспективы. — Ке­мерово, 1993.

Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Сост. Н.Л.Се­ливанова. — М., 1989.

Воспитательная система школы: Проблемы управления: Очерки праг­матической теории / Под ред. В.А.Караковского. — М., 1997.

Грибанова Г. И. Скаутизм как воспитательная система // Педагоги­ка. - 1992. - № 6.

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л.Селивановой.-М., 1998.

Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994.

Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1989.

История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина / Под ред. В.А.Сулемова. — М., 1983.

Казакова Е.И. Педагогика успеха. — СПб., 1996.

Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992.

Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Вос­питание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных си­стем. — М., 1996.

Кочетов А. И. Воспитательная система: Теория, проблематика, аль­тернатива.—Минск, 1997.

Лазарев В. С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. — М., 1993.

Скаутинг: Книга для скаутов. — Женева, 1993.

Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспи­тания: Учебное пособие / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 2000.

Справочник заместителя директора школы по воспитательной рабо­те. - М., 1999.

Теория и практика глобального образования. — Рязань, 1994.

Управление воспитательной системой школы: Проблемы и решения / Под ред. В.А.Караковского. — М., 1999.

Хиггинс Э. Шесть ступеней Л. Кольберга // Народное образование —
1993.-N91. ....-..._----
Цырлина Т. В. Встречное движение. — М., 1991.

Наши рекомендации