Пропаганда культуры безопасности

Неотъемлемой частью формирования культуры безопасности, профилактики правонарушений, травматизма, профессиональных заболеваний, отравлений является пропаганда культуры безопасности всеми работника­ми ОУ, а не только учителем ОБЖ.

Цели и задачи пропаганды:

― снижение количества происшествий в ОУ;

― постоянное поддержание интереса к безопасности и ох­ране труда;

― убеждение работников, обучающихся и воспитанников в необходимости мероприятий по безопасности и охра­не труда;

― воспитание сознательного отношения к безопасности;

― популяризация новых средств обеспечения безопасно­сти;

― внедрение в учебно-воспитательный процесс современ­ных средств техники безопасности;

― создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда.

Для осуществления пропаганды безопасности и охраны; труда используются разнообразные формы, методы и средства, прежде всего, личный пример персонала ОУ.

Формами пропаганды культуры безопасности являются конференции, совещания, семинары, школы передового опыта, радио- и телепередачи, экскурсии, выставки, кино-дни и т.п.

Методы пропаганды культуры безопасности (приемы пере­дачи информации) включают рассказ, показ, демонстрацию натурных образцов, передовых приемов, лекции, беседы, консультации, личный пример старших.

Средствами пропаганды культуры безопасности служат кино, телевидение, плакаты, фотографии, витрины, правила, инструкции, стенные газеты, «молнии» об авариях, несчаст­ных случаях, о новых решениях, постановлениях, нормах, книги, строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТ, каби­неты и уголки безопасности.

Правильно организованная пропаганда безопасности и ох­раны труда должна постоянно напоминать работникам, обучаю­щимся и воспитанникам о потенциально опасных и вредных факторах на рабочих и других местах, о том, как следует вес­ти себя, чтобы предупредить несчастный случай.

Средства наглядной агитации используются как дополнительные средства внуше­ния, убеждения, воспитания, обучения. К ним относятся плакаты, стенгазеты, вырезка из газеты, разбитая машина, фотографии с места происшествия и т.д.

По содержанию они должны быть актуальными, информа­ция — новой, художественное решение — эмоциональным. Изображенная ситуация должна быть знакомой, типичной, выглядеть привлекательно. И всегда должна быть четко опре­делена идея. Например, указать на явления, вызывающие по­ложительное отношение. Или показать негативные факты и их последствия, побудить отрицательное отношение к изо­бражаемому.

Можно построить стенд на противопоставлении отрица­тельного и положительного действий показом преимуществ правильного, безопасного поведения.

Главное требование, предъявляемое к средствам наглядной агитации, — это понятная, образная трактовка темы. Пред­почтительнее использовать симметричные, законченные фор­мы — круг, квадрат, прямоугольник. Хуже воспринимаются абстрактные формы. Изображения людей и животных при­влекают больше внимания, чем вид неодушевленных предме­тов. Текст должен быть краток, энергичен, доходчив. Хорошо воспринимаются и запоминаются призывы, состоящие из ко­ротких фраз, особенно в рифму: «Больше дела, меньше фраз. Безопасность в каждый класс!»

Средства наглядной агитации эффективнее, если в изобра­жении отдельных объектов или ситуаций присутствуют сати­ра, юмор: «Крут был Леха, а кинули как лоха».

Очевидно, что правильнее всего разумное сочетание всех перечисленных подходов и приемов к созданию средств на­глядной агитации в зависимости от темы и возраста обучаемых.

Хотелось бы подчеркнуть важность привлечения к подго­товке средств наглядной агитации самих обучаемых и их близких. Особенно это необходимо в отношении отстающих, малоинициативных, недоброжелательных людей. Совместная работа и отличные оценки позволяют улучшить контакты с ними.

Карманные средства пропаганды безопасности.В последние годы появились компактные иллюстрирован­ные книжечки, сравнимые по размеру с обычным паспортом. При кажущейся миниатюрности в них от 64 до 96 страниц полезного текста с рисунками о правилах поведения в самых разнообразных ситуациях. Например, рекомендации по компьютерной и электробезопасности, психологической и медицинской помощи в экстремальных ситуациях, записная книжка-памятка для школьни­ка и др., где прописаны алгоритмы безопасного поведения.

Литература

1. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания БЖД// ОБЖ, 1998. - № 7. – С.34-37.

2. Бахтиаров Б. О подготовке педагогических кадров по ОБЖ // ОБЖ, 1998. - № 6. – С.22-23.

3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов и др. – СПб., Питер, 2005.

4. Золотов А.Н. Информация. Культура. Национальная безопасность.//Жизнь и безопасность. – 1998.- № 2-3, С.89 – 97.Сапронов В. Коренная потребность человека: научная база образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» - теория безопасности// Основы Безопасности Жизни.- 2004. - № 8, С. 35 – 41.

5. Лисина Е., Севастьянов Б. Образовательная структура в области безопасности жизнедеятельности // Основы Безопасности Жизни.- 2004 - № 4, С. 40 – 44.

6. Михайлов В.А. Психолого-дидактические аспекты обеспечения безопасной жизнедеятельности// Жизнь и безопасность. – 2003. - № 1-2, С. 99 – 103.

7. Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности//Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2000. - № 8, С. 13 – 16.

8. Мошкин В. Культура безопасности в содержании школьного образования//Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2004. - № 2, С. 36-39.

9. Мошкин В. Мировоззренческая и нравственная подготовка к безопасной жизнедеятельности – 2000. - №9, С. 11-15.

10. Мошкин В. Цели воспитания культуры безопасности//Основы Безопасности Жизнедеятельности. – 2004. - № 3, С. 38 - 42.

11. Петров С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. – М.: МИОО, 2005. – 224 с.

12. Русак О.Н., Зайцева В.К. Беседы о безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие, ЛТА. СПб, 1994.

13. Сапронов В. Вопросы безопасности в образовании // ОБЖ, 1998. - № 6. – С.19-21.

14. Сапронов В. Коренная потребность человека: научная база образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» - теория безопасности// Основы Безопасности Жизни.- 2004. - № 8, С. 35 – 41.

15. Сапронов В. Современный комплекс проблем безопасности: Проспект раздела дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // ОБЖ. Основы Безопасности Жизни.- 2004 - № 3, стр. 34-39.

16. Трубина Л. Формирование культуры безопасности в школе // ОБЖ.. Основы Безопасности Жизни. – 2004. - №2, С. 38 – 41.

17. Устинов В.И., Устинов В. Е., Попадейкин В.В. Проблемы воспитания общественной культуры безопасности. // ОБЖ, 1998. - № 10. – С. 13-17.

18. Цаубулин В. Структура обучения будущих специалистов в области безопасности // ОБЖ, 2002. - № 9. – С. 44-47.

19. Чернецкая М., Маринина Л. БЖД – потребность будущих поколений // Основы Безопасности Жизни.- 2004 - № 6, С. 40 – 42.

20. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (психологическое манипулирование) / В.П. Шейнов. М.: ООО изд. АСТ, Мн., Харвест, 2005.

Глава 3.

Наши рекомендации