Образование детей с трудностями в обучении
Трудности в обучении подтверждают необходимость создания особых условий обучения для детей с задержкой психического развития с применением иных методов, чем те, которые используются в массовой школе.
В отечественной практике первые попытки специальной педагогической работы с детьми с ЗПР были предприняты в конце 50-х -начале 60-х годов в пределах небольших экспериментальных групп при Институте дефектологии АПН СССР, в которых такие дети, обучаясь в массовой школе, получали дополнительную подготовку.
Особый подход к обучению детей дайной категории дал положительные результаты, подтвердившие способность детей с трудностями в обучении к овладению программой массовых дошкольных учреждений образования, а также программой начальной школы и возможность в большинстве случаев продолжать образование.
В настоящее время для этой категории детей помимо специальных учреждений образования созданы и функционируют классы (группы) интегрированного обучения и воспитания в учреждениях образования общего типа на всех уровнях основного образования.
В нашей стране создана система коррекционно-развивающего обучения, учитывающая индивидуальные образовательные потребности каждого ребенка, его способности, динамику развития. Большая работа проводится по разработке диагностических методик, позволяющих наиболее точно и своевременно отграничить эту категорию детей как от детей с интеллектуальными нарушениями в форме умственной отсталости, так и от детей с тяжелыми нарушениями речи.
Е.А. Медведева так определяет составляющие системы ком-i плексной помощи детям с трудностями в обучении:
• раннее выявление детей с нарушениями психического разви-
: тия,обеспечение преемственности форм и методов коррекционпой
[ работы в системе дошкольного и школьного образования, начально
го и основного общего образования;
• совершенствование системы медицинского, педагогического и
психологического диагностирования с целью определения особен
ностей организации коррекционно-образовательного процесса, со
хранения и укрепления здоровья детей;
• создание системы лечебно-оздоровительной и профилактиче
ской работы в условиях общеобразовательных учреждений;
• нормативное и учебно-методическое обеспечение практики об
разования детей с ЗПР;
. • определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников;
• создание и применение критериев и методик оценки эффек
тивности коррекциоттпо-развивающего образовательного процесса;
• разработку моделей служб консультативной помощи семье;
• i юдготовку педагогических кадров для системы дошкольного и
школьного образования.
Определяющим моментом в организации эффективной помощи этой категории детей является профилактика и раннее выявление нарушения развития. Таким образом, во главу угла ставится принцип единства диагностики и коррекции нарушения в развитии у детей дошкольного возраста.
Основными направлениями коррекциониой работы с детьми дошкольного возраста являются: 1) диагностике- консультативная помощь, 2) лечебно-оздоровительные мероприятия, 3) коррекционно-развивающая работа.
Эффективность и результативность коррекциошю-развивающей работы определяются согласованностью совместных усилий спе-циалистов-дефектологов, педагогических работников учреждения образования и семьи ребенка.
Целью коррекционной работы со школьниками с трудностями в обучении является определение и устранение причин трудностей в учении - «развитие общих способностей к учению в рамках личностной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер путем развития общих способностей к учению и коррекции индивидуальных недостатков развитрш» (В.В. Гладкая).
Наиболее общими принципами работы с этой категорией детей являются следующие положения:
• устранение причин затруднений в усвоении предметных зна
ний и умений (исправление или ослабление имеющихся у ребенка
нарушений развития психических школьно-значимых функций и
формирование учебной деятельности);
• осуществление индивидуального подхода как на уроках обще
образовательного цикла, так и во время проведения специальных
занятий;
• предотвращение наступления утомления (правильное чередо
вание умственной и практической деятельности);
• поддержка детей, развитие веры в свои силы.
В.В. Гладкая определяет такие основные блоки направлений коррекционной работы с младшими школьниками с трудностями и обучении:
1) формирование учебной деятельности детей и коррекция ее
недостатков (формирование учебной мотивации, общеучебных ин
теллектуальных умений, развитие личностных компонентов позна
вательной деятельности);
2) развитие психических функций, обеспечивающих учебную
деятельность (школьно-значимые функции: зрительное восприя
тие, пространственная ориентировка, фонематический слух, па
мять, устная речь, мышление и др.);
3) формирование базовых представлений и умений, необходи
мых для успешного усвоения школьной программы (количествен
ные представления, графические умения и др.).
Неотъемлемой частью коррекциониой работы с детьми с трудностями в обучении является нормализация их деятельности, в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. С этой целью детей следует обучать выполнению словесных инструкций с несколькими заданиями, что предполагает анализ задания, выделение и планирование этапов деятельности.
Особое внимание отводится работе с родителями ребенка: укрепление веры в силы и возможности ребенка, формирование правильного отношения к специальным учреждениям образования.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Срапиите характеристики групп детей с ОГ1ФР: «дети с интеллектуаль
ной недостаточностью в формеумстисшюй отсталости» и «дети с трудностями
в обучении, обусловленными задержкой психического развития».
2. Какие группы детей с трудностями в обучении, обусловленными задерж
кой психического распития, выделила К.С. Лебединская? Дайте характеристи
ку каждой из них. Какие классификационные признаки положены в основу
систематики?
3. Назовите типичные особенности детей с ЗПР.
4. Обоснуйте первостепенное значение принципа единства диагностики и
коррекции отставания в развитии у детей дошкольного возраста с нарушен пи
ми психического разиитня.
5. Назовите основные направления коррекционной работы с детьми с труд
ностями в обучении, обусловленными задержкой психического разиитня.
6. Составьте структурно-логическую схему по изученной теме.