Основы проектирования учебно-воспитательных ситуаций

Любая учебно-воспитательная ситуация очень сложна в силу сложившейся системы зависимости и взаимоотношений учащихся с родителями, семьей, учителями, товарищами в классе, в школе, в ином учебном заведении, на улице и сложной системы их отношений к познанию, общению и труду.

Под учебно-воспитательной ситуацией понимается совокупность обстоятельств учебного взаимодействия и взаимоотношений обучающих и обучаемых, которые требуют принятия решения и соответствующих действий или поступков со стороны участников. Основными элементами учебно-воспитательной ситуации являются:

- цели воспитания

- объекты воспитательного воздействия

- субъекты воспитательного воздействия, которые приводят в движение педагогическую ситуацию, переводя ее в педагогическую задачу и решая ее.

Учебно-воспитательные ситуации разнообразны. Общим моментом может выступать то обстоятельство, что возникают они в результате взаимодействия между вступившими в контакт обучающим и обучаемым. Это позволяет говорить о том, что в возникновении учебно-воспитательной ситуации свой вклад вносят и та, и другая стороны. Учебно-воспитательная ситуация может выступать единицей анализа учебно-воспитательного процесса и включать в себя оценку учебно-воспитательной деятельности и решение задачи от начала до конца в конкретных условиях. В деятельности одного и того же субъекта задача может изменяться внешним образом, если кто-то ставит новую задачу, или внутренним образом, если субъект деятельности меняет ее. С изменением задачи получает начало развитие новая ситуация. Несмотря на то, что учебно-воспитательные весьма разнообразны, их все же можно типизировать.

Основаниями для типологии учебно-воспитательных ситуаций по видам в соответствии со степенью сложности служат:

Степень проявления: пассивная (вялотекущая) и активная (аффективная) ситуация.

Длительность проявления: быстро текущая (минуты, часы. дни) или затянувшаяся (до нескольких месяцев).

Участники ситуации:

обучающий – обучаемый;

обучающий – обучаемые;

обучающие – обучаемые;

обучающий (-щие) – обучаемый (-мые) – третьи лица

Форма взаимодействия в ситуации:

- сотрудничество – это такое взаимодействие в учебно-воспитательной ситуации, при котором один человек способен уловить состояние другого и, перестроив негативное к нему отношение, принять его действия, развить их дальше в целях успешного разрешения ситуации. В основе сотрудничества лежит содействие партнеру, забота о его благополучии независимо от своего настроения.

- конфронтация, открытое (скрытое) неприятие позиций противоположных сторон по причинам объективно-субъективного характера, усугубляющее позитивное разрешение ситуации.

Характер действий обучаемых в различных ситуациях:

· ситуации необходимого и обязательного выбора. Социально-психологические условия учебной деятельности требуют, чтобы ученик, студент вел себя не в соответствии со своими желаниями, а в соответствии с определенными требованиями, регламентирующими процесс обучения. Понимая необходимость выполнения этих норм, обучаемые сознательно регулируют свое поведение, формируют у себя культуру поведения и отношений с окружающими в рамках учебной деятельности;

· ситуации свободного выбора. Например, будучи членом класса, учебной группы обучаемый имеет возможность выбирать себе друзей, по своему усмотрению проводить свое личное время, определять свое отношение к поведению вне стен образовательного учреждения;

· ситуации случайного характера. Сюда относятся случаи, когда обучаемому предоставляется возможность проявить свои лучшие качества: прийти на выручку товарищу, решительно выступить против хулиганов, проявить выдержку, смелость, находчивость в экстремальной ситуации и т.п.

Формы организации и проявления учебно-воспитательных ситуаций также могут быть исключительно разнообразны. Многое в процессе их возникновения и развития будет зависеть как от объективных обстоятельств учебного процесса, так и от собственно субъекта педагогической деятельности - учителя, педагога. В целом, к учебно-воспитательным ситуациям можно отнести:

· ситуации стимулирования;

· ситуации выбора;

· ситуации успеха;

· конфликтные ситуации;

· проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных задач;

· ситуации риска;

· ситуации критики и самокритики;

· ситуации помощи и взаимопомощи;

· ситуации угрозы наказания;

· ситуации самооценки;

· ситуации общения;

· ситуации подчинения;

· ситуации убеждения;

· ситуации обвинений и выдержки;

· ситуации быстрого переключения в работе и общении;

· ситуации соревнования и соперничества;

· ситуации сопереживания;

· ситуации проявления невнимания;

· ситуации ограничения;

· игровые ситуации;

· ситуации ответственных решений;

· ситуации освоения новых способов деятельности;

· ситуации выражения веры и доверия;

· ситуации предъявления требований;

· тренинговые ситуации;

· ситуация расхолаживания дисциплины и дезорганизации.

Рассмотрим на примере отдельных учебно-воспитательных ситуаций в процессе учебной деятельности их содержание и особенности проявления.

Проблемная ситуация в учебно-воспитательном процессе создается постановкой перед обучаемыми учебно-познавательной задачи, требующей для своего решения мобилизации личных знаний, приведения в состояние повышенной активности мыслительных способностей. Она разрешается учащимися самостоятельно или с помощью педагога. Главная функция проблемной ситуации состоит в том, чтобы обеспечить наиболее глубокое овладение учебным материалом в условиях повышенной трудности, вовлечение умственных сил учащихся в состояние деятельность.

Игровая ситуация способствует вовлечению обучаемых в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим, суггестивным воздействием, содержащую изучаемые знания, умения и навыки. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний, облегчающей усвоение учебного материала, оказывающей внушающее воздействие.

Моделирование ситуации успеха. Ситуация в данном случае будет выступать как сочетание условий, обеспечивающих успех, а сам успех - результат подобной ситуации.

Моделируя учебную ситуацию необходимо помнить, что решение любой учебной задачи предполагает подготовку, исполнение и оценивание. Поэтому выделим в развитии ситуации успеха несколько этапов.

1. Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность. Педагог ставит перед собой задачу сформировать у учащегося стремление как можно успешнее выполнить учебное задание, ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, сформирует мотив достижения успеха. Формируя мотив достижения как основу определенной атмосферы среди обучаемых, педагог вправе предложить различные варианты мотивов: стремление самостоятельно решить интересные задачи, попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым, рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей, установить новые контакты в ходе выполнения и т.д.

2. Организационный этап, или обеспечение деятельности. Задача учителя – обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. На данном этапе ситуацию успеха можно рассматривать как частный случай проблемного обучения, как одно из средств формирования умственных действий в процессе оптимизации обучения. На данном этапе достижения ситуации успеха задачей учителя является создание условий для успешного выполнения учебного задания.

Методами решения задачи будут:

- организационный контроль (начало работы, паузы, окончание работы);

- содержательный контроль (консультации по содержанию работы);

- интеллектуальное и эмоциональное стимулирование учащихся.

3. Результативный этап, или сравнение предполагаемой оценки с реальной. Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего учебного задания. Для этого учащийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности.

Ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к учению в активное, творческое, если формирует у субъекта деятельности: положительное отношение к деятельности; приятное чувство успеха, вызванное преодоление м трудностей, предложенных педагогом; эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения учебных задач; удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим обучаемым; осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления; формирование устойчивой потребности в самообразовании.

Ситуация успеха, реализуясь в устойчивом эмоциональном состоянии учащегося, мотивирует его желание включиться в учебный процесс, принять в нем посильное участие, она же организует условия для такого участия и влияет на формирование осознанного отношения к результатам своего учебного труда.

Таким образом, ситуация успеха становится условием воспитания такого отношения к учению, которое способствует проявлению и развитию активности учащихся в процессе обучения, их самопознанию, самообучению и самоформированию.

При анализе учебно-воспитательных ситуаций необходимо учитывать:

- отношение обучаемого к получению образования и необходимого уровня знаний;

- уровень учебных умений и навыков обучаемого;

- взаимоотношения, сложившиеся с конкретным педагогом, учителем; стиль общения педагога, учителя.

- характер взаимоотношений, принятый в конкретном ученическом классе, студенческой группе;

- отношения родителей или других референтных лиц к самому процессу получения образования, в целом, и к отдельным предметам, в частности;

- стиль общения между педагогами, стиль преподавания, принятый в данной школе, вузе;

- социальная ориентация общественного мнения в необходимости той или иной учебной дисциплины.

Все эти факторы оказывают существенное влияние на поведение учащегося, характер его взаимоотношений с окружающими и отношение к обучению в целом.

Основы проектирования учебно-воспитательных ситуаций - student2.ru

Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля

1. Как формировался в педагогике гуманистический подход к осуществлению воспитательной работы и какое влияние он оказал на разработку методов воспитания?

2. В чем сущность воспитания как процесса интериоризации общечеловеческих ценностей?

3. Назовите основные пути и средства формирования мировоззрения учащихся.

4. Каковы основные задачи формирования базовой культуры личности?

5. Перечислите и охарактеризуйте наиболее известные концепции воспитания.

Темы рефератов

1. Технология коллективного творческого воспитания (И.П. Иванов).

2. Модель воспитания социальной инициативности в деятельности общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ).

3. Модель психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе (О.С. Газман).

4. Теория и технология воспитания духовной культуры молодого поколения (Н.Б. Крылова).

5. Организация самовоспитания (А.И. Кочетов).

Рекомендуемая литература

1. Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. Львов, 1986.

2. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного воспитания личности. – М.: Знание, 1977. − 64 с.

3. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников / Сост. Ф.А. Бобков; Под ред. И.С. Марьенко. М., 1982.

4. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М., 1980.

5. Зарецкая И.И. Нравственное воспитание учащихся. М., 1986.

6. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. М., 1987.

7. Коломинский Я.Л. Воспитай себя. М., 1974.

8. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. М., 1983.

9. Основы эстетического воспитания школьников / Под ред. М.А. Кушаева. М., 1986.

10. Предупреждение вредных привычек у школьников. Минск, 1987.

11. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984.

12. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М., 2005.

13. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. М., 1987.

14. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр. Соч.: В 11 т. М.; Л., 1948. Т.2.

15. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983.

16. Чернышенко И.Д. Трудовое воспитание школьников: Вопросы теории и методики. М., 1986.

17. Шамова Т.И., Нефедова К.А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. М., 1985.

18. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. Казань, 1989.

19. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.

20. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Сост. Г.С. Лабковская. М., 1983.

Наши рекомендации