Глава II. Теоретические основы развития скоростно-силовых способностей школьников 13-14 лет при обучении прыжкам в длину с разбега

2.1 Особенности обучения прыжкам в длину с разбега школьников 13-14 лет

Прыжок требует участия большого количества мышц при значительных нервных затратах, что делает его сильно действующим на организм физическим упражнением. Учитывая значительную нагрузку на опорный аппарат, необходимо строго дозировать количество всех видов прыжков. Вполне естественно, что такой эмоциональный вид физических упражнений, как прыжки, занимает на уроках физического воспитания важное место. Уже на уроках в 1 классе прыжки становятся двигательной основой сознания навыка отталкивания вверх, необходимого для многих других упражнений. Сами прыжки через препятствие и система прыжковых заданий развивают столь важное качество, как прыгучесть. Не приходится говорить о значимости специальных прыжковых упражнения для развития вестибулярного аппарата, «полетной» координации. Хотя, школьная программа в первых трех классах не предусматривает непосредственного обучения прыжкам как легкоатлетическим упражнениям, необходимо знакомить ребят с простейшими и доступными формами прыжков по мере прохождения других раздело программы, например гимнастики. При этом важно сохранять задачи и специфику, свойственную этим занятиям в легкой атлетике. Так, в прыжках в высоту с прямого разбега часто единственной задачей ошибочно считается мягкое приземление без потери равновесия.

Как и в других видах легкоатлетических упражнений, система обучения прыжкам состоит из постепенно усложняющихся видов упражнений и задач. Основное место среди этих упражнений, в школьной программе, занимают два вида легкоатлетических прыжков – в длину и в высоту. Другие виды прыжков имеют общеобразовательное значение. Обучать разновидностям прыжков рекомендуется в следующем порядке. Вначале изучаются подпрыгивания. С этих видов прыжков начинается «азбука» обучения прыжкам в первых классах. Подпрыгивание на произвольную высоту легче подпрыгивания на заданную высоту и подпрыгивания с доставанием ориентира над головой.

Концентрация усилий для того, чтобы оттолкнуться от опоры – это еще не главная цель применения подпрыгивания. Необходимо научить мягкому приземлению без значительных сотрясений. При этом, следует применять приземление сначала касаясь грунта передней частью стоп, амортизируя приземление небольшим сгибанием в коленях.

Вторым при обучении будут спрыгивания. Если в предыдущих видах прыжков выделялось умение концентрировать разгибательные усилия в толчке вверх, то эта разновидность прыжков требует умения мягко приземляться, сгибая ноги и тело. На ряду, с этим целью имеется и другая – научить преодолевать при спрыгивании препятствия разной высоты, владеть телом в полете, развивать «прыжковую смелость и ловкость».

Важно научить различным вариантам приземления в зависимости от высоты препятствия и исходного положения для спрыгивания. Также важно научить выбирать способ безопасного приземления в зависимости от создаваемых в прыжке условий.

В последнюю очередь изучается группа прыжков, связанных с перепрыгиванием. Они выполняются с предмета на предмет, через широкое или высокое препятствие, с места или с разбега. В эту группу входят непосредственно легкоатлетические прыжки в длину, высоту, тройной прыжок.

Все элементарные разновидности этих групп прыжков изучаются с начала учебы и принимаются с каждым годом более сложные формы.

Изучение прыжков по степени их трудности осуществляется в такой последовательности:

Прыжки на месте с акцентированием отталкивания ногами.

Отталкивание ногами в сочетании с махом руками. Прыжок усложняется путем увеличения высоты, ширины преодолеваемого препятствия или же увеличения глубины спрыгивания.

Выполнение прыжка последовательно несколько раз или же с разбега с 1-3 шагов.

Выполнение определенного вида прыжка в сочетании с другими в условиях игры или прыжок «на результат».

Дополнительные виды прыжков.

К дополнительным видам прыжков относятся: прыжки через скамейку различными способами, прыжки на месте или с продвижением вперед, спрыгивание в глубину со снаряда, запрыгивание на снаряд, прыжки с предметами и прыжки с использованием подвижной или неподвижной опоры.

Таким образом, изучив свойства прыгучести можно сделать вывод, что развитие её у детей необходимо, т.к. при использовании специальных упражнений развиваются и другие качества, необходимые для полноценного формирования школьника.

2.2 Особенности использования специальных упражнений для развития скоростно-силовых способностей школьников 13-14 при обучении прыжка в длину

Быстрота как двигательное качество – это комплекс функциональных свойств организма, отражающих скоростные возможности атлета. Чем быстрее нарастает сила, тем больший эффектможетбыть достигнута скоростно – силовых упражнениях: спринтерском беге, прыжках и метаниях.

Поэтому у школьников 13-14 лет скоростно-силовая подготовка включает разнообразные средства и приемы, направленные на развитие способности занимающегося преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях, а также при разгоне и торможении тела и его звеньев.

Целенаправленное и высокоэффективное воспитание скоростно-силовых качеств в различных соотношениях проявления силы и быстроты у школьников достигаются только тогда, когда вы знаете конкретные требования и характеристики движений и свои лимитирующие звенья при выполнении избранного вида. Постоянно ориентируйтесь на них при выборе соответствующих комплексов специальных подготовительных упражнений. В этом случае вы сможете индивидуально подобран средства, которые отвечают специфике проявляемых вами качеств в основном – соревновательном упражнении.

Для решения конкретных задач школьников 13-14 лет скоростно-силовой подготовки применяются разнообразные упражнения:

— с преодолением веса собственного тела: быстрый бег, скачки, прыжки на одной и двух ногах с места и с разбега (различного по длине и скорости), в глубину, высоту, на дальность и в различных их сочетаниях, а также силовые упражнения, поднятия тяжестей и на гимнастических снарядах;

— с различными дополнительными отягощениями (пояс, жилет) в беге, в прыжковых упражнениях, прыжках и в метаниях;

— с использованием воздействия внешней среды: бег и прыжки в гору и с горы, по ступенькам вверх и вниз, по различному грунту (газон, песок, отмель, опилки, тропинки в лесу, против ветра и по ветру в кроссовках и босиком);

— с преодолением внешних сопротивлений в максимально быстрых движениях, в упражнениях с партнером, в упражнениях с отягощениями различного веса, 1 вида (манжета весом 0,5 кг, утяжеленный пояс и набивные мячи весом 2-5 кг, гантели и гири весом 16-32 кг, мешки с песком весом 5-15 кг), в упражнениях с использованием блоковых приспособлений и упругих предметов на тренажерах, в метаниях различных снарядов (набивные мячи, камни и ядра различного веса - 2-10 кг, гири).

Скоростно-силовая подготовка школьников 13-14 лет может обеспечивать вам развитие качеств быстроты и силы в самом широком диапазоне их сочетаний. Она включает три основных направления, деление на которые носит условный характер и принято для простоты, четкости изложения и точности применения упражнений.

Первое. При скоростном направлении в подготовке решается задача повышать абсолютную скорость выполнения основного соревновательного упражнения (бег, прыжок, метание) или отдельных его элементов (различные движения рук, ног, корпуса), а также их сочетаний – стартовый разгон и бег по дистанции, разбег и отталкивание в прыжках, разгон тела и финальная часть в метаниях.

Необходимо облегчать условия выполнения этих упражнений: выбегание с низкого старта и ускорения с сокращением длины шагов, расстояния между барьерами, но повышением их темпа, бег или многоскоки под гору, по ветру, отталкивание с возвышения 5-10 см; использовать специальные тренажеры с передней тягой и блоков, облегчающих вес тела на 10-15% (при отталкивании и в беге).

Движения должны выполняться максимально быстро желательно быстрее основного упражнения или его элемента и чередоваться с заданной скоростью – 95-100% от максимальной. Быстрота движений достигается за счет совершенствования координации движений и согласованности в работе групп мышц (напряжение-расслабление). При непрерывном повторении упражнений быстроту можно повышать до максимальной постепенно – это сохранит свободу и амплитуду движений. Закрепощение и даже натуживание – серьезный враг быстроты. Эти упражнения лучше выполнять в начале тренировочного занятия, после разминки, тщательно разогрев мышцы в предварительных повторениях (с меньшей скоростью) избранного упражнения.

Второе. При скоростно-силовом направлении в подготовке школьников 13-14 лет решается задача увеличить силу сокращения мышц и скорость движений.

Используются основные соревновательные упражнения или отдельные его элементы, а также их сочетания без отягощений или с небольшим отягощением в виде пояса, жилета, манжетов в беге, прыжках, многоскоках с разных разбегов; бег, прыжки против ветра, в гору, увеличение длины шагов, расстояния между барьерами, высоты препятствий. Упражнения выполняются максимально быстро и чередуются с заданной скоростью. В этих упражнениях достигается наибольшая мощность движений и сохраняется их полная амплитуда.

Третье. При силовом направлении школьников 13-14 лет в подготовке решается задача развить наибольшую силу сокращения мышц, участвующих при выполнении основного упражнения.

Вес отягощения или сопротивления составляет от 80% до максимального, а характер и темп выполнения упражнений различный – от 60% до максимально быстрого. Чем больше проявляется сила сокращения мышц и связанные с этим ваши волевые усилия, тем эффективнее она развивается. В этих упражнениях обеспечиваются наивысшие показатели абсолютной силы мышц.

Для оценки эффективности скоростно-силовой подготовки настоятельно рекомендуем систематически применять метод различных контрольных упражнений, который предусматривает многократное изменение показателей: время, расстояние, вес, число повторений и др. Измерение необходимо проводить в стандартных условиях после разминки, через определенные интервалы (1 раз в 1-2 недели), и обязательно по этапам тренировки.

Таким образом, при выполнении специальных упражнений следует придерживаться методических правил:

— выражать ясно, понимать, какая двигательная задача решается в данном упражнении;

— развивать двигательные ощущения, мышечную память и контроль за свободой движений;

— следить за правильным рисунком, амплитудой, темпом и акцентами, а также угловыми значениями проявления максимальных мышечных усилий для избирательного и наиболее точного воздействия на определенные группы мышц в соответствии с рабочими фазами соревновательного упражнения;

— видеть и чувствовать главное звено и оценивать эффект от упражнения;

— повторное исполнение неточных движений чаще приносит только вред;

— использовать рефлекторную силу и эластичность предварительно растянутых мышц, постоянно стимулировать рефлекс на растяжение, выполняя упражнения в ритме упругих покачиваний (следи за стрелками на рис.);

— помнить, что число повторений в одном подходе должно быть до чувства легкого утомления, оптимально 25-30 в прыжковых упражнениях и без отягощений, 10-15 в упражнениях с применением малых отягощений или усилий на тренажерах;

— до чувства утомления – полного утомления в подходе в упражнениях со средними отягощениями или усилиями; 4-6 повторений и 1-3 в упражнениях с большими и максимальными отягощениями. Продолжительность одного подхода для развития силы в пределах 10 с. Чем больше число повторений и время работы, тем больше развивается силовая выносливость. Отдых между подходами 3 мин. Используйте смешанные режимы:

— использовать эффект последействия – "свежих следов", чередуя применение малых отягощений (пояс, жилет 0,25% от вашего веса) в основном и специальныхупражнениях на технику и без отягощений;

— увеличивать постепенно до максимального темп при многократном повторении упражнений;

— следует помнить, что изменение скорости движений при выполнении специальных и основного упражнений (от медленного, среднего, быстрого до очень быстрого) значительно обновляет их содержание и вносит новое в ощущения исполнителя. Поэтому правильные, но медленные движе-ния следует рассматривать только как разминочные и настроечные;

Заключение

Анализ научно-методической литературы позволил нам сделать следующиевыводы:

1. 1.2

2.Подросток в возрасте 13-14 лет уже походит в своем строении на взрослого человека и может выполнять более сложные упражнения, мышцы развиты хорошо и подросток владеет своим телом, так же у подростка развивается личность и идет период полового созревания, это лучший период для развития прыгучести.

3.Скоростно-силовые способности развиваются у подростков в заданиях и играх с предметами (передачи, перекладывание, броски, ловля) и без предметов. Нужно выполнять эти упражнения с предельной и околопредельной скоростью с акцентом на точность и сохранение заданной амплитуды.

Библиографический список

1. Аганянц Е.К. Физиологические особенности развития детей, подростков, юношей. Учебник / Е.К. Аганянц, Е.В. Демидов – Москва : 2002.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Учебник / Л.С. Выготский. – Москва : Педагогика-Пресс, 2008.

3. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека. Учебник / И.В. Гайворонский. – Москва : Академия, 2008.

4. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» Уч. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. – Москва : Академия, 2004.

5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. Учебник для студентов, обучающихся по специальности "преподаватель физической культуры", "тренер по виду спорта" / В.М, Зациорский. – Москва : Советский спорт, 2008.

6. Чикуров В.И. Гибкость/ В.И. Чикуров // Физическая культура и спорт. -2008.

7. Черкасов В.В. Техника и методика обучения прыжкам в длину и в высоту. - Тобольск, 1996. - 14 с.

8. Догертин, Кеннег Д. Современная легкая атлетика. История, внедрение, техника, тактика и тренировка / М. Физкультура и спорт 1958. –c. 145.

9. Коробова А.В. Школа легкой атлетики. Обучение техники видов легкой атлетики / М. Физкультура и спорт 1968. –С. 159-186.

10. Ломов Вольфгант “Бег. Прыжки. Метания” / М. Физкультура и спорт 1974. –.С 120-123.

11. Озолина Н.Г., Воронина В.И., Приманова Ю.Н. “Легкая атлетика” / М. Физкультура и спорт 1989. – С 461-469.

12. Попов В.Б., Прыжок в длину с разбега. М.: Физкультура и спорт 1962. – С. 120.

13. Попов В.Б., Прыжок в длину. М.: Физкультура и спорт 1977. –С 96.

14. Хоменкова Н.С. Легкая атлетика. М.: Физкультура и спорт. 1963. –С 342–355.

15. Лёгкая атлетика / М.Е. Кобринский [и др.]; под общ. ред: М.Е. Кобринского, Т.П. Юшкевича, А.Н. Конникова. – Мн.:Тесей, 2005.-336с.

16. Лёгкая атлетика : Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – 2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2005.-464с.

Приложение

Приложение 1

Наши рекомендации