Классификация функциональных стилей
Разные подходы в классификации функциональных стилей объясняются тем, что одни ученые выделяют стили, опираясь на функции языка, другие – на сферу употребления.
В отечественном языкознании одна из первых попыток выделения стилей на основании языковых функций была сделана А.М. Пешковским, который противопоставлял «основной цели всякого говорения – сообщения мысли» добавочные, т.е. «воздействие на воображение слушателя и возбуждения в нем эстетических переживаний (художественная речь), воздействие на волю его (ораторская речь, рекламная речь), облегчение ему понимания сказанного (лекторская речь, популяризация)» [Цит. по: Барлас, с. 44-45] и т.д.
Классификацию функциональных стилей на основе сферы употребления языка предложила М.Н. Кожина. Данная классификация построена на основе трех групп стилеобразующих факторов:
1. Экстралингвистические факторы (форма общественного сознания и соответствующий вид деятельности – наука, искусство, право и т.д.; сюда входит и специфический характер (тип) мышления – отвлеченно-обобщенный или конкретный, а также форма отражения – научное понятие, художественный образ, правовая норма и т.д.) в целом определяют тематику и содержание речевых высказываний, а также состав языковых средств (особенно лексических) функционального стиля.
2. Объективные стилеобразующие факторы (форма проявления языка (устная, письменная), вид речи (монологическая, диалогическая), способ коммуникации (массовая, личная), жанр речи (в широком смысле: очерк, рассказ, повесть, монография, учебник, научная статья, лекция, диспут, собрание и т.д.), вид науки, способ изложения (описательный, повествовательный, рассуждающий, полемически-критический)) определяют разновидности стиля, подстили.
3. «Ситуативно-общественные» факторы (тон речи – высокий, торжественный или сниженный; ориентация на слушателя, аудиторию; вид речевого акта – двусторонний или односторонний).
Помимо названных факторов можно отметить следующие: выражение авторской позиции (степень объективности или субъективности изложения), проявление авторской индивидуальности.
Все указанные факторы оказывают влияние на характер речи, но их воздействие на формирование стиля неодинаково. Наиболее значимы в плане стилеобразования форма общественного сознания и соответствующий вид деятельности. Эти факторы определяют наиболее типизированные, социально и лингвистически значимые сферы общения, которые становятся основой классификации функциональных стилей.
В современном русском языке выделяются следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, разговорная речь; особое положение в системе стилей занимает язык художественной литературы.
Системность каждого стиля заключается в том, что языковые единицы разных уровней взаимосвязаны на основе единой цели – обслуживания определенной сферы общения.
Вопрос о положении художественного стиля среди других функциональных стилей решается неоднозначно. Статус языка художественной литературы вызывает споры. Некоторые ученые считают его функциональным стилем (Р.А. Будагов, М.Н. Кожина и др.), другие видят в нем особое явление, отмечая, что он соотносится с национальным языком, включая территориальные и социальные диалекты (см. Приложение Б).
Необходимо отметить, что в языковой действительности функциональные стили взаимодействуют, границы между ними подвижны, элементы одного стиля могут проникать в другой, появляются переходные жанры. Однако, как правило, в тексте, являющемся результатом взаимодействия стилей, один стиль выступает главным, а некоторые особенности других проявляются на его фоне. Всякий текст создается в соответствии с функционально-стилевыми нормами конкретного стиля, но при этом в нем могут отмечаться черты, нетипичные для стиля в целом.
О тесной связи культуры речи и умения пользоваться функциональными стилями пишет Б.Н. Головин: «Одной из задач науки о речевой культуре становится понимание и описание воздействий стилей языка и стилей речи на коммуникативные ее качества» [Головин, с. 265]. Связь между коммуникативными качествами речи и стилями языка представлена им в виде матричной таблицы, дающей ответы на вопросы: «Поддерживает ли стиль коммуникативное качество?» и «Нуждается ли коммуникативное качество в стиле?».
Таблица 1
Стили языка | Коммуникативные качества речи | ||||||
Правильность | Точность | Логичность | Чистота | Выразитель-ность | Богатство | Уместность | |
Художественный | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да |
Научный | Да | Да | Да | Да | Не очень | Нет | Да |
Деловой | Да | Да | Да | Да | Нет | Нет | Не очень |
Публицистический | Да | Да | Да | Да | Да | Не очень | Не очень |
Разговорно-бытовой | Не очень | Не очень | Не очень | Не очень | Да | Не очень | Не очень |
Вопросы и задания по теме
1. Что такое функциональный стиль? Перечислите функциональные стили, выделяемые в современном русском литературном языке.
2. Как создается единство стиля? В чем заключается отличие одного стиля от другого?
3. Какое место в системе функциональных стилей современного русского литературного языка занимают просторечие, жаргоны, диалекты, профессиональные языки? При ответе обратитесь к функциональной структуре общенародного (национального) языка, представленной в таблице 2 (таблица дается по: Мечковская, с. 33).
Таблица 2
Общенародный язык | Литературный (нормированный) язык | Кодифицированный литературный язык | Официально-деловые стили | Научно-технические стили | Язык художественной литературы |
Язык радио, телевидения, газет | |||||
Устная публичная речь | |||||
Некодифици-рованная речь | Разговорная речь | ||||
Нелитератур-ные формы существования языка | Просторечие | Молодежное арго, сленг | |||
Территориаль-ные диалекты | Профессиональное просторечие, социальное арго |
4. По таблице 2 охарактеризуйте иерархию всех форм существования общенародного языка; рассмотрите оппозицию литературного языка и ненормативных разновидностей речи; место разговорной речи, границы ее норм; место научного и официально-делового стиля по отношению к разговорной речи; объясните расположение на схеме языка художественной литературы параллельно пространству общенародного языка.
5. Приведите примеры текстов переходных жанров, возникших в результате взаимодействия функциональных стилей. Отметьте, какой стиль выступает главным в тексте, и укажите черты тех стилей, которые проявляются на его фоне.
6. Составьте диалоги на одну и ту же тему: 1) в официальной обстановке, 2) в неофициальной обстановке.
7. Какие из приведенных слов являются стилистически окрашенными, а какие стилистически нейтральными? Проверьте по толковому словарю. Составьте с этими словами предложения:
Ладный, набег, обмозговать, поистине, ренегат, харизматический, синтаксис, реостат, сила, великолепный, всуе, зиждитель, птерозавр, собрат, стерильный, терраса, удобопонятный, урбанизм.
8. Подберите к приведенным ниже словам синонимы иной стилистической окраски:
Даром, декларация, жульничать, интерпретатор, клан, конфликт, линючий, муторный, насупиться, криминальный, обшарить, шаромыга, эквивалент, кинуть.
9. Прочитайте отрывок из Правил Дорожного Движения 2011г. Передайте содержание средствами разговорной речи. Использование каких слов и выражений необходимо? Какие из них не имеют разговорных синонимов?
Обязанности пешеходов.
Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам. Пешеходы, переводящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движения по тротуарам или обочинам создают помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части).
Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
10. Составьте текст на одну и ту же тему в научном и разговорном стиле; публицистическом и официально-деловом; научном и художественном. Темы: Осень. Посвящение в студенты ЮРГУЭС. Современные средства коммуникации. Автобиография. Донская степь.
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Общая характеристика
Научный стиль обслуживает разные отрасли науки. Основной функцией этого стиля, по мнению Л.Г. Барласа, является не только передача логической информации, но и доказательство её истинности, новизны и ценности. Вторичной функцией называется активизация логического мышления читателя (слушателя). Т.П. Плещенко называет следующие функции научного стиля: 1) отражение действительности и хранение знания (эпистемическая функция); 2) получение нового знания (когнитивная функция); 3) передача специальной информации (коммуникативная функция).
Мышление в сфере науки отличается обобщенностью, абстрагированностью и логичностью. Это обусловливает отвлеченность, обобщенность, подчеркнутую логичность изложения. Среди вторичных стилевых черт называется смысловая точность (однозначность выражения мысли), информативная насыщенность, объективность изложения, безо́бразность, скрытая эмоциональность