Цель воспитания и ее место в воспитательном процессе
Цель воспитания – идеал совершенного, с точки зрения данного общества, человека, на реализацию которого направлено воспитание; это предвосхищаемый результат воспитательной деятельности (В. И. Смирнов).
Цели воспитания подчиняются все составляющие воспитательного процесса: содержание воспитания, организация воспитательного процесса, формы и методы, средства воспитания. Проблема постановки цели является наиболее важной в теории и методике воспитания.
Рассмотрим одну из современных концепций цели воспитания (О. С. Гребенюк). Главная цель школы предполагает обеспечение каждому учащемуся возможность достойной и полноценной жизни в обществе. По данной концепции школа опирается на три рода ценностей:
1) уважение к культурному наследию,
2) ценности социальной интеграции,
3) ценности индивидуального развития.
Процесс постановки цели может быть представлен следующими этапами:
1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности воспитателя и воспитанника;
2) моделирование педагогами и воспитанниками целей и задач, возможных результатов;
3) уточнение, внесение корректив в первоначальные замыслы, составление программы воспитательных действий с учётом предложений детей, родителей, прогнозируемых результатов (М. И. Рожков, Л. В. Байбородова).
Практическое воплощение цель воспитания находит в системе задач, поэтому можно привести и такое положение: цель воспитания – система воспитательных задач.
Главная цель воспитания определяет следующие задачи:
1. Гармоничное развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической сфер личности.
2. Воспитание культуры семейных отношений: семейные традиции, поддержание здорового образа жизни подготовка детей к самостоятельной семейной жизни.
3. Формирование качеств, помогающих ребёнку найти себя в обществе: гражданская позиция, уважительное отношение к законам, нормам социальной жизни.
4. Формирование у школьника осознания себя как части человечества и природы, понимание ответственности перед человечеством за своё будущее.
Воспитание как педагогическая категория в современной педагогике рассматривается как общественное явление, процесс и составная часть целостного педагогического процесса. Каждая историческая эпоха трансформировала цели, идеалы воспитания, создавала неповторимый механизм воспитания и вырабатывала критерии эффективности воспитательного процесса.
Движущие силы и логика воспитательного процесса.Воспитательный процесс рассматривается какцелостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности, реализуемая во взаимодействии педагога и воспитанника. Воспитательный процесс – неотъемлемая часть педагогической деятельности образовательного учреждения. В основе воспитательного процесса лежат характеристики, которые составляют его движущие силы и логику. Среди них основополагающими являются диалектичность, целенаправленность, противоречивость, систематичность, вариативность и оптимистичность. (Л.И. Маленкова).
Целенаправленностьвоспитательного процесса – одна из главных его характеристик. Цель воспитания должна быть понята и осознана как воспитателями, так и воспитанниками.
Диалектичность воспитательного процесса проявляется во взаимосвязи социальных, психологических и педагогических закономерностей; в непрерывности, динамичности, изменчивости всех компонентов процесса в целом.
Противоречивость поддерживает непрерывное течение воспитательного процесса. В теории воспитания принято различать внутренние и внешние противоречия. Внутренние противоречия возникают как проявление конфликта внутри самого человека, его борьбы с самим собой. Внешние противоречия порождаются взаимодействием личности с окружающим миром. Кроме того, выделяют общие противоречия как источник развития каждого человека и всех людей в целом, и индивидуальные противоречия, обусловленные развитием каждого отдельно взятого человека.
Систематичностьвоспитательного процесса – важнейший показатель отлаженности механизма воспитания, когда все элементы находятся во взаимодействии друг с другом.
Вариативность – возможность выбора классических и авторских концепций воспитания, интересных педагогических технологий, в процессе которого у педагога формируется своя профессионально-педагогическая позиция.
Оптимистичность– ориентирована на создание благоприятной атмосферы для творчества, веру в безграничные возможности ребёнка.
Как любой процесс, воспитательный процесс имеет свою структуру. Основными компонентами воспитательного процесса являются:
· Целевой компонент – предполагает определение педагогами и воспитанниками целей воспитания, это возможно на основе учёта интересов ребёнка, тенденций общественного развития, требований, которые предъявляет общество к воспитательным учреждениям.
· Содержательный компонент – обеспечивает готовность человека к реализации социальных ролей, предполагает формирование качеств, которые лежат в основе его взаимоотношений с людьми, обществом, государством.
· Операционно-деятельностный компонент – определяет комплекс средств воспитания, представляет воспитательную работу по реализации задач воспитания на основе поставленных целей.
· Аналитико-результативный компонент – предполагает отслеживание эффективности воспитательного процесса; выявление изменений в уровне воспитанности учащихся; определение важных причин недостатков в поведении.