Структура урока, этапы комбинированного урока
Урок биологии
1. Перспективное и поурочное планирование
2. Урок – основная форма организации учебной работы по биологии, требования к уроку
3. Подготовка учителя к урокам
4. Постановка цели урока
5. Структура урока, этапы комбинированного урока
6. Проведение урока биологии
Перспективное и поурочное планирование
Основой для планирования учебно-воспитательного процесса по биологии является анализ существующих нормативных требований, программ, учебных и дидактических пособий, опыта работы учителя.
Различают перспективныеи поурочные (текущие) планы.
Перспективные планы позволяют равномерно распределить материал программы по времени, предусмотреть закладку опытов, организовать сезонные наблюдения, использовать телепередачи, подготовить ТСО, инструментарий, спланировать повторение и проведение экскурсий, согласовать внеклассные мероприятия. В работе учителя роль годового плана выполняет календарно-тематическое планирование.
Министерство образования ежегодно публикует примерное календарно-тематическое планирование в методических пособиях, на Интернет-сайте и др. Учитель имеет право пользоваться опубликованным в печати вариантом планирования. Большинство учителей используют откорректированные планы. Учитель имеет право изменять последовательность изучения вопросов в пределах темы. Изменение последовательности прохождения тем нежелательно. Допускается небольшое перераспределение времени между темами.
Не существует нормативов, которые прописывали бы форму календарно-тематического планирования. Она определяется самим учителем либо рекомендуется администрацией школы. Тематический план не следует слишком детализировать, это не удобно и не нужно для работы. Название темы в тематическом плане приводится полное, по программе, а названия уроков можно приводить в сокращенном виде, удобном для записи в журнале.
В своей педагогической работе учитель биологии много времени уделяет текущему планированию – разработке планов уроков, факультативных занятий, курсов по выбору и внеклассных мероприятий. Поурочные планы содержат конкретные указания по организации и проведению урока.
2. Урок – основная форма организации учебной работы по биологии
Урок – это основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом – постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учеников – по определенной программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении.Следует заметить, что проведение уроков возможно вне классного помещения.
В педагогике общие требования к уроку подразделяют на 3 группы (Бабанский Ю.К., 1983): дидактические, воспитательные и организационные.
К числу дидактических и методических требований относятся: 1) четкое определение образовательных задач каждого конкретного урока и его места в общей системе уроков; 2) определение оптимального содержания урока согласно требованиям учебной программы, целям урока и с учетом подготовки учеников; 3) выбор рациональных методов, приемов и средств стимулирования и контроля; 4) выбор методов, которые обеспечивают познавательную активность; 5) сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учеников.
Воспитательные требования к уроку: 1) четкая постановка воспитательных задач урока, которые обеспечивают формирование научной картины мира, трудолюбия и т.д.; 2) формирование и развитие у учеников познавательных интересов, самостоятельности, владения творческой инициативы и активности; 3) соблюдение учителем педагогического такта.
Организационные требования к уроку: 1) наличие продуманного плана проведения урока; 2) четкая организация урока на всех этапах его проведения; 3) рациональное использование различных средств обучения (ТСО).
Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока.
3. Подготовка учителя к урокам
Подготовка учителя к уроку состоит из нескольких этапов:
1) Определение места данного урока в системе уроков курса темы с учетом программы, отражение внутрипредметных и межпредметных связей.
2) Определение триединой цели урока.
3) Ознакомление с объемом и содержанием информации учебника, корректировка ее с обязательным минимумом.
4) Выбор типа урока, его структуры, выделение главной дидактической задачи, отбор материала и определение разноуровневых вопросов.
5) Изучение методической литературы по теме урока.
6) Подбор или разработка дидактического материала, наглядных пособий, тестов, заданий, литературы для внеклассного чтения.
7) Отбор нужных объектов, оборудования, составление инструкции для самостоятельной работы учеников.
8) Указание фамилий учеников для проверки домашнего задания.
9) Разработка структурных элементов урока, хронометраж этапов урока.
10) Составление плана или конспекта урока.
Следует отметить, что порядок этапов в подготовке учителя к уроку может быть иным и этапы могут быть другие. Однако при подготовке обязательным будет составление плана или конспекта урока.
План урока– это краткое отображение содержания и хода урока, перечень действий учителя и учеников. План урока – личный документ учителя и каждый может писать его так, как считает нужным. Формально, проверяющий должен потребовать план урока в том случае, если посещенный урок проведен на низком уровне и цели урока не достигнуты.
Конспект урока – наиболее подробное и полное изложение содержания и хода урока, которое отражает совместную деятельность и учителя, и учеников. В конспекте,в отличие от плана, отражается весь ход урока, излагается подробное содержание учебного материала, вопросы для контроля знаний, умений. В конспекте также представлены модельные ответы учеников, приводятся рисунки и схемы, формулировки для записи в ученических тетрадях и прочее. Указывается методическая и биологическая литература к уроку.
Форма написания конспекта не имеет определенной схемы. Рекомендуется, чтобы конспект урока содержал три основные части: формальную, содержательную и аналитическую.
Формальная часть содержит: дату проведения, тему, цель, оборудование, литературу, последовательность этапов урока с хронометражем.
Содержательная часть состоит из двух частей: 1) текстов всех заданий, новый учебный материал, задачи, рекомендации по выполнению домашнего задания; 2) таблицы, в которой зафиксировано: что, на каком этапе урока делают ученики и учитель.
Аналитическая частьзаполняется после урока. Выполняется анализ собственного урока. Эта часть – необязательная.
Конспекты уроков составляются студентами во время педагогических практик, молодыми специалистами, а также опытными учителями во время подготовки открытых уроков, при проведении педагогического эксперимента, а также в случае введения новых учебных программ.
Подготовка к уроку – самая трудоемкая часть работы учителя. При добросовестном отношении к делу даже опытные педагоги тратят на подготовку одного урока около двух часов.
Постановка цели урока
Для урока необходимо определить триединую цель; она состоит из функций: образовательной, развивающей, воспитывающей.
Образовательная предусматривает: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности (речь, память, внимание, воображение, восприятие).
Воспитывающая: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения, трудовое воспитание, эстетическое, физическое и т.д.
Образовательная цель должна быть прописана не только для учителя, но и для ученика. Должна быть конкретной, отражать суть изучаемого на уроке.
Не на каждом уроке имеются возможности для реализации развивающих и воспитательных аспектов цели в полной мере. Часто такие цели носят декларативный характер, заносятся учителем в план «по требованию».
Структура урока, этапы комбинированного урока
Структура урока – это совокупность элементов урока, которая обеспечивает его целостность и сохранение основных учебно-воспитательных свойств при различных вариантах. Составные части урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. К числу составных элементов, например, комбинированного урока, относятся: организационный момент, проверка домашнего задания, воспроизведение опорных знаний, изложение нового материала, проверка первичного усвоения и закрепление материала, задание на дом.
Организационный момент – очень короткий по времени, на 1-2 мин, но значительный этап. Он определяет состояние классного помещения, приветствие, проверку отсутствующих, готовность учеников к уроку и т.д.
Проверка домашнего задания – его задача выявить знания учеников и установить возможности продвижения в изучении дальнейшего материала. Проверка домашнего задания на уроке не должна занимать более 10-15 мин. Учитель организует этот этап по-разному.
Воспроизведение опорных знаний-на этом этапе сообщается тема нового учебного занятия, формулируются цели урока, акцентируется внимание на социальную и практическую значимость изучаемого материала, показывается связь нового учебного материала с ранее изученным. Этап занимает 3-5 мин. Отсутствие этого этапа – методическая ошибка учителя.
Следующий этап – изучение нового материала. На это отводится больше всего времени – 15-20 мин и более. Методы, которые учитель может использовать в процессе изучения нового материала, весьма разнообразны.
Проверка первичного усвоения - учитель обязан на уроке получить информацию об усвоении нового учебного материала. Для этого он обычно спрашивает средних и слабых учеников. Отсутствие данного этапа является ошибкой в работе учителя.
Закрепление – этап закрепления новых знаний занимает 5-10 мин. Чаще всего педагог задает несколько вопросов по самым существенным, узловым проблемам темы урока. Применяются проблемные вопросы, создаются нестандартные ситуации. Обычно для ответа вызываются сильные ученики.
Структура урока отражается в плане проведения урока.