Формы и методы экологического воспитания дошкольников
Общепризнанно, что реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением формами и методами организации учебно-воспитательного процесса.
Формы и методы экологического воспитания дошкольников - общедидактические, но выделяются специфические, ведущие,, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию их экологической направленности.
Исследователи вопросов экологического воспитания дошкольников дают характеристику методов экологического воспитания, в классификации которых имеются некоторые различия. Но сущности их содержания адекватны и можно выделить условно такие группы методов:
- создание и поддержание необходимых условий для мира природы (растений и
животных). Важный метод, который реализуется разными формами, такими как
трудовая деятельность по уходу и выращиванию, проведение опытов, моделирующая
деятельность. Круглогодичный труд детей способствует приобретению практических
умений и навыков и обеспечивает осознанный характер отношений к живым
организмам;
- наблюдение, как метод чувственного познания природы. Метод обеспечивает
непосредственное общение с природой, с ее живыми объектами. Это главный
способ формирования у детей дошкольного возраста конкретных представлений о
природе, о взаимодействии растений и животных между собой и со средой их
обитания, их морфофункциональной приспособленности, а также основа образного
мышления. Представления, полученные во время наблюдений, становятся
содержательной основой различных видов деятельности детей: игровой, трудовой,
изобразительной, речевой и др. Наблюдения за природой организуются такими
формами как экскурсии, прогулки, в повседневной жизни.
- «метод отраженной природы» - это работа с календарями природы, знакомство с
произведениями искусства (художественных картин, литературных и музыкальных
произведений и т.д.), в которых отражены мотивы природы и др. Они дополняют,
уточняют, расширяют и закрепляют представления детей, полученные при
непосредственном контакте с природой. Этот метод наглядно показывает , что
природа вдохновляет людей, воздействуя на их чувства, побуждает создавать
прекрасное. Метод реализуется на различных видах занятий, игровой деятельности, во время праздников и развлечений, а также в других формах. - «словесно-литературный метод» - (диалог, монолог - рассказ, чтение, беседа), с помощью этого метода дошкольники учатся понимать определенные причинно-следственные связи в природе и с природой, они выходят на новый обобщенный уровень понимания закономерностей явлений природы. В практике экологического воспитания детей воспитатель использует эти формы и методы в комплексе в рамках конкретной технологии.
Таким образом, экологическое образование должно занимать центральное место в перманентном образовании, так как для экологического образования характерна тенденция целостного, разностороннего познания взаимосвязей природы, человека и общества. В отличии от других естественнонаучных направлений, объясняющих развитие и функционирование окружающего нас мира под определенным углом зрения, возможности экологического подхода - обобщение всех знаний в целостную картину мира.
Литература;
1. Ашикова С.Г., Ашиков В.И. Семицветик: Программа по культурно-экологическому
воспитанию детей дошкольного возраста. —М.: Педагогическое общество России, 1998.
2. Бобылева Л. Экологические знания - дошкольникам. // Дошкольное воспитание. -1997. —№7.
3. Васякина Ж.Л. Авторская программа «Паутина» по экологическому образованию детей.
-М., 1996.
4. Вересов Н.Н. Авторская программа «Мы - земляне» по экологическому воспитанию
дошкольников 5-7 лет. // Дошкольное воспитание. 1993. -№7.
5. Дерябо СВ., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на Дону,
1996.
Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей. - СПб. 1996
6. Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой. -СПб.:
Акцидент, 1998.
7. Николаева С.Н,. Методика экологического воспитания дошкольников. -М.: Академия,
1999.
8. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. -.М.: Карапуз, 2001.
9. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.Е.
Ефремовой. -М.: Академия, 2000.
10. Сохраним наш мир. Учебное пособие по экологии. - Ростов-на-Дону: Гермес, 1995.
11. Экологическое воспитание дошкольников. -Пермь: ВООП / Под ред. Федотовой A.M.,
1992.
12. Экология. Культура. Образование. -М.,: 1989
13. Экологические очерки о природе и человеке. / Под ред. Б. Гржимека, перевод с
немецкого. Прогресс, 1988.